ТЕМА УРОКА:
НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ СМАЗОК
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: изучение назначение смазок, их видов и применения в автопроме;
РАЗВИВЮЩАЯ: развитие творческих способностей на основе полученных знаний;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание уважения к выбранной профессии.
Одним из условий слаженной и долговечной работы различных деталей, узлов и механизмов автомобиля является их своевременная качественная смазка в зависимости от функциональных особенностей того или иного агрегата. В настоящее время существует большое количество смазочных материалов, разного назначения, фирм-изготовителей, ценовых категорий и т.п., что требует основательного подхода к их выбору.
Основное назначение смазок — уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов.
В отдельных случаях они не столько уменьшают износ, сколько упорядочивают его, предотвращая задир, заедание и заклинивание поверхностей трения.
Смазки препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных жидкостей, газов и паров, а также абразивных частиц (пыли, грязи и т.п.).
А также, выполняют защитные функции, предотвращая коррозию металлических поверхностей.
Благодаря своей уникальности, которая заключается в сочетании свойств жидкого и твердого вещества, смазки применяют там, где нет возможности использовать жидкие масла. Самая простая смазка состоит из двух компонентов: масляной основы (минеральной или синтетической) и загустителя. Загуститель образует твердый структурный каркас, внутри которого находится масло .
Основные условия и объекты применения смазок:
- открытые и негерметизированные узлы трения;
- труднодоступные узлы трения;
- механизмы, расположенные под переменным углом к горизонту;
- узлы трения, где невозможна частая замена смазочного материала;
- переменный скоростной режим эксплуатации машин;
- вынужденный контакт узла трения или защищаемой поверхности с водой либо агрессивными средами;
- условия резко изменяющегося температурного режима;
- герметизация подвижных уплотнений, сальников и резьбовых соединений;
- длительная консервация машин, оборудования, приборов и металлических изделий.
Для консервации применяют 14% производимых смазок, для герметизации — 2%. Остальные смазки используют в качестве антифрикционных смазочных материалов для уменьшения трения и износа деталей.
ЛИТОЛ-24
Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка с хорошими защитными свойствами.
Основное ее применение: подшипники ступиц колес, вала водопомпы, полуосей, шарниры рулевого управления, шкворни поворотных кулаков выжимного подшипника сцепления и др.
Часто используется как единая автомобильная смазка. Интервал рабочих температур находится в пределах от -40 до +120°С.
СМАЗКА «ШРУС»
обеспечивает нормальную работу шарнира равных угловых скоростей, снижает уровень трения, повышает КПД механизма и предотвращает появление коррозии на поверхности отдельных деталей шарнира.
Смазка № 158
Предназначена для применения в автотракторном электрооборудовании (генераторы, стартеры, магнето), где она в течение нескольких лет обеспечивает работу подшипников качения без смены. Достаточно широко используют смазку №158 в игольчатых подшипниках карданных шарниров непостоянной угловой скорости.
К основным недостаткам всех смазок следует отнести отсутствие охлаждения (отвода теплоты) и выноса продуктов износа из зоны трения.
Закрепление полученных знаний:
1. В чём состоит основное назначение смазок?
2. Назовите дополнительные функции смазок.
3. Назовите основные условия и объекты применения смазок.
4. Как смазки подразделяются по назначению?
5. Назовите основные недостатки всех смазок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПРОАБОТАТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КОНСПЕКТУ И С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ