Навыки проектно-исследовательской деятельности. Любознательность и инициативность.
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь деятельностью, как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Порой чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Как отмечают многие отечественные педагоги и психологи, проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, выделение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по воплощению проекта) и сама реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
В образовании цель исследовательской деятельности состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их.
Мотивами могут выступать:
потребности,
интересы,
установки,
идеалы,
влечения,
эмоции.
Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер.
Проект учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, получать в ходе выполнения задания значительно больше знаний, чем дает урок. В ходе длительного, тесного сотрудничества учителя и ученика удается выяснить то, что раньше не замечалось. Только в личной беседе с учащимся можно выявить, что им движет, в чем его слабые и сильные стороны. Эти занятия помогают подросткам преодолеть себя, поверить в свои силы, и даже иногда раскрыть способности, о которых они и сами не подозревали.
Проект для учащего является:
привлекательной для учащихся оригинальной формой работы;
способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности;
прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения и навыки работы в сотрудничестве сверстников или педагога
Коммуникативные
Презентационные
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее:
умение видеть проблемы;
умение использовать технику формулировки вопросов;
умение формулировать исследовательские гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения эксперимента;
умения делать выводы;
умения и навыки работы с текстом;
навык конспектирования;
умения доказывать и защищать свои идеи.
Таким образом, развитие инициативы и любознательности у дошкольников обеспечивается реализацией целостной педагогической системы, эффективность которой определяется комплексом педагогических условий.
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №4 с УИОП
им. Г.К. Жукова,
г.о.Краснознаменск
Новоженина Е.А.