«Наземно-воздушная среда обитания»
Цель занятия: дать детям представление о наземно-воздушной среде обитания и познакомить с некоторыми обитателями этой среды.
Материалы: макет наземно-воздушной (лес) среды и наклейки обитателей этой среды, кактус, картинки страуса и верблюда.
Ход занятия
- У каждого живого существа: будь то растение или животное, рыба или птица, червячок или стрекоза, есть свой дом. Кто живет в воде, кто бегает по земле, кто летает в воздухе, а кто и построил свой домик в земле.
- А теперь скажите мне ребята, кто же живет на земле, а кто в воздухе (ответы детей).
- А как вы думаете, где больше воздуха, в почве или на земле? (ответы детей)
- А кто мне скажет, где больше света, в воде или на земле? (ответы детей)
- Молодцы! И действительно посмотрите, сколько здесь воздуха, давайте сделаем глубокий вдох, чтобы почувствовать, как его много, а как много света.
- А вот какая история произошла с одной белкой, которая жила в одном лесу.
Сказка «Лесная история»
В один прекрасный день вывесил медведь на полянке такое объявление:
“Птицы и звери, меняйте своё жилье! Кому очень жарко, кому слишком сыро, мы подыщет вам другое жильё, - чтоб каждому удобнее было”.
Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: “А что, если, правда, поменяться...”Прискакала к косолапому белка – пушистый хвост, крот - бархатная спинка, прилетели птицы со всего леса. Собралось очень много зверей и птиц. Медведь каждому чужое жильё расхваливает, всех меняться уговаривает.
Белку с кротом уговорил – поменялись. Отправилась белка смотреть новый дом. Сунулась в норку. – Батюшки! – темнотище-то какое! Ничего не вижу. Ни побегать в темном, тесном подземном коридоре, ни попрыгать. А ползать-то я не умею. А
воздуха, боже, как мало здесь воздуха, я задыхаюсь, мои бедные легкие не выдержат нехватки кислорода. Да и вообще – что мне делать под землей, когда я ем шишки и орехи, которые растут на деревьях. Нет уж, я лучше к себе домой вернусь, в свое родное дупло.
Так ничего из этих обменов и не получилось. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его “медвежью услугу”. И поделом.
- Ребята, интересная была история? (ответы детей) И что же вы поняли из этой истории, про что была сказка? (ответы детей)
- А теперь, ребята, давайте расселим животных, птиц и насекомых по своим домам.
Игра «Найди домик»
На столе раскладываем макет воздушно-наземной среды обитания (лес). Детям раздаём картинки с изображением разных животных, которых они должны расселить.
- С игрой вы справились, всех расселили по своим домам. Но давайте посмотрим, вот у нас тут есть страус.
- Вы знаете, что он очень быстро бегает? Как вы думаете, что ему помогает быстро бегать? (ответ детей)
- А птицы, почему они летают? (ответ детей)
- Итак, мы выяснили, что ноги одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра), других к прыжкам: кенгуру, тушканчик, у третьих есть крылья, с помощью которых они летают: насекомые, птицы, звери (летучие мыши).
Все животные, растения, насекомые для того, чтобы выжить, приспосабливаются к условиям окружающей среды. Например: верблюд (показать картинку). Все припасы он носит с собой. В горбах верблюда очень много жира, который служит ему в пути по бескрайней пустыне едой и питьем. А когда запасы иссякнут, два горба так худеют, что даже свисают на бок, как пустые мешки. Но вот верблюд поел, попил воды, смотришь, горбы снова расправились, наполнились и можно опять идти в путь. Но не только животные приспосабливаются, но и растения. Возьмем, например всем известный кактус (показать растение). Посмотрите, у него мягкий, как губка ствол, который толстеет, когда кактус напьется и запасется водой, а чтобы хватало на более длительный срок, у кактусов вместо листиков сухие и твердые колючки, но эти колючки служат так же и для защиты растения от животных.
Подведение итогов: Итак, ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы детей) Вам понравилось занятие? А что именно понравилось больше всего? (ответы детей)
Но и это еще не все. О других приспособлениях животных к окружающей среде мы узнаем на следующем занятии.