1 | Организационный момент | Воспитатель проводит ритуал начала ОД: Дружба – сила, дружба – для всех, Дружба нам сулит успех! - Да, ребята, вижу вы очень дружные и, наверно, любознательные и смелые! Ребята, я сегодня получила письмо, пришедшее к нам в детский сад. Хотите узнать, что в нем написано? Воспитатель читает письмо: « Дорогие мои ребята, доброго здоровья вам! Пишет вам бабушка Барабушка. Я живу в красивой рубленой избе в селении Барабушка, это неподалеку от города Барабинска, в котором вы живёте. У нас прекрасная природа, чистый воздух. Приглашаю вас ко мне в гости, приезжайте, навестите. Буду очень рада». Навестим? - Только как же нам добраться, ведь туда не идет общественный транспорт? Из вариантов выбираем «на телеге». | Дети участвуют в ритуале начала ОД: говорят текст речевки и жестикулируют с воспитателем. Дети слушают. - дети предлагают свои варианты, рассуждают, на чем добраться. На «телеге» лежат палочки, во время поездки дети играют на палочках и поют распевку. |
2 | Проектирование, решение проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности «открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Вот мы и приехали. Ребята, кто запомнил, в каком доме живет бабушка Барабушка? - Совершенно верно! Мы с вами без труда найдем ее дом (на экране – рубленая изба крупным планом). -Ребята, раньше говорили: «Не взявшись за топор – избы не построишь». Как вы думаете, почему?(Рассматривают макет избы снаружи.Выделяют характерные признаки). Проводится иллюстрированная беседа о том, как строили в старину избы. Русская изба строилась без пилы и гвоздей и могла простоять, как минимум, сто лет.Люди помогали друг другу всей деревней. Шли в лес, заготавливали бревна из деревьев, делали сруб. Когда он был готов, утепляли стены мхом, чтобы мороз и ветер не проникал внутрь жилища. Двери в дома устанавливали, как можно ниже, а окна наоборот – выше, чтобы тепло от очага не уходило наружу. В старину крышу покрывали берестой, на которую укладывали дёрн корнями вверх. Но чаще всего использовали пучки соломы, которые прижимали жердями. Зажиточные крестьяне могли позволить себе тёс - тёсаные доски без сучков - Ну, что, постучимся? Бабушка Барабушка: «Проходите, мои дорогие, мои касатики. Гость на порог - хозяину радость. Проходите к печи, садитесь на скамейки, деточки! Устали с дороги, отведайте моего морса, он придает силу и снимает усталость. Дорогих гостей мы всегда приглашаем на скамейки рядом с печью. Она у нас - печь матушка, кормилица. Как вы думаете, почему мы ее так называем? Конечно, ребята: печь и обогревает жилище, в ней, родимой, мы готовим пищу, между печью и стеной устраиваются полати, на которых можно спать. А уж если застыл кто, то бегом на печку – лечиться. Осматривайтесь, располагайтесь, а я пока вам фотографии покажу. | - в рубленом. Дети рассуждают о значении пословицы. Рассматривают избу, описывают ее: она из бревен, деревянная, выдвигают гипотезы о способах ее постройки. Слушают рассказ воспитателя, просматривая презентацию, задают вопросы. Дети стучат в дверь макета русской рубленой избы, заходят, здороваются Дети рассматривают избу (макет) изнутри. Знакомятся с русской печью (макет), выдвигают гипотезы о назначении печи, узнают новое, задают вопросы. |
| Самостоятельное применение нового на практике | А вот и мои фотографии (роняет карточки от дидактической игры на пол). Ай-ай-ай! Все рассыпала! А ведь хотела показать вам, касатики, как было раньше, а как сейчас! Воспитатель: Б.Б., не расстраивайся, ребята у нас очень находчивые и сообразительные. Они с удовольствием помогут тебе собрать фотографии и рассортируют их: те, что относятся к современному строительству, на левый мольберт, те, что к строительству русской избы – на правый мольберт. Поможем Б.Б.? Воспитатель: «Ой, Бабушка Барабушка! Какой интересный у вас сундучок!» Б.Б.: Да, там мои помощники. Много лет мне помогали. Хотите узнать, о каких помощниках я говорю?». По окончании игры воспитатель благодарит Барабушку за гостеприимство, говорит, что пора отправляться в детский сад, бабушка Барабушка выносит корзинку с пирожками, прощаются, уезжают на телеге. | Дети играют в дидактическую игру: «Построй дом». Цель: из предложенных карточек произвести группировку предметов, относящихся к современному строительству (кран, кирпич, бетонные блоки, строители, спецодежда и т.д) и строительству русской избы(топор, бревна, сани, телега, люди в одежде крестьян и т.д) Дети играют в дидактическую игру: «Интерьер русской избы » Цель: из сундучка выбрать предметы обихода, относящиеся к русской избе, найти им соответствующие предметы современной кухонной утвари.. дети благодарят бабушку Барабушку, прощаются, едут в детский сад на «телеге», поют распевку, отстукивают ритм. |
3 | Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний | Вернулись в детский сад. Воспитатель проводит беседу с детьми: - Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали? - Чем рубленая изба бабушки Барабушки вам показалась отличной от наших современных домов? - Хотели бы вы жить в такой избе? Почему? - Какая кухонная утварь вам запомнилась (произвела впечатление, заинтересовала)? - Что для вас было новым? | Беседуют с воспитателем по вопросам, рассказывают: кому помогли, что запомнили, что нового узнали, что было интересным, что показалось сложным, неинтересным, что вызвало восторг. |
| Рефлексия | - Что более всего запомнилось? - Что понравилось в нашей поездке? - Что не понравилось? - Кому мы расскажем о посещении бабушки Барабушки? Ребята, могли бы мы себя сегодня похвалить? По окончании, воспитатель проводит ритуал завершения | делятся своими впечатлениями, рассказывают что понравилось, что – нет, делятся своими эмоциями. Описывают, пробуют оценить свои действия. Участвуют в ритуале завершения ОД. |