СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наземно-воздушная и почвенная среды жизни

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация дает представление об основных характеристиках двух сред жизни, рассматриваются адаптации к этим средам у различных организмов. На заключительном этапе проводится тестовый контроль знаний.

Просмотр содержимого документа
«Наземно-воздушная и почвенная среды жизни»

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда

Получить знания об особенностях наземно – воздушной и почвенной среды обитания, выяснить формы приспособленности организмов к этим средам обитания. Формировать экологическую культуру.

Получить знания об особенностях наземно – воздушной и почвенной среды обитания, выяснить формы приспособленности организмов к этим средам обитания.

Формировать экологическую культуру.

План урока Актуализация знаний Изучение нового материала Групповая работа Проверка уровня усвоения учебного материала

План урока

  • Актуализация знаний
  • Изучение нового материала
  • Групповая работа
  • Проверка уровня усвоения учебного материала
Актуализация знаний Дать определения понятиям: среда жизни, среда обитания, гигрофиты, гидрофиты, планктон, нектон, бентос . К какой экологической группе можно отнести следующие организмы : краба, щуку, кувшинку? Перечислите приспособления, сформировавшиеся у этих организмов?

Актуализация знаний

  • Дать определения понятиям: среда жизни, среда обитания, гигрофиты, гидрофиты, планктон, нектон, бентос .
  • К какой экологической группе можно отнести следующие организмы : краба, щуку, кувшинку? Перечислите приспособления, сформировавшиеся у этих организмов?
  Какое из изученных понятий можно по указанной схеме выявить?  Сформулируйте его.

Какое из изученных понятий можно по указанной схеме выявить?

Сформулируйте его.

В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая – водная . В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши - литосферы, они создали третью среду обитания – почвенную .
  • В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая – водная . В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет.
  • Вторая – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши - литосферы, они создали третью среду обитания – почвенную .
  В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания

В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания

Наземно – воздушная среда обитания  Обитатели наземно – воздушной среды - аэробионты

Наземно – воздушная среда обитания

Обитатели наземно – воздушной среды - аэробионты

Факторы сред обитания Факторы среды наземно-воздушная  Кислород почвенная Вода  водная Температура  Свет  Используя текст учебного пособия на страницах 22-23 учебника, заполните таблицу в рабочей тетради

Факторы сред обитания

Факторы среды

наземно-воздушная

Кислород

почвенная

Вода

водная

Температура

Свет

Используя текст учебного пособия на страницах 22-23 учебника,

заполните таблицу в рабочей тетради

Факторы сред обитания Факторы среды наземно-воздушная  Кислород достаточно Вода водная Температура часто не хватает не хватает почвенная недостаточно значительно изменяется предостаточно Свет  достаточно изменяется достаточно ровная мало нет

Факторы сред обитания

Факторы среды

наземно-воздушная

Кислород

достаточно

Вода

водная

Температура

часто не хватает

не хватает

почвенная

недостаточно

значительно изменяется

предостаточно

Свет

достаточно

изменяется

достаточно

ровная

мало

нет

Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде Подготовьте сообщение прочитав энциклопедические статьи и ответив на вопросы: О чём (о ком) прочитали статью ? Каким образом герой статьи приспосабливается к жизни в наземно-воздушной среде ?

Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде

  • Подготовьте сообщение прочитав энциклопедические статьи и ответив на вопросы:
  • О чём (о ком) прочитали статью ?
  • Каким образом герой статьи приспосабливается к жизни в наземно-воздушной среде ?
крылья перья

крылья

перья

Конечности шерсть

Конечности

шерсть

Корень Стебель Листья Цветки Плоды

Корень

Стебель

Листья

Цветки

Плоды

механические ткани, плотные покровные ткани, приспособления к опылению, хранению влаги,распространению семян, плодов, спор;

механические ткани, плотные покровные ткани,

приспособления к опылению, хранению влаги,распространению семян, плодов, спор;

Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде 1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности. 2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры. 3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды) 4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги

Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде

1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности.

2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры.

3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды)

4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги

Почвенная среда Почва представляет собой тонкий слой на поверхности суши, переработанный деятельности живых существ. Это трехфазная среда (почва, влага, воздух) Обитатели почвенной среды - эдафобионты

Почвенная среда

  • Почва представляет собой тонкий слой на поверхности суши, переработанный деятельности живых существ. Это трехфазная среда (почва, влага, воздух)
  • Обитатели почвенной среды - эдафобионты
Компоненты  почвы:   1)минеральная основа – 50-60%;  2) воздух – 15-25%;  3) органические вещества – до 10%;  4) вода – 25-35%.

Компоненты почвы:

1)минеральная основа – 50-60%;

2) воздух – 15-25%;

3) органические вещества – до 10%;

4) вода – 25-35%.

Факторы почвообразования: - Климат (ветер, влажность)  - Рельеф  - Деятельность животных и растений - Почвообразующая (материнская) порода  -Деятельность человека (1см плодородной почвы образуется за 100-150 лет)
  • Факторы почвообразования:
  • - Климат (ветер, влажность)
  • - Рельеф
  • - Деятельность животных и растений
  • - Почвообразующая (материнская) порода
  • -Деятельность человека (1см плодородной почвы образуется за 100-150 лет)
Проверим свои знания 1. Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды:    а) избыток кислорода  б) недостаток кислорода  в) избыток воды   г) недостаток воды

Проверим свои знания

  • 1. Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды:

а) избыток кислорода

б) недостаток кислорода

в) избыток воды

г) недостаток воды

2. Для почвенной среды обитания характерно: а) сглажены температурные колебания; б) постоянный газовый состав; в) содержание воды изменяется в широких пределах; г) наличие гумуса; д) а+б+в; е) а+в+г; ж) все ответы верны.
  • 2. Для почвенной среды обитания характерно:
  • а) сглажены температурные колебания;
  • б) постоянный газовый состав;
  • в) содержание воды изменяется в широких пределах;
  • г) наличие гумуса;
  • д) а+б+в;
  • е) а+в+г;
  • ж) все ответы верны.
3. В качестве приспособлений к пассивному парению в воздушных потоках, насекомые выработали адаптации: а) запасание значительного количества белков и жиров; б) небольшие размеры; в) разнообразные типы конечностей; г) разнообразные выросты, увеличивающие их относительную поверхность; д) а+б+г; е) а+г;  ж) б+г
  • 3. В качестве приспособлений к пассивному парению в воздушных потоках, насекомые выработали адаптации:
  • а) запасание значительного количества белков и жиров;
  • б) небольшие размеры;
  • в) разнообразные типы конечностей;
  • г) разнообразные выросты, увеличивающие их относительную поверхность;
  • д) а+б+г;
  • е) а+г;
  • ж) б+г
4. Мелкие почвенные животные : а) населяют поры и полости, заполненные водой; б) намного мельче пресноводных; в) отличаются способностью долго находиться в состоянии покоя; г) а+б+в.
  • 4. Мелкие почвенные животные :
  • а) населяют поры и полости, заполненные водой;
  • б) намного мельче пресноводных;
  • в) отличаются способностью долго находиться в состоянии покоя;
  • г) а+б+в.
5 * Значение почвы в жизни организмов определяется тем, что: (несколько ответов) а) она представляет собой субстрат для большинства растений, а также служит средой для обитания большинства видов микроорганизмов;  б) она является основным источником углекислого газа и кислорода, необходимых для фотосинтеза растений и дыхания всех аэробных организмов;  в) из нее растения получают все необходимые для жизни вещества и воду;  г) она служит главным источником органических веществ, используемых растениями для жизнедеятельности.
  • 5 * Значение почвы в жизни организмов определяется тем, что: (несколько ответов)
  • а) она представляет собой субстрат для большинства растений, а также служит средой для обитания большинства видов микроорганизмов;
  • б) она является основным источником углекислого газа и кислорода, необходимых для фотосинтеза растений и дыхания всех аэробных организмов;
  • в) из нее растения получают все необходимые для жизни вещества и воду;
  • г) она служит главным источником органических веществ, используемых растениями для жизнедеятельности.
6. Фактором, определяющим формирование природных зон, является: а) почва; б) влажность воздуха;  в) солнечная энергия;  г) рельеф.
  • 6. Фактором, определяющим формирование природных зон, является:
  • а) почва;
  • б) влажность воздуха;
  • в) солнечная энергия;
  • г) рельеф.
7. По описанию узнайте животное, определите среду его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни: Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза маленькие, иногда скрыты под кожей.
  • 7. По описанию узнайте животное, определите среду его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни:
  • Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза маленькие, иногда скрыты под кожей.
Проверим свои знания В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по …

Проверим свои знания

  • В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по …
Проверим свои знания 1. Для наземных организмов характерны следующие водосберегающие адаптации: а) многослойная хитинизированная кутикула, в наружном слое которой содержатся жиры и воскоподобные вещества у насекомых; б) роговой покров у пресмыкающихся; в) обтекаемая форма тела со слизью и чешуей; г) все ответы верны; д) а+в; е)а+б.

Проверим свои знания

  • 1. Для наземных организмов характерны следующие водосберегающие адаптации:
  • а) многослойная хитинизированная кутикула, в наружном слое которой содержатся жиры и воскоподобные вещества у насекомых;
  • б) роговой покров у пресмыкающихся;
  • в) обтекаемая форма тела со слизью и чешуей;
  • г) все ответы верны;
  • д) а+в;
  • е)а+б.
Задачи урока:   Познакомиться с различными средами обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания. Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Познакомиться с различными средами обитания организмов.

Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.