СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Навыки публичного выступления – залог успешности профессиональной деятельности педагога»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house"Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. . Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003].

Просмотр содержимого документа
««Навыки публичного выступления – залог успешности профессиональной деятельности педагога»»

«Навыки публичного выступления – залог успешности профессиональной деятельности педагога»

Публичное выступление можно и нужно готовить. Считается, что технология подготовки содержания публичных выступлений под условным названием «Домик» (“message house” – англ.) была разработана в середине XX века компанией "Бёрсон Марстеллер" (Burson Marsteller) для спикеров крупных корпораций. Но в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, структурно и функционально похожие на "message house". Содержащие все те же базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [Например,В.И.Аннушкин, "Русская риторика - исторический аспект", изд. Высшая школа, Москва, 2003]. Причем, возраст таких схем составляет несколько сотен лет. В некоторых источниках приводятся описания подготовки проповедников старообрядческой традиции, перевод которых датирован 1702 г. Установить же истинный возраст первоисточника, по-видимому, не представляется возможным. Публичное выступление всегда было одним из элементов управления, общественной жизни, власти.

Название этой технологии подготовки  - "Домик" - происходит от её распространённого графического представления. Схема содержит три базовых блока: "основания", "аргументы" и "послание", которые напоминают элементы "дома": подвал, этаж и крышу. В настоящее время технология "message house" применяется в качестве поточной технологии в ведущих американских и европейских тренинговых центрах. В России этим способом пользуются многие, как первые лица компаний и государственных учреждений, для которых публичность это часть повседневной работы, так и отправляемые на соответствующие курсы сотрудники корпораций, которые только учатся этому.  
Технология “message house” имеет свои плюсы и минусы: 
(+) компактность, графичность, чёткость структуры, универсальность содержания (подходит для любой темы выступления), возможность самостоятельного использования; наименьший (среди известных) коэффициент искажения информации в процессе восприятия публичного выступления; 
(-) В процессе обучения иногда наблюдается психологический барьер некоторых людей к работе в модельных ситуациях, технология не рассчитана на переговорные и протяженные во времени коммуникационные процессы, не имеет запасных вариантов при изменении темы выступления. 

Другими словами, готовить публичное выступление, используя технологию «message house» эффективно в случае относительно коротких (5-15 минут), информативных выступлений: перед прессой с сообщением о новостях бизнеса, принятых политических решениях, организационных изменениях, коротких презентациях программ, продуктов, сообщениях о назначениях и т.п. Также, в любом публичном действии, одной из целей которого является информирование аудитории о каком-либо факте. (Напомним, что информирование не всегда является основной целью публичного действия, и никогда не может быть единственной целью). Интересен тот факт, что помимо графического представления, название технологии имеет и другие корни. Дело в том, что английское «house» имеет много (по данным разных словарей от 7 до 16) переводов на русский язык, и два из них носят следующие значения: 
house - театр; публика, зрители; 
appreciative house - отзывчивая публика, аудитория; 
to bring down the (whole) house - вызвать гром аплодисментов; 
full house – аншлаг; 
- представление; сеанс; 
the first house starts at five o'clock - первый сеанс начинается в пять часов. 

Т.о. английское «message house» возможно трактовать и как «дом сообщения» и как «сообщение публике» Или: «публичное сообщение». 


На схеме показано наиболее общее представление элементов технологии «message house», по которой можно готовить публичное выступление, точнее, его содержание. Три элемента присутствуют в любой версии технологии: это послание, аргументы и основания. Остановимся на каждом из них подробнее. 
1.Послание. (Message). 
Специалисты по коммуникациям называют «посланием» главную мысль информационного сигнала, который проходит путь от говорящего к слушающему. Другими словами, послание - это та короткая содержательная часть, которая остается в наших собеседниках после того, как процесс общения закончен. Здесь очень важно слово «содержательная часть»: часто (практически всегда) ситуативные эмоции и впечатления, симпатии или неприязнь, которые испытывает аудитория по отношению к выступающему, гораздо более сильны, чем собственно, информация, которую он хотел донести. Ещё раз отмечу, что не всегда публичное выступление имеет своей целью информирование. Более того, без «эмоционального сопровождения» даже эта цель не будет достигнута.
Отличительной особенностью послания является его краткость и понимание с точки зрения зрителя или слушателя. В советские времена, выступая в сельском клубе в рамках ликбеза о личной гигиене, профессор столичного института говорил в течение полутора часов. На следующий день одна из жительниц деревни, которая не была накануне на лекции, спросила у своей соседки: ну что там было? Соседка ответила: «Из города профессор приезжал. Симпатичный такой, умный. В галстуке». «А о чем говорил-то?» «Сказал, что сырую воду пить вредно». Лектор говорил полтора часа. Всё содержание его выступления для этой женщины свернулось в одну короткую фразу: сырую воду пить вредно. Это и есть послание. То, что запомнится нашим слушателям и зрителям. То, что они будут способны своими словами передать другим людям. А то, что он молодой, умный, симпатичный – это впечатление. Если он хотел донести до аудитории необходимость внимательно относиться к тому, какую воду они пьют, то публичное выступление было удачным. Если у него была иная задача, то профессор с ней не справился. Публичное выступление необходимо проектировать и готовить.
Послание может существовать, даже когда мы не задумываемся над этим. То, как поймут наши мысли и сформулируют слушатели, станет посланием. Нужно обратить на это внимание, сформулировать его и постараться донести. То есть, управлять им. В противном случае оно будет неуправляемо нами. Чаще всего, в одном коротком (до 15 мин.) выступлении удаётся донести только одно послание. Два – очень трудно. Три – почти невозможно. Иллюзия того, что это получилось, пропадает, когда по прошествии некоторого (даже небольшого) времени мы поинтересуемся у слушателя, о чем говорил выступающий.
2. Аргументы. 
Аргументы, они же доводы – это то, на чем «держится» послание. Они отвечают на вопрос «почему». Почему ваше послание верно? Почему вы считаете это важным? Почему вы это утверждаете? 
Если продолжать использовать пример с водой, то аргументы в нашем коротком публичном выступлении должны отвечать на вопрос «почему вредно пить сырую воду?» Аргументами в этом случае могут быть такие: «Потому, что это опасно. Микробы, знаете ли, не дремлют». Или: «Потому, что по данным статистики…» и дальше следует солидная цифра, показывающая опасность. «Потому, что чай вкуснее и полезней». «Вода в вашем районе слишком жёсткая». «Потому, что в городе все воду кипятят!» И так далее. С каким бы сообщением не выступал бы говорящий, его главная мысль должна быть обоснована. Аргументы «держат» послание на себе, подобно тому, как колонны удерживают крышу. 
На схеме не случайно количество аргументов сведено к трем. Опытным путем установлено, что это именно то число, которое, в большинстве случаев, достаточно для прочного обоснования вашей мысли в глазах аудитории. Хотя, их количество может быть любым, отличным от нуля. Для коротких публичных выступлений, для деловой среды три – оптимальное число.  Аргументы могут (и должны) содержать метафору, образ. Историю из жизни. Цифру. Важно отметить, что в коротком выступлении не следует употреблять много цифр. Они не запомнятся. А одна цифра, на фоне отсутствия других, запомнится всегда. Пример: в обсуждении фигуры кандидата на пост Президента России в 2007-2008 г.г., между ним и действующим Президентом несколько раз звучала только одна цифра – количество лет, которое они работают вместе. В обычной ситуации выступление развивается, как показано на схеме стрелкой. Оратор озвучивает главную мысль-послание, приводит аргументы и снова возвращается к посланию. В десятиминутном публичном выступлении полезно повторить послание, как минимум, дважды: в начале и в конце. Все помнят хрестоматийное высказывание Штирлица о том, что лучше всего запоминается начало и конец разговора… 

3. Основания. (Принципы). 
Третий элемент, из которого состоит описываемая технология подготовки выступлений, носит название «основания». В случае «идеального» развертывания событий при публичном выступлении, этот элемент остается незадействованным. Но: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». 
По-другому назвать эту часть схемы можно, использовав слово «принципы». Имеются в виду принципиальные, мировоззренческие взгляды оратора. Его «картина мира». 
«Пить сырую воду опасно. По статистике, в половине случаев это является причиной …» Тут говорящего прерывают выкриком: «Всегда пили воду из колодца! Всегда сырую! И наши деды и прадеды!» В этот момент оратору остается одно: отстаивать свои мысли, свое содержание. Он говорит: «Я понимаю это. Но жизнь меняется. Мой долг, как учёного, информировать вас о том, какие последствия её изменения важны для каждого из нас. Развитие цивилизации имеет побочный эффект, и качество грунтовых вод сегодня совсем не то, которое было при наших дедах и прадедах…» И так далее.
Мировоззрение нельзя «натренировать». Это не навык. Это способ видеть жизнь и действовать в соответствии с этим видением. Когда многие люди говорят, что главное в публичном выступлении хорошо разбираться в вопросе, о котором говоришь, на самом деле, они имеют в виду это. Способность говорить о теме выступления, говоря при этом обо всём сразу. Обычно, преодолев первый страх и волнение, затронув тему, которая действительно волнует выступающего, он преображается. Тренировать можно привычку, способность говорить публично о действительно волнующих тебя вещах. Но сначала эти вещи необходимо обнаружить в себе, размышлять над этим, и затем, быть готовым отстаивать свое мнение. 
Способ подготовки к публичным выступлениям «Домик» хорош тем, что дает возможность структурировать содержание выступления и, при желании, уместить его на небольшом листке бумаги. Который можно взять с собой на выступление, например. Однако, практически все специалисты по коммуникациям отговаривают своих клиентов выступать «по бумажке», и мы в том числе. Но даже просто подготовка заранее по этой схеме дает устойчивый результат: содержание хорошо запоминается, оно понятно, логично, его элементы связаны друг с другом. 
Конечно, это не единственная технология. Конечно, существует много полезных схем, приемов и «фишек», которые облегчают практику публичных выступлений в любом формате: перед телекамерой, перед очной аудиторией. 
Использовать такой метод подготовки или нет, брать с собой на выступление «бумажку» со схемой или нет – решать каждому самостоятельно. Тренинг публичного выступления дает навык подготовки, развивает привычку работать в центре внимания окружающих (привычку быть на виду, на публике), знакомит с приемами и хитростями. Но основную работу для себя каждый человек проводит, когда выступает много и постоянно. Получая от этого удовольствие и эффект.