СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Не красна изба углами, красна пирогами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления детей о русской рубленой избе.

Просмотр содержимого документа
««Не красна изба углами, красна пирогами».»

Сценарий образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «Не красна изба углами, красна пирогами».

Интеграция видов деятельности: социально – коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, самообслуживание, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Цель: формирование представления детей о русской рубленой избе.

Задачи:

Обучающие:

Ознакомить детей с архитектурным объектом - «рубленой» избой; русской печью.

Формировать представление детей о предметах домашнего обихода, утвари русской избы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать интерес к истории своего края, чувство дружелюбия и уважения к сверстникам.

Планируемый результат: дети интересуются архитектурными постройками, историей своего края, задают вопросы, выдвигают гипотезы.

Средства, оборудование, материалы:

Оборудование: проектор, ноутбук.

Средства и материалы: письмо (конверт с текстом), «телега» из подручных материалов. Стол, поленца, скамьи. Макеты русской избы, русской печи, колодца. Презентация «Рубленая изба. Строительство и внешний вид». Интерактивное изображение к дидактической игре: «Рубленая изба».

Предметы кухонной утвари: кувшин, ковш, глиняные чашки - кандюшки, противень, садник, ведра, коромысло, ушат, самовар, туесок, сито, плетеная корзина (предметы из мини- музея «Русская изба» в д/с).

Карточки для дидактических игр: «Построй дом», «Интерьер русской избы» (см. презентацию).

Запись песни «Русская печка» музыка и слова И.Ростовцевой; деревянные палочки.


Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей



Вводная часть


1

Организационный момент

Воспитатель проводит ритуал начала ОД:

Дружба – сила, дружба – для всех,

Дружба нам сулит успех!

- Да, ребята, вижу вы очень дружные и, наверно, любознательные и смелые!

Ребята, я сегодня получила письмо, пришедшее к нам в детский сад. Хотите узнать, что в нем написано?

Воспитатель читает письмо: « Дорогие мои ребята, доброго здоровья вам! Пишет вам бабушка Барабушка. Я живу в красивой рубленой избе в селении Барабушка, это неподалеку от города Барабинска, в котором вы живёте. У нас прекрасная природа, чистый воздух. Приглашаю вас ко мне в гости, приезжайте, навестите. Буду очень рада». Навестим?

- Только как же нам добраться, ведь туда не идет общественный транспорт?

Из вариантов выбираем «на телеге».

Дети участвуют в ритуале начала ОД: говорят текст речевки и жестикулируют с воспитателем.




Дети слушают.








- дети предлагают свои варианты, рассуждают, на чем добраться.

На «телеге» лежат палочки, во время поездки дети играют на палочках и поют распевку.



Основная часть


2

Проектирование, решение проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Вот мы и приехали. Ребята, кто запомнил, в каком доме живет бабушка Барабушка?

- Совершенно верно! Мы с вами без труда найдем ее дом (на экране – рубленая изба крупным планом).

-Ребята, раньше говорили: «Не взявшись за топор – избы не построишь». Как вы думаете, почему?(Рассматривают макет избы снаружи.Выделяют характерные признаки).

Проводится иллюстрированная беседа о том, как строили в старину избы. Русская изба строилась без пилы и гвоздей и могла простоять, как минимум, сто лет.Люди помогали друг другу всей деревней. Шли в лес, заготавливали бревна из деревьев, делали сруб. Когда он был готов, утепляли стены мхом, чтобы мороз и ветер не проникал внутрь жилища. Двери в дома устанавливали, как можно ниже, а окна наоборот – выше, чтобы тепло от очага не уходило наружу. В старину крышу покрывали берестой, на которую укладывали дёрн корнями вверх. Но чаще всего использовали пучки соломы, которые прижимали жердями. Зажиточные крестьяне могли позволить себе тёс - тёсаные доски без сучков

- Ну, что, постучимся?

Бабушка Барабушка: «Проходите, мои дорогие, мои касатики. Гость на порог - хозяину радость. Проходите к печи, садитесь на скамейки, деточки! Устали с дороги, отведайте моего морса, он придает силу и снимает усталость.

Дорогих гостей мы всегда приглашаем на скамейки рядом с печью. Она у нас - печь матушка, кормилица. Как вы думаете, почему мы ее так называем?

Конечно, ребята: печь и обогревает жилище, в ней, родимой, мы готовим пищу, между печью и стеной устраиваются полати, на которых можно спать. А уж если застыл кто, то бегом на печку – лечиться. Осматривайтесь, располагайтесь, а я пока вам фотографии покажу.

- в рубленом.







Дети рассуждают о значении пословицы. Рассматривают избу, описывают ее: она из бревен, деревянная, выдвигают гипотезы о способах ее постройки.



Слушают рассказ воспитателя, просматривая презентацию, задают вопросы.





















Дети стучат в дверь макета русской рубленой избы, заходят, здороваются









Дети рассматривают избу (макет) изнутри. Знакомятся с русской печью (макет), выдвигают гипотезы о назначении печи, узнают новое, задают вопросы.










Самостоятельное применение нового на практике

А вот и мои фотографии (роняет карточки от дидактической игры на пол). Ай-ай-ай! Все рассыпала! А ведь хотела показать вам, касатики, как было раньше, а как сейчас!

Воспитатель: Б.Б., не расстраивайся, ребята у нас очень находчивые и сообразительные. Они с удовольствием помогут тебе собрать фотографии и рассортируют их: те, что относятся к современному строительству, на левый мольберт, те, что к строительству русской избы – на правый мольберт. Поможем Б.Б.?

Воспитатель: «Ой, Бабушка Барабушка! Какой интересный у вас сундучок!»

Б.Б.: Да, там мои помощники. Много лет мне помогали. Хотите узнать, о каких помощниках я говорю?».

По окончании игры воспитатель благодарит Барабушку за гостеприимство, говорит, что пора отправляться в детский сад, бабушка Барабушка выносит корзинку с пирожками, прощаются, уезжают на телеге.

Дети играют в дидактическую игру: «Построй дом». Цель: из предложенных карточек произвести группировку предметов, относящихся к современному строительству (кран, кирпич, бетонные блоки, строители, спецодежда и т.д) и строительству русской избы(топор, бревна, сани, телега, люди в одежде крестьян и т.д)

Дети играют в дидактическую игру: «Интерьер русской избы » Цель: из сундучка выбрать предметы обихода, относящиеся к русской избе, найти им соответствующие предметы современной кухонной утвари..





дети благодарят бабушку Барабушку, прощаются, едут в детский сад на «телеге», поют распевку, отстукивают ритм.



Заключительная часть


3

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний

Вернулись в детский сад.

Воспитатель проводит беседу с детьми:

- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали?

- Чем рубленая изба бабушки Барабушки вам показалась отличной от наших современных домов?

- Хотели бы вы жить в такой избе? Почему?

- Какая кухонная утварь вам запомнилась (произвела впечатление, заинтересовала)?

- Что для вас было новым?

Беседуют с воспитателем по вопросам, рассказывают: кому помогли, что запомнили, что нового узнали, что было интересным, что показалось сложным, неинтересным, что вызвало восторг.


Рефлексия

- Что более всего запомнилось?

- Что понравилось в нашей поездке?

- Что не понравилось?

- Кому мы расскажем о посещении бабушки Барабушки?

Ребята, могли бы мы себя сегодня похвалить?

По окончании, воспитатель проводит ритуал завершения

делятся своими впечатлениями, рассказывают что понравилось, что – нет, делятся своими эмоциями. Описывают, пробуют оценить свои действия.



Участвуют в ритуале завершения ОД.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!