СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС и включает в себя актуализацию прежних знаний, формулировку темы и целей урока учащимися, сообщение нового материала, упражнения различного характера, подведение итогов, рефлексию. 

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Седьмое декабря.  Классная работа. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных? Как подчеркивается главный член односоставных предложений?

Седьмое декабря. Классная работа.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка домашнего задания.
  • Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
  • Как подчеркивается главный член односоставных предложений?
Сформулируем тему урока: К. Д. Бальмонт «Родное»:  Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны.  Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней, Но лучше вас я ничего не знаю. Чем выражены основы в большинстве предложений? Какое значение придают стихотворению подлежащие? В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».

Сформулируем тему урока:

  • К. Д. Бальмонт «Родное»: 
  • Аллеи рек. Зеркальности озер.
  • Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
  • Живая сказка — страшный темный бор.
  • Его вершин немолкнущие звоны. 
  • Воздушность ив. Цветы родных полей.
  • Апрельский сон с его улыбкой маю.
  • Я целый мир прошел в мельканье дней,
  • Но лучше вас я ничего не знаю.
  • Чем выражены основы в большинстве предложений?
  • Какое значение придают стихотворению подлежащие?
  • В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».
Назывные (номинативные) - это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочета­нием числительного с существительным. Эти предложения показывают, что события, явления, пред­меты, названные главным членом, существуют. Замените двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными. Для указания с помощью назывных (номинативных) предложений на что-либо, находящееся в непосредственной близости, перед гла­зами, употребите в них частицу вон или вот. Наступил декабрь. Мы видим стеллажи с книгами вдоль стен, нам броса­ется в глаза большой стол с горой рукописей. Показались ракеты. Подхожу к электростанции.
  • Назывные (номинативные) - это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочета­нием числительного с существительным.
  • Эти предложения показывают, что события, явления, пред­меты, названные главным членом, существуют.
  • Замените двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными. Для указания с помощью назывных (номинативных) предложений на что-либо, находящееся в непосредственной близости, перед гла­зами, употребите в них частицу вон или вот.
  • Наступил декабрь. Мы видим стеллажи с книгами вдоль стен, нам броса­ется в глаза большой стол с горой рукописей. Показались ракеты. Подхожу к электростанции.
 Диктант «Крестики-нолики»  Х – назывное предложение  О – неназывное предложение 1. Зимний лес. 2. Занесенная снегом избушка. 3. Идет снег. 4. Вечереет. 5. По темному небу плывут облака. 6. Тоскливо. 7. Изредка птицы ночные кричат. 8. Тишина. 9. Величавые ели. 10. Засыпает страна Снежной королевы.

Диктант «Крестики-нолики» Х – назывное предложение О – неназывное предложение

  • 1. Зимний лес.
  • 2. Занесенная снегом избушка.
  • 3. Идет снег.
  • 4. Вечереет.
  • 5. По темному небу плывут облака.
  • 6. Тоскливо.
  • 7. Изредка птицы ночные кричат.
  • 8. Тишина.
  • 9. Величавые ели.
  • 10. Засыпает страна Снежной королевы.
«Крестики-нолики»  (проверка)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Х Х О О О О О Х Х О

«Крестики-нолики» (проверка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Х Х О О О О О Х Х О

Физкультминутка - мяч  вспомним правописание приставок, которые заканчиваются на З и С

Физкультминутка - мяч вспомним правописание приставок, которые заканчиваются на З и С

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Почему уместно употребле­ние назывных предложений при описании отрывочных впечатлений раннего дет­ства? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы двусоставных и односоставных предложений. Ра(н, нн)его детства тума(н, нн)ое в..дение. Как сквозь сон р..стут (не)ясные образы м..лькают отрывочные к..ртины . Всё смутно (не)определённо. Опять туман. Смутная картина. Мерещит(?)ся в памяти что(то) стра(н, нн)ое

Прочитайте. Укажите назывные предложения. Почему уместно употребле­ние назывных предложений при описании отрывочных впечатлений раннего дет­ства? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы двусоставных и односоставных предложений.

  • Ра(н, нн)его детства тума(н, нн)ое в..дение. Как сквозь сон р..стут (не)ясные образы м..лькают отрывочные к..ртины . Всё смутно (не)определённо. Опять туман.
  • Смутная картина. Мерещит(?)ся в памяти что(то) стра(н, нн)ое". Я проснулась на руках (не)знакомого человека. Мне холодно. Кругом темно.
  • Новые лица высокие комнаты. Старушка, бабушка какая(то), ла­скает меня... Ещё рисует(?)ся в памяти. Огромный те(н, нн)истый сад между толстыми стволами деревьев . Густые зар..сли. Тишина... Солнце тёплыми пятнами прон..кает туда .
  • (По М. Тенишевой)
Записать номера назывных предложений: 1. В хорошую погоду не сидишь дома. 2. В лесу потемнело. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Укутанные инеем, притихшие леса. 5. Светлые дали. 6. Вход в музей. 7. Ясный день. 8. Пахнет прибитой дождём пылью. 9. Мне не работалось. 10. Я не работал.  11.Первый звонок.

Записать номера назывных предложений:

  • 1. В хорошую погоду не сидишь дома.
  • 2. В лесу потемнело.
  • 3. Слезами горю не поможешь.
  • 4. Укутанные инеем, притихшие леса.
  • 5. Светлые дали.
  • 6. Вход в музей.
  • 7. Ясный день.
  • 8. Пахнет прибитой дождём пылью.
  • 9. Мне не работалось.
  • 10. Я не работал.
  • 11.Первый звонок.
Взаимопроверка ответы: № 4, 5, 6, 7,11. 0 ошибок «5» 1 ошибка «4» 2 ошибки «3» 4 ошибки и больше «2»

Взаимопроверка ответы:

4, 5, 6, 7,11.

0 ошибок «5»

1 ошибка «4»

2 ошибки «3»

4 ошибки и больше «2»

Итог урока Что узнали нового? Что осталось непонятным? Что понравилось больше всего? Что показалось самым трудным?

Итог урока

  • Что узнали нового?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным?
Домашнее задание:

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!