КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

НЕБЕСНЫЕ ВОИНЫ:
история песни от замысла до результата
Научно-исследовательская работа
Авторы: Осипова Дарья
Шульга София
Руководитель: Гиль Е. С.
г. Шемонаиха
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ....................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................6
1.1 История создания песни «Небесные воины» ............................................6
1.2 Анализ музыкального произведения….....................................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...........................................................10
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Информационная справка о композиторе……………...…11
Приложение 2. Нотная партитура………………………………..................12
НЕБЕСНЫЕ ВОИНЫ:
история песни от замысла до результата
Научно-исследовательская работа
Авторы: Осипова Дарья 13 лет, 4 класс, ДШИ
Шульга София 13 лет, 6 класс, ДШИ
Руководитель: Гиль Екатерина Сергеевна
Преподаватель по предмету Музыкальная литература
АННОТАЦИЯ
Песня «Небесные воины» написана молодым казахстанским композитором Алисой Дворкиной. В работе рассматривается история возникновения произведения от повода, послужившего к его созданию до описания творческого процесса. Осуществлен комплексный анализ текстового и музыкального содержания. Затронуты вопросы актуальности патриотических произведений искусства и дана оценка художественным достоинствам исследованной композиции.
ВВЕДЕНИЕ
Песни о Родине не одно столетие поднимали дух народа в тяжёлые времена. Однако, в нашем молодом независимом государстве наблюдается дефицит военно-патриотических музыкальных произведений именно казахстанских авторов и композиторов. В последние годы чаще стали проводиться официальные патриотические культурные мероприятия, такие песенные фестивали и конкурсы, как «Жас ұлан», «Елім менің», «Әскері әндер». Значит эта проблема сегодня решается на государственном уровне. Все названные конкурсы ставят перед собой общие цели – пропаганда военно-патриотических произведений отечественных авторов, пополнение репертуара военных музыкальных коллективов Республики, формирование положительного имиджа казахстанской армии.
Одним из самых масштабных и ярких проектов данного направления стал I-й Республиканский конкурс военно-патриотических песен «Сарбаз әндері». Его организаторами выступили Министерство Обороны Республики Казахстан и Национальный военно-патриотический центр Вооружённых Сил Республики Казахстан (далее ВС РК). О проведении конкурса, стало известно ещё в начале 2016 года. С сентября по ноябрь в организационный комитет принимались военно-патриотические песни по двум номинациям: 1) имиджевые песни про ВС РК, раскрывающие положительный образ защитников Отечества; 2) песни строевые и по видам и родам войск1. Особенность и уникальность проекта «Сарбаз әндері» заключалась в стремлении организаторов увеличить число произведений на военную тематику, не понижая при этом качество музыкальных композиций. Поэтому, конкурс проходил в тесном сотрудничестве с Союзом композиторов и Союзом писателей Казахстана. Состав жюри утверждался приказом Министра обороны Республики Казахстан. Обязательным условием для участия в конкурсе являлось представление автором нового, ранее нигде не опубликованного и не исполненного произведения2.
Таким образом, конкурс стал стимулом для молодых и действующих композиторов и поэтов в реализации профессиональной деятельности, продвижении своего творчества. Итоги конкурса «Сарбаз әндері» были озвучены 28 ноября 2016 года в г. Астана во Дворце Мира и Согласия. Из 120 заявленных песен, прошли в финал и получили призовые места 13 произведений3. Среди них песня «Лётчикам посвящается» молодого 25-летнего композитора из г. Актобе Алисы Дворкиной, которая стала лауреатом III степени.
Песня «Лётчикам посвящается» или «Небесные воины» А. А. Дворкиной и стала объектом нашего исследования. Материалом для исследования послужили аудиозапись песни и нотная партитура.
Актуальность выбранной темы очевидна. Из сказанного выше можно понять, что музыкальное искусство играет важную роль в воспитании и повышении уровня патриотизма. Кроме того, военно-патриотические музыкальные конкурсы позволяют увидеть современный уровень композиторского творчества в Казахстане, помогают молодым авторам реализовывать свой потенциал, а обзор произведений способствует популяризации их музыки.
Творчество композитора А. Дворкиной ещё не подвергалось изучению и разбору, попытка рассказать о конкретном музыкальном произведении автора осуществляется впервые, в этом заключается новизна исследовательского работы.
Предмет исследования – история песни от её замысла до конечного результата.
Цель: раскрыть историю создания песни и осуществить анализ произведения.
В соответствии с целью работе сопутствовали следующие задачи:
Найти источники, освещавшие конкурс «Сарбаз әндері»
Познакомиться с композитором, узнать историю создания песни
Изучить музыкальную партитуру песни «Небесные воины»
Сделать анализ музыкального произведения
Оценить произведение как продукт музыкального искусства
Методы исследования: изучение информационных источников, интервью с композитором, изучение нотной партитуры, комплексный анализ произведения.
Практическое значение предлагаемой работы определяется, прежде всего, необходимостью познания современной культуры и искусства, его содержания. Важным является распространение знаний о творчестве современных композиторов, открытие новых талантливых имён. Нам, как учащимся вокального отделения интересно знакомство с современным образцом вокальной музыки, его изучение.
Структура исследовательской работы включает введение, основной раздел, два подраздела, заключение, два приложения.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
1.1 История создания песни «Небесные воины»
Молодого композитора Алису Дворкину заметили, когда в 2014 году на телеканале «Хабар» прозвучал её «Спортивный гимн». После эфира автору стали поступать предложения об участии в конкурсах, в том числе и на военную тематику. Подобные мероприятия для начинающих композиторов являются прекрасной возможностью заявить о себе и своём творчестве, тем более что у Алисы Андреевны всегда ярко получались произведения малых форм. Вскоре в её авторском багаже появилась песня под названием «И мы Вам докажем, что было всё не зря». В ней композитор затронула тему Великой Отечественной войны и подвиги наших ветеранов. Характер музыки, написанной в минорной тональности, в умеренном темпе соответствовал характеру текстового содержания.
К сожалению, а может и к счастью, для песни в тот момент не нашлось подходящего конкурса. Ноты остались невостребованными и пролежали около года, когда объявили о запуске I-го Республиканского конкурса военно-патриотических песен «Сарбаз әндері». Масштабы проекта оказались грандиозными, к тому же победителям конкурса обещали включение песен в репертуар коллектива Центрального ансамбля Национального военно-патриотического центра ВС РК.
Алиса Андреевна начала подготовку к конкурсу, решив выставить ранее сочинённую песню. Но, как и большинство композиторов, возвращавшихся к своей музыке спустя время, она критически отнеслась к произведению, изменив мелодию припева.
Во введении мы писали, что конкурс был разделён на две номинации:
1) имиджевые песни про ВС РК, раскрывающие положительный образ защитников Отечества;
2) песни строевые и по видам и родам войск.
Требованиям первой номинации соответствовала музыка, но не поэтический текст, здесь предстояла дополнительная работа. По признанию композитора, сложность составляло именно попадание в тематику. Песня должна была не просто отразить имидж армии, но конкретизировать род войск, чтобы каждое подразделение – танкисты, сапёры, десантники, и даже военные врачи имели свой песенный репертуар4.
Решено было посвятить песню лётчикам. Алиса Андреевна сначала сомневалась, насколько органичным будет сочетание текста о такой мужественной профессии, как военная авиация и мягкой и лиричной по характеру музыки. Сомнения развеяла ассоциация с прекрасной песней «Нежность» А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова и С. Гребенникова. Кроме того, правила конкурса требовали, чтобы из текста стало понятно, про защитников какой страны идёт речь.
Так, в новом варианте в припеве появились слова:
Небесные воины
На страже мирных казахстанцев
И далее, географические особенности, которые мы в первую очередь ассоциируем с нашей страной:
Степной вольный ветер
Наполнит ликованьем грудь
Так же композитор отметила, что столкнулась с менее распространённой традицией, когда слова пришлось писать на уже готовую музыку, а не музыку к словам.
Песня участвовала в конкурсе под конкретным, но незамысловатым названием «Лётчикам посвящается». На этом история её создания не закончилась. Работая над проектом, мы проявили инициативу и предложили Алисе Андреевне изменить название песни на более, на наш взгляд, звучное и удачное «Небесные воины», с этих слов начинается припев, и получили согласие.
Параллельно с песней «Небесные воины», композитор подала заявку в другую номинацию конкурса – строевые песни. Маршевая композиция «Айналдым, жеңіс!» создавалась в соавторстве с театральным критиком Бекмагамбетовой Балжан – автором слов.
Но, именно песня, ставшая объектом нашего исследования, оказалась более удачной и была по достоинству оценена жюри, получив звание лауреата III степени. Композитор проделала сложную и кропотливую работу, стараясь выполнить жёсткий регламент конкурса. На сегодня это одна из самых крупных её творческих побед.
Что в итоге повлияло на успешный результат и какие сильные качества имеет данная музыкальной композиция, мы попытались выяснить с помощью анализа нотной партитуры, который содержит следующая глава.
1.2 Анализ музыкального произведения
Нотная запись песни «Небесные воины» существует в двух вариантах. В первом вокальную партию сопровождает фортепиано и малый симфонический оркестр, в котором отсутствует медная духовая группа инструментов. Второй вариант аккомпанемента - дуэт скрипки и фортепиано. Поскольку мы располагаем аудиозаписью камерного сопровождения, основой анализа стала нотная партитура вокал – скрипка – фортепиано. Данный инструментальный состав является предпочтительным ещё и потому, что это первоначальная оригинальная версия произведения, именно так его услышала композитор.
Несмотря на то, что в песне использована военная тематика, мы можем отнести произведение к лирическому жанру, близкому к романсу. В пользу последнего выступает и тембровая окраска музыки: скрипка и фортепиано, мягкость их тембров, являются традиционными, наряду с гитарой, инструментами, сопровождающими романсовые композиции. Анализ поэтического текста также подтверждает лирическую направленность содержания. В пример можно привести слова второго куплета:
А где-то внизу, дома, лётчика ждет
Хвала за заслуги и гордый почёт,
Ждут семьи, ждут счастье, любовь и покой
За верную службу отчизне родной.
Вместе с мужеством, риском и военным долгом, в песне показаны чувства, близкие каждому человеку – любовь, волнение, надежда. Эмоциональная насыщенность поэтической части подкрепляется ярким драматургическим развитием музыки с постепенным нарастанием музыкального напряжения.
Обратимся к форме произведения. Композиция построена в характерной для песенного жанра куплетной форме.
Форма произведения |
Раздел | Вступление | 1 куплет | Припев | Проиг рыш | 2 куплет | Припев | Проиг рыш | Припев | Кода |
Количество тактов | 8 | 8 | 8+8 | 8 | 8 | 8+8 | 8+8 | 8+8 | 8 |
Тональный план | c-moll | c-moll | c-moll | c-moll | c-moll | c-moll | c-moll fis-moll | cis-moll | cis-moll |
Из таблицы можно понять, что форма песни «Небесные воины» состоит из двух куплетов и трёх припевов, обрамляют композицию вступление и кода. После каждого припева следует инструментальный проигрыш. Ясности и лёгкости восприятия способствует чёткое и ровное деление разделов на 8-тактовые построения.
Кульминация произведения находится в зоне «золотого сечения», то есть в третьей четверти формы – последнем проигрыше и припеве. Доказательством этому служит расширение данного раздела и модуляция музыки в тональность на полутон выше первой.
Основное драматургическое развитие в песне выполняет, как это ни странно, именно инструментальное, а конкретно фортепианное сопровождение. Если роль скрипичной партии заключается в основном в создании тембрового колорита, ритмическом взаимодополнении (комплиментарности), то партия фортепиано является равноправной вокалу, а иногда и превосходит его. Здесь нужно отметить, что композитор также является профессиональной пианисткой, поэтому в её произведениях часто наблюдается сложный и развёрнутый фортепианный аккомпанемент. Данная песня не стала исключением.
Фактурное изложение гомофонно-гармоническое с ярким разделением на мелодию и аккордовые фигурации. Несмотря на общность некоторых интонаций, схожести отдельно взятых фрагментов, ни в одном разделе фортепианное сопровождение не повторяется полностью. Варьирование осуществляется с большей степени за счёт ритма, который в свою очередь, разнообразно (триоли, синкопы, форшлаги, наложение двудольности на триоль) составляет узор музыкальной ткани. Кроме того, фортепианная партия звучит сольно в проигрышах, постепенно усложняясь, включая хроматические звуки, и именно через неё происходит смена тональности в произведении.
Что касается вокальной части, то здесь традиционно мелодия куплетов и припевов повторяется. Но анализ музыкально-выразительных средств показал: интуитивно или осознанно у композитора органично раскрывается и в тексте, и в музыке образ полёта и ощущение воздуха. Во-первых, свободу и широту создаёт выбранный размер и метр – 4/4, а также диапазон мелодии, превышающий две октавы. Во-вторых, регулярные затакты и следующие за ними интервальные ходы на широкие интервалы – сексты, октавы и ноны воспринимаются как вдох, пружина и далее взлёт. Кроме того, частое использование синкопированного ритма заставляет ощущать плавное покачивание мелодии.
В целом, анализ произведения показал, что в нём простота формы сочетается с оригинальностью музыкального изложения и яркими образными нюансами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и было обещано организаторами конкурса «Сарбаз әндері», песни победители действительно вошли в репертуар и исполняются сегодня эстрадно-симфоническим оркестром Министерства Обороны Республики Казахстан, в их числе и песня «Небесные воины» композитора Алисы Дворкиной.
Регламент конкурсов – это не всегда ограничивающие рамки, это и конкретная цель, и понимание поставленных задач. Сочинение музыкального произведения по какому-либо поводу, если автор является талантливым композитором, нередко даёт положительный результат.
Секрет успеха исследованной песни, на наш взгляд, заключается в её демократичности и органичном сочетании
Нас песня привлекла красотой звучания и актуальным содержанием. Мы считаем, что она по праву заслуживает внимания не только со стороны военных музыкантов, но и исполнителей эстрады.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Информационная справка о композиторе
Ф.И.О. Дворкина Алиса Андреевна
Дата рождения: 10 февраля 1991 г.
Родилась в г. Актобе, Западно-Казахстанская область
Музыкальное образование: в 2007 году окончила Детскую музыкальную школу №2 г. Актобе;
В 2007-2011 годы обучалась в Музыкальном колледже им. Ахмета Жубанова на фортепианном отделении;
В 2011-2015 годы обучалась в Казахском национальном университете искусств по специальности композитор в классе Абдинурова С. К.
Является дипломантом и лауреатом нескольких Республиканских и Международных конкурсов как пианист и композитор.
Автор нескольких десятков музыкальных произведений, среди которых особое место занимают фортепианные сочинения: концерт для фортепиано с оркестром, фантазия «Мистерия Востока» для кларнета и фортепиано, соната «По ту сторону жизни», джазовые обработки казахских народных песен «Камажай» и «Илигай». Кроме того, является автором ряда симфонических и камерных произведений.
Творческие планы: создать мюзикл, написать сборники фортепианных пьес для ДМШ, патриотические песни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.










1 Стартует конкурс военно-патриотических песен на приз Верховного Главнокомандующего ВС РК [Электронный ресурс]. - https://www.zakon.kz/4815133-startuet-konkurs-voenno.html
2 Стартует конкурс военно-патриотических песен на приз Верховного Главнокомандующего ВС РК [Электронный ресурс]. - https://www.zakon.kz/4815133-startuet-konkurs-voenno.html
3 В Астане состоялся гала-концерт участников I-го Республиканского конкурса военно-патриотических песен «Сарбаз әндері» [Электронный ресурс]. - http://24.kz
4
Базаева Г. Песни о танкистах, саперах, десантниках и военврачах [Электронный ресурс]. - https://www.ktk.kz
15