СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не с деепричастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не с деепричастиями»

7 класс ТЕМА: НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, сформировать навык правописания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, формировать умение нахождения деепричастий в тексте, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

2.Развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, развитие устной речи, работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, умения  анализировать и обобщать.

3.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, нравственное воспитание, привитие навыков бережного отношения к книгам.

Повторение: правописание НЕ с глаголами, синтаксический разбор предложения.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. 

Оборудование:  учебник, доска, плакат «Раздельное написание НЕ с деепричастиями», опорные карточки (для слабых обучающихся),  раздаточный материал, карточки с тестами, с заданиями.

Методы обучения:  словесный, поисковый, наглядный. 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Актуализация и пробное учебное действие

– Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

2. Выявление места и причины затруднения.

  1. Фронтальный опрос (аукцион).

  2. Правила аукциона:

  3. 1. Работа коллективная, но говорят по очереди при полной тишине.
    2. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
    3. Каждый может сказать только одно правило или предложение.
    Вопросы классу:

- Что такое деепричастие?

- Что общего у деепричастия с глаголом? (вид, общее лексическое значение, вопросы, напоминающие вопросы глаголов)

- Что общего у деепричастия с наречием? (не изменяется)

- Какова синтаксическая роль деепричастий? (в предложении является обстоятельством)
2) Проверочная работа по карточкам (тестирование):

1. Деепричастия – это слова, которые обозначают:

1) действия, 2) добавочные действия, 3) признак по действию.

2. Деепричастия – это слова, которые:

1) склоняются, 2) спрягаются, 3) не изменяются.

3. Деепричастием является слово:

1) разговаривающий, 2) разговаривая, 3) разговаривать.

4. Деепричастный оборот есть в предложении:

1) Мы сидели под березой четыре часа отдыхая и наслаждаясь пением птиц.

2) Расхрабрившись мы пошли на огонь.

3) Оглядываясь по сторонам мы возвращались в жизнь земли.

5. Знак препинания пропущен в предложении(-ях):

1) Лучи солнца, играя, купаются в лужах вместе с воробьями.

2) Садовник стоит, подбоченясь перед кухонным столом.

3) Охотник Иван Захаров закрыв глаза, видит длинный прямой ряд высоких стройных деревьев.

3) Синтаксическая пятиминутка.

Ученица у доски выполняет синтаксический разбор предложения, взятого из стих-ния А. С. Пушкина «Зимнее утро», и находит деепричастный оборот (реализация индивидуального задания на дом):

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)

3.  Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

На доске:

НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ

НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ

– Ребята, обратите внимание на слайд. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока?

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Распределительный диктант.

– Распределите словосочетания (материал дан на парты)

на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями.

Таблица на слайде.

НЕ
с глаголами

НЕ
с деепричастиями

НЕ
с причастиями




1. Книга не читана.

2. Непрочитанная повесть.

3. Ничего не делая.

4. Не вычитанные редактором статьи.

5. Никак не мог заснуть.

6. Ни о чем не спрашивая.

7. Не горевал, а радовался.

8. Не был в деревне.

9. Не кланяясь в пояс.

10. Не выступал на конференции.

11. Не пользуясь льготами.

12. Не думать над нерешенной проблемой.

13. Недоумевать.

14. Непроверенные факты.

15. Не смея рассчитывать на успех.

16. Он что-то недоговаривает.

17. Никогда не улыбающийся человек.

18. Почти никем не решенная задача.

19. Ни о чем не думая и не рассуждая.

20. Еще не написанная книга.

21. Нескошенная трава.

22. Не хвастая силой.

23. Неисследованные горы.

24. Неизученный, но важный вопрос.

25. Не разрушенный, а целый.

26. Не привыкая к долгой работе.

27. Не защищенное от ветра лицо.

28. Урок не выучен.

29. Неизданная повесть.

Физкультминутка

5. Работа с учебником с.82.

6.Упражнение 192.

1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глаг.) в воду. 2. Не убив (дееприч.) медведя, шкуры не продают (глаг.). 3. Не поглядев (дееприч.) на пирог, не говори (глаг.), что сыт. 4. Не поклоняясь (дееприч.) до земли, грибка не подымешь (глаг.). 5. Не работая (дееприч.), сыт не будешь (глаг.).

Поклонясь – поклоняться, поклон, наклон.

Не суйся – глагол.

I.(Что делай?) не суйся.

II.Н.Ф. – соваться. Пост.: несов.в., непереход., I спр.; непост.: повелит., будущ.вр., ед.ч., 2 лицо.

III.(Что делай?) не суйся.

7. Упражнение 193.

1. Ни разу не оглянувшись (дееприч.), Анфиска косила всё с тем же упорством. 2. Нетронутая стена трав уменьшалась и редела. 3. Оставшись одна и не зная (дееприч.), что делать, Варька длинной тенью бродила по притихшему птичнику. 4. Походив вокруг балагана и так и не найдя (дееприч.) себе дела, Варька вернулась в тракторный вагончик. 5. Она ела не спеша (дееприч.), радуясь куску хлеба, с удовольствием хрустя крупинками соли.

(Е. Носов)

8. Упражнение 195.

1. Медведь Тедди, не обращая (дееприч.) внимания на открытую дверцу, жадно ел картошку и овсянку. 2. Съев обед, он по привычке стал подталкивать посуду к дверце и тут заметил, что та не прикрыта (крат. прич.). 3. Тедди было дико и непривычно в лесу. 4. Жизнь кипела в лесу, не омрачённая прошествием человека. 5. Пожалуй, никто не чувствует (глаг.) и не понимает (глаг.), что значит мать для диких зверей. 6. В лесу он превратился в беспомощного детёныша, ничего не знающего, боящегося всего. 7. Вся разница была в том только, что он был теперь не крошечном медвежонком, а крупным медведем. 8. Углубляться в лес он боялся, лес был полон неизвестности.

(Ю. Казаков)

III. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Обобщающий тест.

А1. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)замечая; 2) (не)годуя;

3) (не)успев; 4) (не)ощутив.

А2. В каком варианте ответа не со словом пишется слитно?

1) (не)ответив; 2) (не)уходя;

3) (не)присев; 4) (не)навидя.

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) черпАя; 2) глЯдя;

3) нАчав; 4) прИняв.

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ржавЕя; 2) пОняв;

3) располОжившись; 4) балУясь.

А5. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.

4) ее температура была слишком низкой.

А6. Укажите верное продолжение предложения.

Включив телевизор,

1) я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение

Домашнее задание: §30, упражнение 194. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя