Назывные и неполные предложения.
Знаки препинания
В неполных предложениях (8 класс)
Цели:
1) Дать учащимся представление о специфике назывных предложений, об их роли в речи; развить умение пользоваться всеми типами односоставных предложений
2) Формирование умения различать назывные и неполные предложения, употреблять их в речи.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка – тест
Учитель: Одна маленькая запятая, поставленная или не поставленная, как в сказке «Двенадцать месяцев», может повлиять на судьбу. Помните классическое предложение «Казнить нельзя помиловать»? Оттого, где будет поставлена запятая, зависела жизнь человека.
—Проверьте своё умение. Укажите номера тех предложений, в которых надо поставить запятую перед союзом и.
1) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
2) Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.
3) Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса в саду поразили меня.
4) Ночь, и на улице ни огонька.
5) Взошёл месяц и расцветил весь лес.
6) Полутьма, и вспоминается что-то далёкое.
Правильный ответ: 2,4,6.
Учитель: В чём схожесть этих предложений? (Общая схема: [назывное], и [ ). Интерактивная доска).
Запишите их, подчеркните основы – таким образом вы объяснили графически знаки препинания. Докажите, что первая часть в этих предложениях – назывное односоставное предложение.
—Задание для сильных учащихся:
Составьте сложные предложения по схемам: безличное + двусоставное; неопределенно-личное + двусоставное; назывное + безличное; назывное + двусоставное.
—Графический диктант.
Учитель диктует предложения, а учащиеся записывают егш при помощи схем, указывая вид каждого предложения.
Образец: Дверь отворилась, и из хаты повеяло сыростью.
(интерактивная доска)
1. Конец мая, и в поле прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака, идут тени и свет.
2. Мне бы только суметь, мне бы только успеть о Росии моей полным голосом спеть.
3. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.
4. Солнце уже стояло низко над горизонтом, и надо было торопиться.
II. Актуализация знаний.
1. Изучение теоретического материала о неполном предложении. Что нового узнали?
2. Устно упр. 147, 2-3 ситуации, общее обсуждение, затем выполняется письменно, напомнить о знаках препинания при неполном предложении.
III. Комплексный анализ текста.
1. Беседа. Односоставные предложения используются в разных ситуациях. Понаблюдаем. (интерактивная доска)
2. Чтение и синтаксический анализ текста. Сначала про себя, потом по одному вслух, определить основы, вид, объяснить орфографию, если необходимо, пунктуацию.
3. Творческое задание. Рассказ по картине (интерактивная доска)
IV. Домашнее задание. Из стихотворений А. Блока, А. Пушкина, М. Лермонтова выбрать строчки с односоставными предложениями.