V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. | Беседа с классом Откройте текст (стр. 6) Обратимся к началу стихотворения - Что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.) - От чьего имени ведется рассказ? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения) -Итак, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Перед Вами портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Вот примерно так выглядит рассказчик из стихотворения Лермонтова. -Каким Вы его представляете, судя по портрету? (Храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди) - Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. - С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями) - Перечитайте эти строки - А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!) - Как Вы понимаете последние строки? (Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные, рассказчик подчеркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом) - Солдат-рассказчик был артиллеристом. Русская артиллерия сыграла немаловажную роль в разгроме врага. -Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”) - Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. - А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови) - Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по-деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем. Зачитайте строки стихотворения, где об этом рассказывается - А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее) - И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. Вот люди, которые вели в бой русскую армию. (Показываю портреты) Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии. Генерал Петр Иванович Багратион. Словно с них списан портрет командира - полковника. - Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”) - Что означают эти слова “рожден был хватом”? (стр.8) (Cильным, смелым, отважным, ловким) -Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге) -“Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой) -В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней? (“Ребята, не Москва ль за нами ...”) - И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов) - Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. -Найдите строфу, которая начинается словами «Ну ж был денёк! (стр.9) - Какие сравнения наиболее ярко показывают жестокость боя? (Французы двинулись, как тучи ...Носились знамена, как тени Земля тряслась, как наши груди ...) - Какая часть речи преобладает в этом эпизоде? (Глагол) Вам не видать таких сражений……(стр.9) - С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат). - Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: “Вам не видать таких сражений!” Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять ...” Но французы отступают. - О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою). - А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом) - Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем - восхищение, гордость. | 1.Отвечают на вопросы. 2.Делают выводы. 3.Рассматривают слайды презентации, находят соответствия в тексте стихотворения. 4.Отвечают на вопросы учителя 5.Находят в тексе сравнение 6.Находят в тексте строки 7.Отвечают на вопросы 8. Находят в тексте строки 9.Отвечают на вопросы 10.Рассматривают слайды презентации, находят соответствия в тексте стихотворения. 11. Отвечают на вопросы 12.Рассматривают слайды презентации, находят соответствия в тексте стихотворения. 14.Читает отрывок наизусть (заранее подготовленный ученик) 15.Находят в тексте сравнения. 16.Находят в тексте доказательства. 17.Отвечают на вопросы 18.Чтение отрывка. | 15мин | Презентация | Личностные УУД: сформировать личностное отношение к героям Отечественной войны 1812 года. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формировать навыки речевой деятельности, освоить способы совместной деятельности Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы. |
VII Рефлексия. . | Подведём итоги. -О каком историческом событии мы сегодня вели разговор? -Что мы узнали нового с точки зрения истории? - Назовите дату Бородинского события. -Кто стоял во главе русской и французской армий? -Какой русский генерал получил смертельное ранение во время сражения? -Но история лишь констатирует факты. А для поэта важно, какие чувства испытывали участники героической битвы. -На что были готовы русские солдаты, участники сражения? -Какие чувства испытывали русские воины после сражения? -Что вы почувствовали, читая это стихотворение? (гордость за свою родину) И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу! Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии"."Вам не видать таких сражений!" - в этих словах и гордость за великий подвиг русского народа и напутствие молодому поколению, которое должно брать пример с героев Бородина. Найдите ошибку: а) Бородинское сражение началось 6 августа. б) В отечественной войне 1812 г. Россия вела войну со Швецией. в) Главнокомандующим русской армии в Отечественной войне 1812-го года был А. В. Суворов. г) Имя императора Франции - Людовик. | 1.Повторяют изученный материал. 2.Отвечают на вопросы, делают выводы. 3.Оценивают себя и одноклассников 4.Находят фактические ошибки, исправляют их. | 5мин | | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и самооценку. Познавательные УУД: умение выражать свои мысли, умение самостоятельно обобщать и делать вывод преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: формировать навыки речевой деятельности, освоить способы совместной деятельности. |