Просмотр содержимого документа
«Наземно-воздушная и почвенная среды жизни»
Наземно-воздушная среда
Получить знания об особенностях наземно – воздушной и почвенной среды обитания, выяснить формы приспособленности организмов к этим средам обитания.
Формировать экологическую культуру.
План урока
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Групповая работа
- Проверка уровня усвоения учебного материала
Актуализация знаний
- Дать определения понятиям: среда жизни, среда обитания, гигрофиты, гидрофиты, планктон, нектон, бентос .
- К какой экологической группе можно отнести следующие организмы : краба, щуку, кувшинку? Перечислите приспособления, сформировавшиеся у этих организмов?
Какое из изученных понятий можно по указанной схеме выявить?
Сформулируйте его.
- В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая – водная . В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет.
- Вторая – наземно-воздушная – на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши - литосферы, они создали третью среду обитания – почвенную .
В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания
Наземно – воздушная среда обитания
Обитатели наземно – воздушной среды - аэробионты
Факторы сред обитания
Факторы среды
наземно-воздушная
Кислород
почвенная
Вода
водная
Температура
Свет
Используя текст учебного пособия на страницах 22-23 учебника,
заполните таблицу в рабочей тетради
Факторы сред обитания
Факторы среды
наземно-воздушная
Кислород
достаточно
Вода
водная
Температура
часто не хватает
не хватает
почвенная
недостаточно
значительно изменяется
предостаточно
Свет
достаточно
изменяется
достаточно
ровная
мало
нет
Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
- Подготовьте сообщение прочитав энциклопедические статьи и ответив на вопросы:
- О чём (о ком) прочитали статью ?
- Каким образом герой статьи приспосабливается к жизни в наземно-воздушной среде ?
крылья
перья
Конечности
шерсть
Корень
Стебель
Листья
Цветки
Плоды
механические ткани, плотные покровные ткани,
приспособления к опылению, хранению влаги,распространению семян, плодов, спор;
Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде
1)Животные должны иметь либо крылья, либо конечности, приспособленные для передвижения по твердой поверхности.
2)Наружные покровы приспосабливаются к изменениям температуры.
3)У растений должны быть хорошо развиты органы (корень, стебель, листья, цветки, плоды)
4)Наличие яркой окраски, аромата, приспособления для хранения влаги
Почвенная среда
- Почва представляет собой тонкий слой на поверхности суши, переработанный деятельности живых существ. Это трехфазная среда (почва, влага, воздух)
- Обитатели почвенной среды - эдафобионты
Компоненты почвы:
1)минеральная основа – 50-60%;
2) воздух – 15-25%;
3) органические вещества – до 10%;
4) вода – 25-35%.
- Факторы почвообразования:
- - Климат (ветер, влажность)
- - Рельеф
- - Деятельность животных и растений
- - Почвообразующая (материнская) порода
- -Деятельность человека (1см плодородной почвы образуется за 100-150 лет)
Проверим свои знания
- 1. Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды:
а) избыток кислорода
б) недостаток кислорода
в) избыток воды
г) недостаток воды
- 2. Для почвенной среды обитания характерно:
- а) сглажены температурные колебания;
- б) постоянный газовый состав;
- в) содержание воды изменяется в широких пределах;
- г) наличие гумуса;
- д) а+б+в;
- е) а+в+г;
- ж) все ответы верны.
- 3. В качестве приспособлений к пассивному парению в воздушных потоках, насекомые выработали адаптации:
- а) запасание значительного количества белков и жиров;
- б) небольшие размеры;
- в) разнообразные типы конечностей;
- г) разнообразные выросты, увеличивающие их относительную поверхность;
- д) а+б+г;
- е) а+г;
- ж) б+г
- 4. Мелкие почвенные животные :
- а) населяют поры и полости, заполненные водой;
- б) намного мельче пресноводных;
- в) отличаются способностью долго находиться в состоянии покоя;
- г) а+б+в.
- 5 * Значение почвы в жизни организмов определяется тем, что: (несколько ответов)
- а) она представляет собой субстрат для большинства растений, а также служит средой для обитания большинства видов микроорганизмов;
- б) она является основным источником углекислого газа и кислорода, необходимых для фотосинтеза растений и дыхания всех аэробных организмов;
- в) из нее растения получают все необходимые для жизни вещества и воду;
- г) она служит главным источником органических веществ, используемых растениями для жизнедеятельности.
- 6. Фактором, определяющим формирование природных зон, является:
- а) почва;
- б) влажность воздуха;
- в) солнечная энергия;
- г) рельеф.
- 7. По описанию узнайте животное, определите среду его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни:
- Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза маленькие, иногда скрыты под кожей.
Проверим свои знания
- В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по …
Проверим свои знания
- 1. Для наземных организмов характерны следующие водосберегающие адаптации:
- а) многослойная хитинизированная кутикула, в наружном слое которой содержатся жиры и воскоподобные вещества у насекомых;
- б) роговой покров у пресмыкающихся;
- в) обтекаемая форма тела со слизью и чешуей;
- г) все ответы верны;
- д) а+в;
- е)а+б.
Задачи урока:
Познакомиться с различными средами обитания организмов.
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Определить уровень усвоения учебного материала по теме урока.