Открытый урок по информатике
Тема: Назначение и функции операционной системы. Основные объекты ОС. Правила работы с интерфейсом ОС. П.Р. № 2 «Настройка рабочего стола. Запуск на выполнение программ»
Задачи: повторить структуру информационной системы, обратить внимание на взаимодействие аппаратной и программной составляющих; ввести понятие «операционная система», рассмотреть её назначение и функции, основные объекты и правила работы с интерфейсом ОС; формировать умение учеников настраивать рабочий стол, запускать на выполнение программы; развивать память, мышление, внимание, умение делать выводы; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний.
Компетентности: информационная, самообразовательная, продуктивной творческой деятельности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийная доска, таблицы по информатике, смайлики с изображением настроения, зачетные книжки с заданиями.
Структура урока
І. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Актуализация опорных знаний
IV. Изучение нового материала
V. Физминутка (упражнение для снятия напряжения)
VI. Повторение правил безопасности при работе за компьютером
VII. Выполнение практической работы
VIII. Итог практической работы
IX. Итог урока
X. Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я. Звать меня Татьяна Васильевна.
Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку: тетрадь, ручка, зачетная книжка с заданиями, смайлики с изображением настроений.
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, послушайте определение и скажите, о чём идёт речь?
Она представляет собой совокупность программ, выполняющих две основные функции: предоставление пользователю удобств виртуальной машины и повышение эффективности использования компьютера при рациональном управлении его ресурсами.
- Могу подсказать:
Это понятие относится к базовому программному обеспечению информационной системы
- И ещё одна подсказка, выберите:
Это операционная система или операционная оболочка.
Итак, тема урока: Операционная система, её назначение и функции, основные объекты. Правила работы с интерфейсом ОС.
– Какие задачи мы поставим перед собой?
– Если ОС относится к теме информационная система, то …
– Мы должны повторить структуру информационной системы.
– А именно, какие её составляющие?
– Аппаратная и программная.
– Хорошо, каковы ожидаемые результаты нашей работы, что мы должны рассмотреть и чему научиться?
– Рассмотреть назначение и функции ОС, основные объекты ОС, научиться работать с интерфейсом ОС.
– Определив тему и цели, приступим к работе. Хочу чтобы девизом нашего урока стали слова А.Франса:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»
Я уверена, что хороший правильный аппетит бывает у людей с хорошим настроением.
Покажите смайлик, который отобразил бы ваше настроение в начале урока.
III. Актуализация опорных знаний
– Ребята, давайте вспомним структуру информационной системы. У вас на партах на карточках написаны микросоставляющие информационной системы. Как вы думаете, к каким устройствам или программам они относятся?
Аппаратная составляющая
Программная составляющая
Базовая конфигурация компьютера
Системное программное обеспечение
Базовое программное обеспечение

Устройства обработки и сохранения информации

Устройства ввода информации
Сервисное программное обеспечение


Устройства вывода информации

(системный блок, блок питания, системная плата, микропроцессор, память, системная шина, другие микросхемы, мыша, клавиатура, монитор, операционная система, операционная оболочка, драйверы, программы-утилиты, антивирусные программы, программы архивации данных, программы обслуживания сети)
За правильно выполненное задание в своих зачетных книжках поставьте 1 балл за задание № 1.
Итак, ребята, мы вспомнили основной набор программного обеспечения, которое руководит информационной системой при его использовании для решения разнообразных задач. Но следует отметить, что существует и другое оборудование и программное обеспечение:
Переферийное оборудование
Системы программирования (инструментальное ПО)
Прикладное программное обеспечение
В ваших зачетных книжках это задание № 2:
А) Дайте название группам устройств.
Устройства внешней памяти
Дискеты
Съёмные диски
Оптичские диски
Стримеры
Флеш-память
Устройства ввода информации
Манипуляторы
Микрофон
Световое перо
Графический планшет
Сканер
Цифровые фото- и видеокамеры
Устройства вывода информации
Принтеры
плоттеры
Устройства мультимедиа
Наушники
Звуковые колонки
Сетевое оборудование
Сетевая плата
Модем
Б) Выберите системы программирования и прикладное программное обеспечение
Трансляторы
Интегрированные среды
Саse-средства
ППО общего назначения
Методо-ориентированные ППО
Проблемно-ориентированные ППО
Системы искусственного интеллекта
ППО автоматизированного проектирования
Офисные ППО
– Обменяйтесь с соседом по парте, выполним проверку, поставьте своему товарищу оценку (максимум 4 балла)
Мини-итог.
– Итак, какие основные составляющие информационной системы?
Взаимосвязаны ли они? Возможна ли работа компьютера при наличии только одной составляющей?
К какой же составляющей относитися операционная система?
IV. Изучение нового материала
Таким образом, мы подошли к изучению новой темы. Может ли кто-нибудь сказать, что такое ОС?
ОС – это совокупность программ, которые предназначены для управления ресурсами компьютера и вычислительними процессами, а так же для организации взаимодействия пользователя с аппаратурой.
Это определение подтверждает ваши выводы о том, что аппаратные и программные составляющие информационной системы взаимосвязаны и использование компьютера невозможно при наличии одной из составляющих.
Понятие ОС мы определили через функции, которые она выполняет. А именно:
– управление ресурсами компьютера
– управление вычислительними процессами
– организация взаимодействия пользователя с аппаратурой.
Давайте подумаем, что было бы, если бы не существовало ОС?
Задание № 3. Вставьте пропущенные слова в текст.
Если бы не существовало ОС, то с компьютером стало бы очень сложно взаимодействовать. Например, программисту пришлось бы составлять программу не на языке программирования, а на языке машинных кодов; в распоряжении пользователя не оказалось бы современных средств управления аппаратурой (диски, мышь, принтер) и привычных программных приложений (антивирусов, различных редакторов и процессоров).
Какой же ответ мы получили на поставленный вопрос? Проверьте. У кого всё правильно поставьте справа 2 балла.
Существуют различные ОС (МS DOS, PS DOS, OS/2, UNIX, WINDOWS). Сегодня на уроке мы рассмотрим более привычную для нас ОС WINDOWS, её:
-достоинства
-элементы интерфейса
-виды окон
-типы окон
-действия с окнами
-объекты рабочего стола
-специальные папки
-действия с объектами
(Презентация)
– Итак, мы рассмотрели ОС, в которой нам предстоит работать
Физминутка (упражнение для снятия напряжения)
Прежде чем перейти к новому виду работы необходимо расслабиться. Выполним упражнения на дыхание и для глаз
Повторение правил безопасности при работе за компьютером
Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомнить несколько важных правил:
- за компьютер можно сесть и приступить к работе только с разрешения преподавателя;
- нельзя пользоваться без разрешения дисками и дискетами;
- о всех неисправностях компьютера сообщить учителю;
Работая в компьютерном классе, запомните еще несколько правил, касающихся окончания работы:
- При завершении работы удалите с диска все созданные вами файлы и папки. Сохранить на жестком диске можно лишь те объекты, насчет которых было особое указание преподавателя.
- Если вы в процессе работы изменили текущие настройки экрана, панели задач, рабочего стола и других важных элементов интерфейса Windows, верните прежние настройки.
- Если вы работаете в сети и ресурсы вашего компьютера используются коллегами по сети, то выключайте компьютер лишь в том случае, когда уверены, что ваш компьютер не будет использоваться.
Выполнение практической работы
–Ребята, теперь работая в парах, вы выполните практическую работу, за которую можете заработать 3 балла. Задания с инструкцией находятся на столах возле компьютеров
П.Р. № 2 «Настройка рабочего стола. Запуск на выполнение программ»
Цель: Овладение практическими навыками настройки рабочего стола, настройки меню, выполнения стандартных действий с панелью задач
1) Перемещение панели задач. Панель задач может располагаться у любого края экрана. Чтобы изменить расположение панели, щелкните левой кнопкой мыши по панели и, не отпуская кнопки, перетащите панель к нужному краю экрана. Когда указатель приблизится к краю, появится рамка, обозначающая новые контуры панели. Теперь отпустите кнопку мыши - панель задач переместится в новое положение.
2) Скрытие панели задач. Чтобы панель задач постоянно не занимала ценное место на экране, для этого предусмотрен режим автоматического «упрятывания». Для установки этого режима щелкните правой кнопкой мыши по панели задач и в появившемся меню выберите опцию Свойства. В открывшемся диалоге на вкладке Параметры панели задач установите флажок Автоматически убирать с экрана и нажмите ОК. Теперь панель задач исчезает с экрана, как только убирают от нее указатель мыши, и появляется вновь при подведении указателя к тому краю экрана, где она должна располагаться.
3) Можно изменить ширину панели задач. Для этого нужно навести указатель мыши на границу панели (он примет форму двунаправленной стрелки), нажать левую кнопку мыши и перетащить границу в новое положение, после чего кнопку мыши следует отпустить.
4) Изменение состава главного меню. Для добавления нового ярлыка в главное меню откройте папку Мой компьютер, в которой содержится нужный ярлык. Захватите ярлык левой кнопкой мыши и подведите его полупрозрачное изображение к кнопке Пуск. Через несколько мгновений раскроется главное меню, подведите ярлык к нужному уровню меню - будет раскрыто подменю следующего уровня. Таким образом дойдите до нyжного подменю, после чего отпустите кнопку мыши. Новый ярлык появится в указанном вами подменю. При помощи операции перетаскивания перетащите в главное меню несколько ярлыков из папки Мой компьютер. Также можно перетаскивать ярлыки внутри меню Пуск. Переместите программу Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint). Чтобы удалить опцию главного меню, наведите указатель мыши на эту опцию, затем щелкните правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Удалить.
5) Рисунок на рабочем столе. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте рабочего стола. Выберите команду Свойства. Перейдите на вкладку Рабочий стол. Выберите один из образцов. Если ни один из рисунков не подходит, нажмете кнопку Обзор. В следующем диалоге выберите файл с нужным рисунком (этот файл необходимо заранее приготовить). Щелкните по кнопке Открыть и затем - по кнопке ОК внешнего диалога.
6) Задание размера шрифта для элементов интерфейса. Размер шрифта, которым отображаются заголовки окон, опции меню, надписи кнопок и прочие текстовые элементы интерфейса, можно изменить следующим образом. Щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте рабочего стола. Выберите команду Свойства. Перейдите на вкладку Оформление. Нажмите кнопку Дополнительно. Выберите изменяемый элемент из списка. Справа от списка укажите новые параметры элемента. Измените оформление Значка, Окна и Строки меню.
7) Позовите преподавателя для проверки.
Итог практической работы
– Ребята, выполняя практическую работу, что вы научились делать?
IX. Итог урока
– Ребята, скажите достигли ли мы, поставленных целей?
– Просуммируйте баллы, заработанные в течении урока. Сдайте зачетные книжки
– Покажите смайлик, отображающий ваше настроение в конце урока.
Х. Домашнее задание
Выучить конспект, составить кроссворд по теме: Операционная система.
+ резервное задание
Сейчас вы можете заработать дополнительные 2 балла, начав составлять кроссворд, объединившись в группы