Неделя биологии и химии.
Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология, химия, экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией и химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение Недели, посвященной этим наукам целесообразно и актуально.
Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Познавательный интерес к химии и биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели.
При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:
• целостность, законченность;
• неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, девиз, центральное мероприятие);
• обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;
• ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив;
• необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели ;
• важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели;
• обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.
Цель недели химии и биологии: развитие интереса школьников к химии и биологии как наукам, через разнообразные формы деятельности.
Задачи.
1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.
2. Предоставить всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.
3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.
Утверждаю:
Директор
ГОУ ЛНР Новоалександровская
СШ №28им.К.Ковалевой
________ Е.В. Харченко
План мероприятий
№ П/п | Название занятия | Ответственный |
1 | Открытие недели биологии и химии | Шмигель В.А. Дорохина Н.А. |
2 | Конкурс плакатов «Будь здоров!» | 5-11 кл |
3 | «Воздух и его состав. Горение веществ на воздухе» | 7-11 кл |
4 | Конкурсы по химии и биологии. | 5-11 кл |
5 | «Знатоки пословиц и поговорок», «Пантомима» | 5-11 кл |
6 | Подведение итогов недели. | Шмигель В.А. Дорохина Н.А. |
АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
БИОЛОГИИ И ХИМИИ.
Предметная Неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.
Неделя началась с объявления на линейке.
В течение недели в школьной библиотеке работала выставка книг ««Вокруг химии и биологии.
Одновременно с этим мероприятием была объявлена и о конкурсе кроссвордов и занимательных газет биологии, химии. Всю Неделю ученики 5-11 классов приносили свои ответы на кроссворды и газеты с интересным и увлекательным материалом.
При такой форме внеклассной работы у детей не только развивается логическое мышление и интеллект, но и совершенствуются практические умения. Ребята подолгу находились в школьной библиотеке и компьютерном классе, стараясь найти дополнительную информацию и победить в конкурсе. В итоге победители заслуженно получили грамоты за лучшие работы.
С целью развития познавательного интереса к биологии и химии учебно-познавательные игры. В интегрированном мероприятии приняли участие учащиеся 5-11 классов. Игра прошла в форме путешествия по станциям: «Знатоки Биологии», «Знатоки пословиц и поговорок», «Пантомима». Во всех заданиях учение сочеталось с развлечением. Весёлые вопросы вызывали у ребят живой интерес и каждый смог оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку.
Ребятам запомнились эти уроки - игры, таким образом, внимание детей ещё раз было привлечено к экологии и взаимосвязи человека с природой. Такие внеклассные формы работы надолго остаются в памяти детей, расширяют их кругозор и формируют экологическую культуру.
В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученики могли проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.
«Знатоки пословиц и поговорок», «Пантомима»
Пословицы про эволюцию
Спасание людей — это преступление над эволюцией и противоестественный отбор.
***
Каждый интеллигент втайне думает, что эволюция закончилась именно на нем.
***
Кто длиннее, тому виднее.
***
Выступает, словно журавль на меже.
***
Как жердь, высок, а силы с ноготок.
***
Если одна ветка обломится, другая даст побег.
***
Ломать побеги, когда их ветром гнёт.
Без пригляду одни только муравьи плодятся
***
От яблони яблоко, от ели шишка.
***
Какие труды, такие и плоды.
***
Микробы не прибавит века.
***
Дал бы бог здоровья. А микробов найдем.
***
Был ребенком хил, взрослым из за микробов быстро сгнил.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
***
Ствол дерева толст, а корень его – гнил.
Птицы в клетке тоскуют по облакам.
***
Детки за клетки, матки за детки, а батьки за матки.
***
Для птички и клетка.
***
Где родился, там и пригодился..
***
Дураком родился, дураком и помрешь..
***
Как поработаешь, то и полопаешь..
***
Загадки
Отгадайте, что? Что можете рассказать об этом предмете?
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть-нет головы».
При формировании понятия « симбиоз» загадку: «Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно в берёзовой роще (подберёзовик).
«Под деревце,
Под осиною
Стоит мальчик с пальчик
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка (подосиновик).
При изучении съедобные и несъедобные грибы объяснить поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».
«Что растёт без цвету?» Отгадайте головоломку-загадку.
Ч | о | а | т | т | е | ц | е | У |
Т | р | с | ё | б | з | в | т | ? |
.
Имеется ли цветок у папоротника? Каким же цветом цветёт папоротник? (ответ ищут в тексте учебника).
Загадка:
Отгадайте, что «Не сучок, не листок, а на дереве растёт»? (мох).
Маленький мужичок- Без окошек
Костяная шубка (орех). Без дверей-
Шестеро людей (яблоко)
Без окон и дверей,
Как зелёный сундучок,
В нём шесть кругленьких детей, называется…(стручок)
Стоит дут, полон круп,
Пятачком прикрыт (коробочка мака)
Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные (арбуз)
Одноусый дед в соломину одет (зерновка овса).
Объясните
1) Не бывать калине малиной.
2) Дерево по плодам узнается.
3) От доброго дерева –добрый плод.
У мамки дочки-
На шнурочке (усы земляники)
Голодный шмель вздыхает тяжко:
-Поесть бы кашки.
-Да вот же кашка!
Попробуй шмель,
В ней сок медовый-
Шмелям и пчёлам
Обед готовый (клевер луговой)
Цветок- напрасный
Плод опасный
А поле всё засажено (картофель)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелёк (одуванчик)
Из растений чей портрет
выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете (пшеница).
Появились бубенчики
Белые горошки.
Распустились колокольчики
на зелёной ножке (ландыш).
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве- горох (акация).
При изучении тем «Семейство Лилейные, Розоцветные, Сложноцветные» помогут заинтересовать на уроке детей легенды о нарциссе, гиацинте, ландыше, одуванчике, астре (Сергей Красиков. Легенды о цветах. Москва. Изд-во Молодая гвардия.1984).
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине,
А щука не проглотит (ерш).
Выпуча глаза сидит,
не по -русски говорит,
родилась в воде,
А живёт на земле
Выпуча глаза сидит,
по- французски говорит,
по-блошьи прыгает, по-человечески плавает (лягушка).
Не поп, а с крестом (паук-крестовик)
Не по рыбам, а сети расставляет (паук)
Летит птица-
не крылата, не перната,
носик долгий,
голос тонкий,
кто ее убьет,
тот человеческую кровь прольет (комар)
Чего мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий.
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов (дождевой червь)
Я страусёнок- молодой
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.
Когда пугаюсь, я бегу
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
В пословицах подчеркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений. Объясните, как вы понимаете пословицу «От худой курицы худые яйца».
Один болтун
другой свитун,
третий едун,
два брата видаки,
а два слышаки,
два бегуна
да два брата ухвати.
Как вы понимаете поговорки?
Поговорка, рожденная из сказки : «Будто кровь с молоком» (то есть красавец).
«Тощ как хвощ», «Толст как бочка», «Умеренность-мать здоровья» (Тема «Обмен веществ. Правильное питание»).
Береги платье снову,
А здоровье смолоду.
Где пиры и чаи,
Там и немочи.
Курить-здоровью вредить.
Быстрого и ловкого
Болезнь не догонит.
Таким образом, в связи с выше изложенным большое значение приобретают требования к современному уроку- повышение эффективности учебной деятельности, обеспечение высокой познавательной активности обучающихся.
Искусство-толчок к работе воображения, мысли, средство воспитания в человеке бережного отношения к окружающему миру. Различные жанры народного творчества способствуют осознанию человеком своей неотъемлемой неделимости, причастности к миру природы.
Элементы устного народного творчества показывают видение человеком природы, помогают познавать её, учат наблюдать за жизнью в природе. воздействуя на эмоциональном уровне.
РЕБУСЫ ПО БИОЛОГИИ
Ответы:
Сорока Клест Снегирь Сокол Пеликан Стриж Косач Горихвостка
В ребусах зашифрованы названия химических элементов.
Ответы и решение ребуса №1
1. Никель Первое слово ВЕНИК, т.к. стоят впереди две запятые, то убираем две первые буквы, получилось НИК. Второе слово ЕЛЬ. «Складываем» оба слога НИК-ЕЛЬ, получился НИКЕЛЬ.
2. Азот Первое слово ВАЗА, одна запятая впереди и одна сзади, убираем по букве впереди слова и сзади, получается АЗ. Второе слово КОТ, одна запятая впереди, убираем первую букву, получается ОТ. «Складываем» получившиеся слоги АЗ-ОТ, получается АЗОТ.
3. Мышьяк Первое слово МЫШЬ. Второе слово ЯК. «Складываем» оба слова МЫШЬ-ЯК, получается МЫШЬЯК.
4. Бор Слово в ребусе ЗАБОР, две запятые спереди, означают, что необходимо убрать две первые буквы, получается БОР.
5. Медь Слово МЕДВЕДЬ, зачеркнуто ДВЕ, значит убираем из слова, получается МЕДЬ.
6. Цирконий Первое слово ЦИРК, запятая сзади, значит убираем последнюю букву, получилось ЦИР. Второе слово КОНИ (т.к. много), и прибавляем Й. Складываем, получившиеся слоги и слова ЦИР-КОНИ-Й, получилось ЦИРКОНИЙ.
7. Барий Слово, загаданное в ребусе БАРАН, сзади две запятых, значит убираем две последние буквы, получается БАР и прибавляем ИЙ, получается БАРИЙ.
8. Сера Первое слово СЕМЬ, две запятых сзади, значит убираем две последние буквы, получается СЕ. Второе слово РАК, одна запятая сзади, получается РА. «Складываем» слоги СЕ-РА, получается СЕРА.
Кроссворд "Строение и химический состав клетки"
По вертикали. 2. Прибор для изучения строения клетки.
По горизонтали. 1. Биологические катализаторы течения химических реакций. 3. Наука, изучающая строение и функции клеток. 4. Основные вещества клетки, состоящие из аминокислот. 5. Составная часть клетки. 6.Источники энергии для жизнедеятельности клеток.
7. Органоиды, которые участвуют в образовании белков. 8. Кислоты, образующиеся в клеточном ядре. 9. Органоиды, в которых образуется вещество, богатое энергией. 10. Вязкое полужидкое вещество клетки.
Ответы
По вертикали. 2. Микроскоп. По горизонтали. 1. Ферменты. 3. Цитология. 4. Белки. 5. Ядро. 6. Углеводы. 7. Рибосомы. 8. Нуклеиновые. 9. Митохондрии. 10. Цитоплазма.