СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.

Вид занятия: Урок

Цели занятия:

Обучающие: Углубить знания по устройству, формирование первоначальных навыков и умений по разборке, сборке изучаемых узлов и механизмов.

Закрепить теоретические знания по назначению, устройству и работе системы рулевого управления  легкового автомобиля.

Развивающая:

-развивать умение работать в команде, следовать заданному алгоритму действий;

-развивать внимание, наблюдательность, творческое техническое мышление.

Воспитательная:

-воспитывать чувство ответственности к порученному заданию и чувство гордости за проделанную работу, и свою специальность,

-воспитывать самодисциплину, ответственность за собственную безопасность и безопасность других людей.

Просмотр содержимого документа
«Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Якутский индустриально-педагогический колледж»



Согласовано: Согласовано:

Заведующий НМК Зам. директора по УПР

____________ Дьячковская Е.Н. ________ Попова М.М.

«__» _______2017 г. «__» _______2017 г.




План открытого занятия

по МДК 04.01 Устройство автомобилей

Специальность: 44.02.06 "Профессиональное обучение" (Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).


Преподаватель: Матаннанов А.К.





Согласовано: Согласовано:

Зав. каф. «Общетехнических дисциплин» Прецедатель ПЦК

____________ Акимов В.В. _______ Васильев В.И.

«__» _______2017 г. «__» _______2017 г.








2017 г.

План открытого занятия

Матаннанов Артур Константинович, преподаватель

Предмет - МДК 04.01 Устройство автомобилей

Группа: МПО-56

Тема занятия: Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.

Вид занятия: Урок

Цели занятия:

Обучающие: Углубить знания по устройству, формирование первоначальных навыков и умений по разборке, сборке изучаемых узлов и механизмов.

Закрепить теоретические знания по назначению, устройству и работе системы рулевого управления легкового автомобиля.

Развивающая:

-развивать умение работать в команде, следовать заданному алгоритму действий;

-развивать внимание, наблюдательность, творческое техническое мышление.

Воспитательная:

-воспитывать чувство ответственности к порученному заданию и чувство гордости за проделанную работу, и свою специальность,

-воспитывать самодисциплину, ответственность за собственную безопасность и безопасность других людей.

Оборудование: детали рулевого управления макет, наборы инструментов.

Дидактический материал: раздаточные карты рулевого управления, тестовые задания, учебники, инструкция ТБ.

Материально-техническое оснащение: компьютер, раздаточные задания.

Учебно-методическое оснащение: макет рулевого управления,  учебники, рабочая тетрадь.

Формируемые компетенции:

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей




























Ход занятия

Организационный момент – приветствие студентов, проверка по списку присутствующих, проверка формы одежды студентов, уточнить причину отсутствия студентов на прошлом занятии.

Сегодня тема нашего занятия: Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.

Актуализация опорных знаний – фронтальная беседа со студентами.

Перед тем как приступить непосредственно к заданию давайте вспомним:

Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения упругой связи между колесами и кузовом автомобиля за счет восприятия действующих сил и гашения колебаний. Подвеска входит в состав ходовой части автомобиля.

Подвеска автомобиля включает направляющий и упругий элементы, гасящее устройство, стабилизатор поперечной устойчивости, опору колеса, а также элементы крепления.

Направляющие элементы обеспечивают соединения и передачу сил на кузов автомобиля. Направляющие элементы определяют характер перемещения колес относительно кузова автомобиля. В качестве направляющих элементов используются всевозможные рычаги: продольные, поперечные, сдвоенные и др.

Упругий элемент воспринимает нагрузки от неровности дороги, накапливает полученную энергию и передает ее кузову автомобиля. различают металлические и неметаллические упругие элементы. Металлические упругие элементы представлены пружиной, рессорой и торсионом.

В подвесках легковых автомобилей широко используются витые пружины, изготовленные из стального стержня круглого сечения. Пружина может иметь постоянную и переменную жесткость. Цилиндрическая пружина, как правило, постоянной жесткости. Изменение формы пружины (применение металлического прутка переменного сечения) позволяет достичь переменной жесткости.

Листовая рессора применяется на грузовых автомобилях. Торсион представляет собой металлический упругий элемент, работающий на скручивание.

К неметаллическим относятся резиновые, пневматические и гидропневматические упругие элементы. Резиновые упругие элементы (буферы, отбойники) используются дополнительно к металлическим упругим элементам.


Теперь я задам Вам несколько вопросов необходимо на них ответить на тетради да/нет:

  1. Различают следующие конструкции амортизаторов: однотрубные (один цилиндр) и двухтрубные (два цилиндра) – ответ «да»

  2. Стабилизатор поперечной устойчивости противодействует увеличению крена при повороте за счет перераспределения веса по колесам автомобиля – ответ «да»

  3. Зависимая подвеска установлена на отдельных стойках – ответ «нет»

  4. Ступица предназначена для подачи топлива к двигателю – ответ «нет»

  5. Шаровая опора устанавливается на нижнем рычаге передней подвески, а также на конце тяги рулевого механизма. – ответ «да»


Объяснение новой темы.

Обратите внимание перед нами лежит деталь рулевого механизма легкового автомобиля. (рассказываю назначение узла)

Рулевым управлением называется совокупность устройств, осуществляющих поворот управляемых колес автомобиля. Оно служит для изменения и поддержания направления движения автомобиля и в значительной степени обеспечивает безопасность его движения.

Рулевое управление автомобиля должно обеспечивать ощущаемую водителем связь между углом поворота рулевого колеса и направлением движения автомобиля, обладать высокой надежностью. Усилия, необходимые для управления, не должны приводить к повышенной утомляемости водителя и в тоже время должны информировать его о состоянии кон­ такта управляемых колес с дорогой (обеспечивать «чувство дороги»). От рулевого управления зависит минимальный радиус поворота автомобиля на ограниченных площадях. Конструкция рулевого управления не должна передавать ударные нагрузки от неровностей дороги на руки водителя.

Все перечисленные выше требования учитываются при проектировании рулевого управления.

Особенности узла и конструкция

На автомобилях используется кинематический способ смены направления движения, подразумевающий, что осуществление поворота происходит за счет смены положения управляемых колес. Обычно управляемой является передняя ось, хотя существуют и авто с так называемой системой подруливания. Особенность работы в таких авто заключается в том, что колеса задней оси тоже поворачиваются при изменении направления, хоть и на меньший угол. Но пока эта система широкого распространения не получила.

Помимо кинематического способа на технике используется еще и силовой. Особенность его заключается в том, что для совершения поворота колеса одной стороны притормаживаются, в то время, как с другой стороны они продолжают двигаться с прежней скоростью. И хоть этот способ изменения направления на легковых авто распространения не получил, на них он все же используется, но в несколько ином качестве – как система курсовой устойчивости.

Этот узел автомобиля состоит из трех основных элементов:

  • рулевая колонка;

  • рулевой механизм;

  • привод (система тяг и рычагов);

Рулевая колонка

Выполняет передачу вращательного усилия, которое создает водитель для изменения направления. Состоит она из рулевого колеса, располагаемого в салоне (на него и воздействует водитель, вращая его). Оно жестко посажено на вал колонки. В устройстве этой части рулевого управления очень часто используется вал, разделенный на несколько частей, соединенных между собой карданными шарнирами.

Такая конструкция сделана не просто так. Во-первых, это позволяет менять угол положения рулевого колеса относительно механизма, смещать его в определенную сторону, что нередко необходимо при компоновке составных частей авто. В дополнение такая конструкция позволяет повысить комфортабельность салона – водитель может менять положение рулевого колеса по вылету и наклону, обеспечивая максимально удобное его положение.

Во-вторых, составная рулевая колонка имеет свойство «ломаться» в случае ДТП, снижая вероятность травмирования водителя. Суть такова – при фронтальном ударе двигатель может сместиться назад и толкнуть рулевой механизм. Если бы вал колонки был цельным, изменение положения механизма привело бы к выходу вала с рулевым колесом в салон. В случае же со составной колонкой, перемещение механизма будет сопровождаться всего лишь изменением угла одной составляющей вала относительно второй, а сама колонка остается неподвижной.

Рулевой механизм

Предназначен для преобразования вращения вала рулевой колонки в поступательные движения элементов привода.

Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили механизмы типа «шестерня-зубчатая рейка». Ранее же использовался еще один вид – «червяк-ролик», который сейчас в основном используется на грузовых авто. Еще один вариант для грузовиков – «винтовой».

«шестерня-рейка»

Распространение тип «шестерня-рейка» получил благодаря сравнительно простому устройству рулевого механизма. Состоит этот конструктивный узел из трех основных элементов – корпус, в котором размещается шестерня и перпендикулярно ей – рейка. Между двумя последними элементами имеется постоянное зубчатое зацепление.

Работает этот вид механизма так: шестерня жестко связана с рулевой колонкой, поэтому она вращается вместе с валом. Из-за зубчатого соединения вращение передается на рейку, которая при таком воздействии смещается внутри корпуса в ту или иную сторону. Если водитель вращает рулевое колесо влево, взаимодействие шестерни с рейкой приводит к тому, что последняя перемещается вправо.

Зачастую на авто применяются механизмы «шестерня-рейка» с фиксированным передаточным числом, то есть диапазон поворота рулевого колеса для изменения угла колес одинаков при всех их положениях. Для примера, предположим, что для поворота колес на угол 15° необходимо сделать 1 полный оборот руля. Так вот, неважно, в каком положении находятся управляемые колеса (крайнее, прямолинейное), для поворота на указанный угол придется сделать 1 оборот.

Но некоторые автопроизводители устанавливают на свои авто механизмы с меняющимся передаточным числом. Причем достигается это достаточно просто – изменением угла положения зубьев на рейке в определенных зонах. Эффект от этой доработки механизма такой: если колеса стоят прямо, то для изменения их положения на те же 15° (пример) требуется 1 оборот. Но если они находятся в крайнем положении, то из-за измененного передаточного числа, колеса повернуться на указанный угол уже через пол-оборота. В результате диапазон поворота руля «от края до края» значительно меньше, чем в механизме с фиксированным передаточным числом.

Теперь я Вам раздам карточки рулевого управления в сборе легкового автомобиля необходимо наклеить на тетради и записать наименование. (Стр.569)


1 и 3 – тяги, 2- сошка, 4 и 7 – рычаг, 5 – муфта, 6 – кулак, 8 и 16 – кронштейны, 9 – подшипник, 10 – труба, 11 и 13 – валы, 12 – картер, 14 – колонка, 15 – рулевое колесо, 17 – палец, 18 – чехол, 19 – наконечник, 20 – вкладыш, 21 – пружина, 22 - заглушка






Объяснение техники безопасности на практическом занятии.

1. Обращаю внимание на правильность и последовательность выполнение первоначальных приёмов работ.

2. Следить за соблюдением студентов правильности выполнения работ и соблюдением ТБ.

3. Следить за последовательностью разборки и сборки узлов и механизмов.

4. Добиваться чтобы студенты при разборке и сборке узлов учились выполнять мелкие ремонтные операции (исследованием резьбы, замена шплинтов, дефектация шарового шарнира, прокладок и т.д.).

5. В целях контроля работы студентов и оказание им помощи проводить плановые обходы рабочих мест. Первый обход провожу с целую проверки правильности начала работы студентов и более подробные инструктажи на рабочем месте. Вторым обходом проверяю организацию работы на рабочих местах, путём беглого опроса степень усвоения студентами правил ТБ. Третьим и последующими обходами проверяю правильность разборки и сборки изучаемых узлов и механизмов. При предпоследнем обходе проверяю знания и умения студентов, учитывая наблюдения, сделанные во время обходов рабочих мест. Во время обхода рабочих мест следить за поведением студентов, их отношением к труду, активностью.

Подведение итогов.

1.Подвожу итоги выполненной работы, разъясняю студентам насколько достигнута ими цель, что нового узнали, чему научились. Отметить положительные и отрицательные моменты, подвергнуть критике нарушителей дисциплины и правил ТБ.

2.Объявить оценки.

3.Объявить какие задания будут выполняться на следующем занятии.

4.Выдать задание на дом.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организационной деятельности обучающихся

Формируемые знания, умения, ОК

Методическое указание

1

Организационный момент

2

1. Приветствие обучающихся

2. Перекличка

Приветствие, подготовка к уроку


ОК.2


2.1

Сообщение темы урока

1

Сообщаем тему урока: Назначение рулевого управления. Способы поворота автомобиля.


Достают рабочую тетрадь, записывают тему

Фронтальный



2.2

Актуализация знаний по изученному предыдущему материалу

15

Рассказываю систему подвески чего служит общие принципы

Слушают, наблюдают, отвечают на вопросы, смотрят конспекты

Фронтальный

ОК.6

Устный опрос

2.3

Объяснение нового материала

14






2.3.1

Рассказ о значении устройства рулевого управления

2

Рассказываем о назначении рулевого управления

Наблюдают слушают

Фронтальный

ОК.6

Показ на детали рулевого управления, натуральный узел рулевого управления

2.3.2

Сообщение технических условий

2

Перечислить технические условия

Слушают делают заметки в рабочей тетради

Фронтальный

Индивидуальный


Натуральный узел рулевого управления

2.3.4

Устройство рулевого управления

1

Раздаем карты устройства рулевого управления

Наблюдают слушают, заклеивают на тетради

Индивидуальный


Раздаточные карты

2.3.5

Наименование устройства рулевого управления

10

Предлагаю открыть книги и записать узлы

Открывают стр. 569 записывают устройство

Фронтальный

Индивидуальный



2.3.6

Рассказ об инструментах и приспособлений

1

Перечисление инструментов и приспособлений

Диалог запоминают

Фронтальный

Индивидуальный


Набор ключей

2.3.7

Показ и рассказ приемов работы

2

Показ приемов разборки и сборки рулевого управления

Наблюдают запоминают

Фронтальный


Натуральный узел рулевого управления

2.3.8

Рассказ о самоконтроле

2

Рассказываем и показываем приемы самоконтроля команд

Наблюдают

Слушают

запоминают

Фронтальный


Согласно техническим условиям

2.3.9

Повторение техники безопасности

2

Разъясняем правила ТБ

Слушают

Запоминают

Диалог, подписывают на журнале ТБ

Фронтальный


Согласно техники безопасности темы: устройства рулевого управления

2.3.10

Предупреждение от брака, ошибок в работе

2

Рассказ показ о видах брака, типичных ошибках при разборке и сборке

Наблюдают

Слушают

запоминают

Фронтальный

ОК 5

Согласно алгоритму действия

2.4

Измерение и замер размеров

2

Вызываю студентов для измерения значений рулевого управления, предлагаю измерить основные размеры деталей устройства рулевого управления

Записывают, измеряют с помощью измерительных инструментов

Индивидуальный

Групповой

ОК 6

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.4

ПК 4.5

Рабочая тетрадь, измерительные инструменты



2.4.1

Отвечают на контрольные вопросы записывают на рабочей тетради

10

Предлагаю ответить на контрольные вопросы в виде тестовых заданий, раздаю

Записывают, отвечают на контрольные вопросы в виде теста

Индивидуальный

Групповой

ОК 4


2.4.2

Подведение итогов

2

Выставление оценок, похвалить лучшую работу

Слушают

Фронтальный



2.4.3

Задание на дом

2

Даем задание на дом: повторить еще раз тему устройство рулевого управления подготовка к практическому занятию

Восприятие, запись в тетрадях

Фронтальный



Список литературы

1. Устройство автомобиля: Лабораторно-практические работы: учебное пособие для нач. проф. образования/В.И. Нерсесян. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

2. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/А.Г. Пузанков. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 640 с.

3. Автомобили КАМАЗ-53205, -53212, -53215: руководство по эксплуатации.- Набережные челны: Изд. ОАО «КАМАЗ», 2001.-160 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!