СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле находятся план недели истории и мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Неделя истории и обществознания»

ПЛАН НЕДЕЛИ ИСТОРИИ



(07.02.2022. – 11.02.2022.)



п/п

классы

Мероприятия

День недели

ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ


1

5 класс.


Конкурс рисунков

«Боги Древней Греции – глазами детей»

Игра – соревнование

«Сказочные наказания и реальность».


Вторник, пятница

2

6 класс

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Викторина «Загадки древнего мира»

Четверг, пятница

3

7класс

Викторина «История в лицах»

Понедельник

4

8 класс

Викторина «История в лицах»

Вторник

5

9 класс

Политическая игра «Я – кандидат в депутаты».

Четверг

6

10 класс

Вехи русской истории

Познавательная историческая викторина о России


Вторник

7

11 класс

Вехи русской истории

Познавательная историческая викторина о России


Пятница

ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ
















5 класс Игра – соревнование

«Сказочные наказания и реальность».






    1. Организационный момент

Класс делится на 2-3 группы, придумывают названия команды, выбирают лидера.

(Знакомство со статьями УК РФ в стихах за нарушение чьих-то прав), которые позволяют понять, что за каждое нарушение права неизменно следует наказание.



Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается (народная мудрость).



    1. Нарушения прав и наказания



1.Мальчик витрину разбил в магазине:

Утюг подарить он хотел тёте Зине.

Но тётя не рада подарку такому:

В милицию мальчик поедет из дома.

Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст.161 УК РФ).



2.Маленький мальчик звонил по «ноль-два».

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана-

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ).



3.Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он очень был рад.

Творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ).



    1. Права и обязанности

Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.

Попробуем правильно выполнить следующие задания (два желающих ученика от каждой группы выходят к доске для распределения прав и обязанностей).







1) Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника:

  1. Бесплатное образование (право)

  2. Уважение мнений всех учащихся и учителей (обязанность)

  3. Удобное рабочее место (право)

  4. Посещение школы в предназначенное для этого время (обязанность)

  5. Активное приобретение знаний (право)

  6. Защита личной собственность (право)

  7. Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

  8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность)

  9. Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)

  10. Сотрудничество с учителями (право).

2) Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:

А) на жизнь (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)

Б) на труд ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)

В) на имущество (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.)

3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя:

1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

2) Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)

3) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

4) В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).

5) Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка).

6) Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг).

Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.

4. Рефлексия. Цветик – многоцветик

На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по группам) права и обязанности, которые запомнились на классном часе и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.

Подведение итогов и награждение победителей

Викторина «Загадки древнего мира»
( принимают участие ученики 6 классов)

Задачи:

-развить интерес к истории Древнего мира

- создать условия для проявления творческих возможностей учащихся

Все ученики делятся на 2 команды. Объявляется состав жюри.

1 конкурс. РАЗМИНКАОтгадай историческую загадку.

Каждой команде предлагается по 5 загадок, если команда не отгадывает, то могут помочь болельщики.

Загадки 1 команде:

1. Он был царем. 
Потом завоевал Египет. 
И стал хозяином корон 
Повелевать стал всеми… (Фараон).

2. Не один год, не один раб 
Ее строили за просто так. 
Чтобы фараон спокойно 
Мог в загробном мире жить. (Пирамида

3. Спешат все афиняне спозаранку 
Занять места получше, 
Чтоб ничего не пропустить, 
Что будут все актеры делать 
В честь бога Диониса, 
И толпу развеселить. 
Поспеши быстрее ты назвать 
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)

4. Как называли власть такую, 
Когда народ на должность избирал, 
А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Он собьет с пути 
Или на путь наставит, 
От усталости глаза сомкнуть заставит. 
Весть как молнию, 
Доставит всем с небес, 
И зовут его…

Загадки для второй команды:

1. Царь в Вавилонии когда-то был 
Могущественным, знаменитым слыл. 
От рабства подданных он защитил. 
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

2. Одиссей Посейдона разгневал, 
Его сына вином напоил, 
В своей пещере усыпил. 
Кол на огне он раскалил 
И глаз с друзьями ему выбил. 
Скажи же ты, как сына звали, 
Как великана величали?  (Циклоп Полифем).

3. Судьба его закинула надолго, далеко, 
От сына и жены прекрасной. 
Домой он торопился все быстрей, 
Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей

4. У спартанцев речь такую 
Называли краткую и меткую 
Называли все, конечно… (Лаконичною) 

5. Под землей на тропе 
Мрачный он сидит, 
Души эллинов умерших 
Он надежно сторожит. 
Пес его свирепый Цербер 
Никогда не спит. 
Бога этого зовут…

2 конкурс Кто быстрее

За 3 минуты команда должна правильно ответить на максимальное количество вопросов

Вопросы для первой команды:

-Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия). 
- Строительный материал в Двуречье (Глина). 
- Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы) 
- Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (Знатные люди) 
- Знатные правители в Афинах (Архонты) 
- Древнеегипетская гробница (Пирамида) 
- Группы людей, на которые делилось население в Индии (Касты) 
- Небольшое самостоятельное государство в Греции (Полис) 
- Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы) 
- Переселенцы в Риме из других областей (Плебеи) 
- Столетие (Век) 
- Должностное лицо из плебеев (Трибун) 
- Столица Месопотамии (Вавилон) 
- Рабы в Спарте (Илоты)
- Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран) 
- Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Её носили с Х по ХVII века, потом она стала бесполезной. Как называлась эта старинная рубашка, состоящая из железных колец?(Кольчуга)

Вопросы второй команде

- Передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (Аренда) 
- Наука, изучающая развитие человеческого общества (История) 
- Знатный человек в Египте (Вельможа) 
- Правила, обязательные для всех жителей государства (Законы) 
- Значки для письма в Египте и Китае (Иероглифы) 
- Первый человек, согласно Библии (Адам) 
- Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония) 
- Царь древнегреческих богов (Зевс)
- Власть народа в Древней Греции (Демократия)
- Плата населения в государственную казну (Налоги) 
- Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (Религия) 
- Правитель Египта (Фараон) 
- Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент)
- Книга в виде трубочки в Египте (Свиток) 
- . Хранилище государственных денег (Казна)

город-государство в Древней Греции ( полис)

3 конкурс «Назови страну»

Какая команда быстрее ответит , та и получает балл

- Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон. 
- Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед» 
- Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
- Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр. 
- Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи. 

- Страна, расположенная на Балканском полуострове, в ней есть город Микены, гора Олимп.

- Страна, которую греки назвали «страной телят»

4 конкурс Разгадай ребус



Викторина «История в лицах» (7 -8 класс)


  1. Вопросы викторины

  2. ■ Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. Ответ: Рюрик.

  3. ■ Имя монаха, который написал «Повесть временных лет». Ответ: Нестор.

  4. ■ Русский князь, принявший смерть от коня своего. Ответ: Олег.

  5. ■ Русская княгиня, первой принявшая крещение на Руси. Ответ: Ольга.

  6. ■ Князь, который крестил Русь ... Ответ: Владимир.

  7. ■ Внук Чингис-хана — хан ... Ответ: Батый.

  8. ■ Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Ответ: Ярослав Мудрый.

  9. ■ Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей. Ответ: Невский.

  10. ■ Имя первого Московского князя. В каком веке он правил? Ответ: Даниил Александрович, XIII век.

  11. ■ Братья, которые изобрели славянскую азбуку. Ответ: Кирилл и Мефодий.

  12. ■ Фамилия русского купца, который в XV веке побывал в Индии. Ответ: Никитин.

  13. ■ Имя русского первопечатника. Ответ: Иван.

  14. ■ Гражданин Нижнего Новгорода, возглавивший ополчение для освобождения Москвы от поляков. Ответ: Кузьма Минин.

  15. ■ Имя первого царя из династии Романовых. Ответ: Михаил.

  16. ■ Атаман, покоривший Сибирь. Ответ: Ермак.

  17. ■ Крестьянин, пожертвовавший жизнью ради спасения молодого царя. Ответ: Сусанин.

  18. ■ Единственная женщина, которая была президентом Российской Академии наук и директором Петербургской Академии. Ответ: Дашкова.

  19. ■ Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. Ответ: А. Меншиков.

  20. ■ Генерал-адмирал, защищавший новую столицу от шведов и отличившийся в морских сражениях. Ответ: Апраксин.

  21. ■ Предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг., донской казак Степан... Ответ: Разин.

  22. ■ Ученый, по инициативе которого был открыт в 1755 г. Московский университет. Ответ: М. Ломоносов.

  23. ■ Русский генерал, герой Бородинской битвы. Ответ: Багратион.

  24. ■ Имя царя, отменившего крепостное право. Ответ: Александр II.

  25. ■ Адмирал, начальник обороны Севастополя в XIX в. Ответ: Корнилов.

  26. ■ Имя последнего русского царя. Ответ: Николай II.



9 класс. Сценарий политической игры «Я – кандидат в депутаты»

Пояснительная записка

Актуальность воспитания гражданской ответственности и правовой культуры молодёжи бесспорна. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в нынешнем веке. И от того, каким вырастет молодое поколение, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, зависит наше будущее. Таким образом, перед педагогами стоит важная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому, важной задачей воспитания обучающихся является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей.

Знакомство с избирательным правом, традиционно, проходит в рамках изучения школьного курса обществознания, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данного курса, вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно.  Поэтому цикл воспитательных внеклассных мероприятий по данному направлению служит хорошим дополнением к учебной программе.

Целевой группой данного мероприятия являются учащиеся 9 класса. Форма мероприятия носит познавательно – развлекательный характер. Подготовка к нему требует не только воспроизводства знаний об основах избирательного процесса, полученных ими в процессе обучения, но и проявления творческих способностей и, безусловно, такое мероприятие не будет для них скучным и формальным.

Цель мероприятия: способствовать формированию у учащихся социальных навыков и практических умений в осуществлении своих прав, как граждан демократического общества.

Задачи:

    • формирование активной жизненной позиции учащихся;

    • обучение воспитанников культурным нормам влияния на политическую ситуацию посредством формирования гражданско-правовых компетенций;

    • развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;

    • предоставление учащимся возможности практического применения  и закрепления знаний и навыков, полученных при изучении раздела «Правовая сфера» курса обществознания;

Ожидаемый результат: формирование статуса активного, сознательного избирателя, способного чувствовать ответственность за судьбы страны.

Конкурс «Визитная карточка»

Звучит музыка, выходит ведущий.

Ведущий. Как-то раз на ниве политической

Долго-долго, много лет подряд,

Рос и вырос крайне соблазнительный

Депутатский новенький мандат (появляется юноша в костюме с надписью «Удостоверение депутата», поёт на мотив песни «Шоколадный заяц»)

Я электорат любимый видеть в зале очень рад.

Я свободен, в дело годен, где же ты, мой кандидат?

Перспективы неплохие у владельца моего.

Получи меня законно, и добьёмся мы всего.

Припев. Мандат я депутатский, и сон я кандидатский.

Желанный на все сто, о-о-о.

Ищу себе владельца, чтоб умный был и честный,

А это нелегко.

Ведущий. Сидя в грядке, думал он мечтательно…

Юноша. Вот бы в руки нужные попасть!

Среди вариантов многочисленных

Не запутаться бы, не пропасть!

Ведущий. Но пока грустил он в одиночестве,

И причины были для того:

Имени, фамилии и отчества

Не было пока что у него.

Кандидаты, впрочем, появлялись, (выходит юноша с портфелем)

Приходили на него взглянуть,

Но, прикинув силы, удалялись, говорили…

Юноша с портфелем. Нет, не потянуть! (уходит).

Ведущий. Так бы и сидел он, неприкаянный,

Но, на счастье, как-то поутру,

Девушка одна, смела, отчаянна (выходит девушка – кандидат.)

Поглядев, воскликнула…

Девушка. Беру! Как красив! И смотрится внушительно.

Дам ему фамилию мою!

Ведущий. Оценив возможности, для помощи

Позвала компанию свою (выходят четверо ребят, она обращается к ним ).

Девушка. Вот такая будет декларация:

Я у вас активная одна!

Объявляю всем мобилизацию:

Мне поддержка мощная нужна (поёт песню на мотив «Помоги мне» из к/ф «Бриллиантовая рука», остальные участники уходят вглубь сцены, после песни возвращаются, юноша, исполняющий роль Мандата, берёт её за руку).

Давно мечтала я в Совет попасть

Села нашего,

Чтобы помочь всем жителям

Их проблемы решать.

А следующей ступенью, видимо,

В Госсовете Республики,

Ну, а в финале в Государственной

Думе вижу себя!

Припев. Помоги мне, помоги мне!

И на выборах голос отдай

За Викторию, за Викторию.

Избиратель, я – твой кандидат!

Ведущий. Взвесив всё, и поразмыслив тщательно,

Приняли решение, что пойдём

Подписи в поддержку кандидатскую

Для Вики срочно соберём.

    1. Грамотно построив агитацию,

Надо убедить электорат,

Что Вика – человек достойнейший.

2. Скажем прямо, супер-кандидат!

3. Девушка – кремень: сказала – сделала!

Оправдать доверие должна!

4. На таких и держится Россия!

Все вместе. Гордая великая страна!

Конкурс «Политическая реклама»

Ученик. Слух разнёсся в Заветах,

Что Вика – кандидат (выходит Вика, садится за стол).

Моментально оживился городской электорат.

У неё зазвонил телефон (раздаётся трель телефона)

Вика. Кто говорит? (появляется почтальон)

Почтальон. Почтальон!

Вика. Почтальон? А зачем вы звоните?

Почтальон. Кандидат, срочно меры примите!

Ветеранам и пенсионерам

Ваша помощь нужна непременно:

Им такие пособия платят,

Что нормально покушать не хватит!

Я ношу извещения и знаю:

Не живут они, а выживают.

Вика (обращаясь к почтальону и залу). Забота о ветеранах и пенсионерах – наш святой долг! (пожимает почтальону руку, он уходит, на сцену выбегают младшие школьники).

Голос. А потом прибежали детишки…

Ученики. Пришлите учебные книжки!

Надоело ходить в магазин, покупать

Учебники, чтобы предмет изучать.

Вика (обращаясь к малышам). Да-а, у школы деньжат маловато,

Разберёмся и с этим, ребята!

Ученики. (обращаясь к залу). Заветненским детям – достойное образование! (уходят, выходит молодой человек)

Ученик. А однажды пришёл некто Паклин…

Ученик. Терпения нет ни капли!

Не устроиться грузчиком даже,

Берут, только если со стажем.

А сразу после института

Не нужен нигде почему-то.

Помоги молодёжи с работой, тунеядствовать неохота!

Виктория (обращаясь к нему). Разберёмся с твоею проблемой,

Молодёжь – это наша тема! (обращаясь к залу) Работодатели, поможем нашей молодёжи! Молодой человек (обращаясь к залу). Молодым – работа, старикам – забота! (уходит, выходят двое водителей)

Ученик. А водители «Газелей»

Прибежали и запели…

Водители (наперебой). Неужели, в самом деле

Нужно джипы покупать?

Ведь дороги городские,

Буераки дворовые,

Шанса не дают нормально

В легковушках проезжать.

Вика (обращаясь к водителям и к залу). Не грусти, водитель местный,

Мне печаль твоя известна.

Все преграды на дорогах

Постараюсь устранить:

Ямы, рытвины засыпать,

И асфальтом всё залить.

Чтоб целыми были колёса и ноги,

Заботимся мы о Заветенских дорогах! (водители уходят, появляется врач)

Ученик. А однажды позвонил главный врач,

И с порога послышался плач…

Врач. Наши детки всё чаще болеют,

Предприятия денег жалеют

На охрану природной среды.

Дымом воздух они загрязняют,

Этот дым горожане вдыхают.

Дети стали здоровьем слабы!

Вика (обращаясь к врачу и к залу). С врагами нашей экологии

Бороться буду очень строго я!

Нам ещё здесь жить и жить!

Природой надо дорожить!

Врач (обращаясь к залу).  Виктория –

За Заветненский воздух чистый! (уходит, появляется человек в тёмных очках)

Ученик. Как-то даже объявился конкурент…

Конкурент. Предлагаю провести эксперимент:

Давайте мы с вами вдвоём

Вокруг пальца людей обведём!

Вика. О чём это Вы говорите?

Больше сюда не ходите! (конкурент уходит, она продолжает, обращаясь к залу)

Грязным технологиям закроем дорогу!

Да, проблем есть немало,

Но как только я встала

И шагнула за порог (раздаётся трель телефона)

Вновь звонок!

Да-а, нелёгкая это работа –

Об заветненцах забота! (выходят все участники)

Все вместе. Голосуй, электорат! Это – супер-кандидат!

Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только к успеху, с Викой вместе!

Конкурс «Кандидатская программа»

Вика. Дорогие друзья! Моя программа составлена на основе пожеланий и наказов жителей села Заветы Ильича. Поэтому, её по праву можно считать нашей общей программой. Я не обещаю лёгких решений. Моя основная цель – улучшение жизни людей в нашем городе.

Заветы Ильича переживали разные времена, но в любое время и при любой власти высоко ценятся ответственные и сильные духом люди. Для меня Заветы Ильича – это, в первую очередь, люди труда, живущие здесь. Мудрые и сильные. Люди разных национальностей из всех уголков нашей страны. Добрые и сердечные. Всех нас объединяет общая судьба – строить и развивать наше село. Нашему селу, необходимо придать современный и достойный облик: продолжить обустройство дворов современными детскими площадками, отремонтировать, наконец-то дороги и, в селе и в городе.

Будущее наше– молодёжь, поддержка которой должна являться одним из приоритетных направлений современной политики. Необходимо содействовать молодёжи в трудоустройстве, оказывать поддержку соответствующим органам в борьбе с подростковой преступностью и наркоманией, следует вплотную заняться организацией досуга для жителей нашего села.

Немаловажной задачей является усиление контроля в области экологии. Решить данную проблему можно посредством очищения улиц, лесополос. Жители Заветы Ильича должны жить достойно! Необходимо добиться, чтобы в селе оставалось больше средств, которые сельчане платят в виде налогов. Их должно быть достаточно для нормальной жизнедеятельности села, выполнения социальных программ.

Все, хотят жить лучше. Хотят жить в хороших благоустроенных домах, учить своих детей в красивых и уютных школах. Чувствовать себя в безопасности, гордиться своей судьбой и по-настоящему радоваться жизни.

Я искренне хочу помочь нашему селу. Пусть оно станет столицей благополучия людей, пусть развивается так, как этого заслуживают его жители. Вот моя главная забота. Молодёжь готова решать проблемы родного края!




Приложение к материалам Конкурса «Кандидатская программа».

Основные положения Программы кандидата в депутаты Совета Заветы Ильича:

  1. Поддержка молодёжи:

- содействие в трудоустройстве;

- активизация борьбы с подростковой преступностью и наркоманией;

- организация разумного досуга;

- решение жилищного вопроса.

2. Усиление контроля и требований в области экологии:

- поддержка предприятий, использующих экологически чистые и малоотходные технологии;

-участие в общественных обсуждениях промышленных проектов.

3. Придание селу достойного и современного облика:

- благоустройство дворов, оборудование их современными детскими площадками;

- ремонт сельских дорог.

  1. Широкое финансирование социальных программ, забота о ветеранах и инвалидах.



ВЕХИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Познавательная историческая викторина о России (10-11 класс)

 

Наш век пройдёт. Откроются архивы, 
И всё, что было скрыто до сих пор, 
Все тайные истории извивы 
Покажут миру славу и позор. 

Богов иных тогда померкнут лики, 
И обнажится всякая беда, 
Но то, что было истинно великим, 
Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

► Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»?
(Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово».)

► Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а где жили древляне?
(В лесах.)

► Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
(Вятичи.)

► С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
(«В лето...», позже их стали называть летописями.)

► Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)

► Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. Назовите этого русского князя.
(Олег.)

► Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык».)

► В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)

► Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
(Владимир Мономах.)

► «Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
(Владимир II Мономах. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)

► Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?
(Новгород.)

► Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
(Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.)

► В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?
(В 20-м, а точнее в 1998 году.)

► Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
(Монголы. На Калке 31.05.1223 года произошло первое сражение русских и половецких войск с монголо-татарскими войсками.)

► Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
(Рязань. Рязань Старая сожжена татаро-монголами в 1237 году.)

► Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
(Александр Ярославич Невский.)

► Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем? 
(Куликовской битвы.)

► Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
(Мамай.)

► После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
(Дмитрий Донской.)

► Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?
(Куликовской битвы.)

► Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
(Тахтамыш.)

► Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
(Борис Годунов.)

► В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
(Иван III.)

► В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
(Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.)

► Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
(Иван Грозный.)

► Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
(Самодержец.)

► Какой город был столицей ханства: Астрахань или Смоленск?
(Астрахань, 1459-1556 гг. Астраханское ханство присоединено к России.)

► В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
(Семён Строганов.)

► В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
(Углич.)

► Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
(Михаил Романов.)

► Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов –отец основателя царской династии?
(Филарет.)

► Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь – «Медный бунт». Восстание вызвано ростом налогов в годы русско-польской войны 1654-67 гг. и выпуском обесцененных медных денег.)

► Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
(При Никоне.)

► Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.
(Софья.)

► В каком веке Россия стала именоваться империей?
(В 18-м веке. В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)
► Какие знаменательные события произошли в судьбе литовской крестьянки Марты Сковронской в 1703, 1712 и 1724 гг.?
(Плен, венчание с Петром I и коронация, ведь речь идёт об императрице Екатерине I, второй жене Петра Великого.)

 ► В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя.
(Пётр.)

► Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
(Алексей.)

► Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский.)

► Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
(Полтавское. Произошло в 1709 году, во время Северной войны 1700-21 годов. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII.)

► Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
(Приказ перелить колокола на пушки.)

► Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?
(Пётр I, в 1700 году.)

► Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
(Петровна.)
 ► Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?
(Михаил Ломоносов.)

► В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
(Эпидемия чумы.)

► Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
(Екатерина II.)

► Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
(Сыном.)

► Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
(«Победителей не судят».)

► Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
(Павел I.)

► Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
(Офицерскими шарфами.)

► Какой титул получил Григорий Александрович Потёмкин после присоединения Крыма к России?
(Титул светлейшего князя Таврического.)

► Какой город (ныне Украинский) прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790 гг.?
(Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».)

► Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
(Емельян Пугачёв.)

► На Болотной или на Красной площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?
(На Болотной площади.)

► В какой войне Суворов получил свой первый боевой опыт?
(В Семилетней.)

► В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?
(Кутузов-Голенищев.)

► Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова?
(Города Смоленска – князь Смоленский.)

► Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 года роковую роль в судьбе армии Наполеона.
(Березина, река в Белоруссии. При переправе с боями через неё наполеоновская армия потеряла около 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила.)

► В каком веке правил русский император Николай I?
(В 19-м.)

► В 1796 году будущий император Николай I удостоился ордена Андрея Первозванного. По какому поводу?
(По поводу своего рождения.)

► В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?
(Николая I, 1825 год.)

► При каком российском императоре в Москве появились первые железнодорожные вокзалы и был построен Большой Кремлёвский дворец?
(Николай I.)

► Какой император сменил на российском престоле Николая I ?
(Александр II.)

► Назовите императора, единственного из правивших после Елизаветы Петровны, москвича по рождению?
(Александр II.)

► Какой российский император отменил крепостное право в Малороссии?
(Александр II.)

► Как звали третьего сына Павла Первого?
(Николай I.)

► Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I.)

► С эскадрой какого государства сражался крейсер «Варяг»?
(Японии.)

► После какого сражения в русско-японской войне 1905 года Россия была вынуждена начать мирные переговоры?
(После Цусимского сражения. В Корейском проливе, около островов Цусима.)

► Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
(Япония.)

► Южный Сахалин по Портсмутскому миру 1905 года Россия уступила Японии. Как после этого прозвали С.Ю. Витте в правой печати?
(Граф Полусахалинский.)

► Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
(«Кровавое воскресенье».)

► При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?
(Николая II.)

► Какой месяц года дал название русской буржуазной революции 1917 года?
(Февраль – Февральская революция, свернувшая самодержавие.)

► Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917 года отрёкся от престола император Николай II?
(Михаил. Но великий князь Михаил не принял короны.)

► На каких двух войнах будущий маршал и президент Финляндии Карл Маннергейм сражался на стороне России?
(Русско-японская 1903-05 гг. и Первая мировая войны.)

► Какая страна, кроме Великобритании и России, входила в Антанту?
(Франция.)

► В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
(Союзником.)

► И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
(Сестра милосердия.)

► Назовите современное государство, на территории которого погиб Василий Иванович Чапаев?
(Казахстан.)

► Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
(Адмирал.)

► Какой шахтёр «подарил» свою фамилию всем советским ударникам труда  и новаторам?
(А.Г. Стаханов – зачинатель движения работников СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Стахановское движение возникло в 1935 году в угольной промышленности Донбасса, затем стахановцы появились и во многих других отраслях промышленности.)

► Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?
(Финляндия. В декабре 1939 года после начала советско-финляндской войны 1939-40 гг.)

 ► Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
(Сапожника.)

► В 30-е или 40-е годы Сталиным был выдвинут лозунг «Кадры решают всё»?
(В 30-е годы прошлого века.)


► Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
(Москва.)

► Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
(Ночные ведьмы.)

► Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
(Молотов В.М.)

► Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
(Иосиф Сталин.)

► Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
(Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.)

► Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
(«Папашей».)

► Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

► О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда. «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)

► Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
(Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)

► Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?
(Сталинград.)

► Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?
(Дом Павлова.)

► Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб?
(Маршал авиации, 1985 г. Трижды Герой Советского Союза, 1944 - дважды, 1945. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Участвовал в 120 воздушных боях, в которых сбил 62 вражеских самолёта.)

► Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(Парад Победы.)

► Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?
(Пик Победы, 7439 м.)

► В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция?
(Потсдамская конференция, близ Берлина.)

► Пост министра обороны в своё время занимал Жуков или Конев?
(Жуков Г.К., пост министра обороны СССР занимал с 1955 года по октябрь 1957 года.)

► На заседании какой организации Никита Хрущёв стучал по столу ботинком?
(ООН.)

► В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной Карибского кризиса?
(На Кубе.)