Класс: 4 Предмет: Музыка. Урок № 13 (по программе Е. Д. Критской)
Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы...
Тип урока: усвоение новых знаний, совершенствование раннее полученных знаний.
ЦЕЛЬ: Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы – полонез, мазурка, вальс); способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов на примере творчества Ф. Шопена; сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена; совершенствовать речевые высказывания о содержании музыки; воспитывать интерес к изучению музыки других стран, народов, любовь к Родине.
Планируемые результаты.
Предметные: ознакомятся с понятиями «полонез, мазурка, вальс»; Научатся определять изученные музыкальные произведения и их авторов, а также определять в звучании особенности музыкального жанра полонез, мазурка, вальс; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения своих чувств и мыслей; проявлять интерес к музыке других стран и народов.
Формирование УДД:
Личностные: развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного музицирования; воплощать выразительные и изобразительные средства музыки в исполнительской деятельности.
Метапредметные УДД:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации;
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять активность во взаимодействии, коллективно размышлять о музыке и особенностях творчества композитора.
Основное содержание темы, понятия и термины. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена. Музыкальный жанр –полонез. Танцы – вальс, мазурка. Песня. Формы музыки: трехчастная, куплетная.
Образовательные ресурсы: Учебник (стр. 82-85), рабочая тетрадь (стр. 22-23), видеофильм «История Шопена», презентация «Шопен – великий мелодист», « Его величество Шопен» клип (исп.В. Машук)
МУЗ. МАТЕРИАЛ: Вальс №10 (вход в класс) Ф. Шопен; Песня «Желание» музыка Ф. Шопена, «Танцы:вальс, полонез, мазурка»(видеоматериал).
Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;
Вальс си минор (выход из класса). Ф. Шопен;
Мазурка №48 фа мажор, Ф. Шопен;
Мазурка №47 ля минор, Ф. Шопен;
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Вход под Вальс №10 Ф. Шопена
Начинаем ровно в срок интересный наш урок.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
II. Актуализация знаний.
Кто обратил внимание под звуки какой музыки вы вошли в класс?
Какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока? (вальс).Где могла звучать такая музыка?
Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?
-А что такое вальс? Назовите известные вам произведения и их авторов этого жанра. (Ответы детей)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке мы слушали пьесу «Старый замок» из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Что воспевает трубадур? (Мусоргский написал Трубадур поет песню на фоне замка). Трубадур воспевает величие рыцарства, блеск средневековья, веселые балы, дам в роскошных платьях, тайну замков. Дидактическая игра «Образовательное лото» (полонез, мазурка, полька, вальс, менуэт, гавот, бал) – в результате правильных ответов откроется портрет русского композитора С. В. Рахманинова. Бал – праздник танца, любви, кружение в вальсе, торжественное шествие полонеза, прыжковая задорная мазурка.
IY. Актуализация знаний. На первом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманинова. Что вы можете рассказать о жизни этого композитора? С. Рахманинов покинул свою родину и всю жизнь провел на чужбине. Умер и похоронен в другой стране. Но любовь к своей стране он выражал в музыке, насыщенной народно-национальными интонациями. Многим композиторам приходилось жить на чужбине. Судьба польского композитора 19 века Фредерика Шопена во многом схожа с судьбой С. В. Рахманинова. Шопен всю свою недолгую жизнь (39 лет) прожил и умер во Франции. Но поляке похоронили его сердце в Польше в костеле Святого Креста. Они чтят и помнят своего земляка.
Y. Изучение материала по теме урока. Открытие новых знаний
Любимым инструментом Ф. Шопена было фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Он написал много произведений: вальсы, полонезы, мазурки, этюды, песни.
1) Вальс (франц. valse, немецкого Walzen, от walzen - "кружиться в танце") Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. Танец австрийского происхождения. Слайд 1
-Где можно увидеть людей танцующих вальс. Слайд 3-4
-Кто такой Шопен? - Что вы о нём знаете?
-Какие произведения Шопена вы знаете? - Что бы хотели узнать?
-Сформулируйте тему урока.
-Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Слайд 5
-Тема нашего урока созвучна с названием разворота учебника: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» И сегодня мы попробуем найти объяснение этим словам.
2) О композиторе. Слайды: 6-15 Просмотр видеофильма о Шопене.
Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена–Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.
Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.
Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгами, отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?.. Слушание вальса МИ-Минор. Как звучит мелодия вальса? (причудливо). Как дальше изменяется музыка? (становится взволнованной).Что происходит в 3 части? (повторяется 1 часть)
В какой форме написан вальс? (в 3-х частной). Каков контраст между крайними частями и серединой вальса: контраст-сопоставление или контраст противопоставление?
3)Полонез. Слайд 16-18 просмотр видеотанца.
-А знаете ли вы, что это за танец–полонез?
-В старину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». По началу он исполнялся только мужчинами –польскими рыцарями, затем рыцарями его оруженосцами, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом, драгоценными камнями, мехами и бархатом (причём мужской костюм не уступал женскому в роскоши, обилии украшений). Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.
Шаг полонеза степенный, и изящный, сопровождается не глубоким плавным приседанием на третьей доле.
Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.
-Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор.
Этот полонез стал музыкальным символом Польши, ее гимном.
Звучит Полонез № 3 ля мажор.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Итак, бал открывался полонезом.
«Танцы, танцы, танцы…» именно так называется следующий разворот учебника и посвящён он вальсу и мазурке.
4.Мазурка. Слайд 19-22 просмотр видеотанца.
Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и вначале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?
В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки–Польша, а точнее, её область–Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.
Шопен сочинил около 60 мазурок. Он называл мазурки«obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
-Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание.
Звучит Мазурка №1 си-бе моль мажор
Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
А вот другая мазурка:
Звучит Мазурка №3 фа мажор
Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.
А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца? Мазурка №2 ля минор
Какими чувствами наполнена музыка Мазурки? Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление, грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.
Сохраняется ли этот характер звучания до конца? Какие новые черты появляются в средней части?
Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.
Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.
Y. Закрепление.
Звучит песня Ф. Шопена «Желание». (Сл. С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского).
Какая эта песня по настроению? (Радостная и беззаботная).
Мелодия песни простая или сложная? (Простая).
Что напоминает вступление к этой песне? (Народный наигрыш, звучащий на сельском празднике).Интонации какого жанра звучат в песне? (Народной мазурки).
YI. Вокально-хоровая работа. Дыхательная гимнастика, логоритмика, работа над дикцией.
Работа над песней «Горжусь тобой» музыка Н. Поповой слова В. Пастуховой.
YII.Домашнее задание. Напишите письмо Ф. Шопену.
YIII.Рефлексия (подведение итогов).
Наш урок подходит к концу. Думаю, что вы сегодня сможете дать объяснение словам «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Почему же оно не молкнет? Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Итог: Творчество классика польской музыки Шопена – огромный мир необыкновенной красоты. Он воспевал душу своего народа, впитал интонации народной музыки, создавал прекрасные мелодии и танцы. Его имя стоит в ряду с именами великих гениальных композиторов, таких как И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- О каких танцах мы сегодня говорили? Слайд 23
- Какой танец вам понравился больше? Какое у вас настроение? (смайлики) Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания. Выход из класса под музыку Ф. Шопена. Мазурка № 48.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Соколинская начальная общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
Открытый урок музыки (№13)
в 4 классе на тему:
«Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Танцы, танцы, танцы…»
Учитель: Муслюмова З. Р.
Соколиное
2018 – 2019 учебный год