ПЛАН НЕДЕЛИ ИСТОРИИ
(07.02.2022. – 11.02.2022.)
№п/п | классы | Мероприятия | День недели |
ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ |
1 | 5 класс. | Конкурс рисунков «Боги Древней Греции – глазами детей» Игра – соревнование «Сказочные наказания и реальность». | Вторник, пятница |
2 | 6 класс | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» Викторина «Загадки древнего мира» | Четверг, пятница |
3 | 7класс | Викторина «История в лицах» | Понедельник |
4 | 8 класс | Викторина «История в лицах» | Вторник |
5 | 9 класс | Политическая игра «Я – кандидат в депутаты». | Четверг |
6 | 10 класс | Вехи русской истории Познавательная историческая викторина о России | Вторник |
7 | 11 класс | Вехи русской истории Познавательная историческая викторина о России | Пятница |
ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ |
5 класс Игра – соревнование
«Сказочные наказания и реальность».
Организационный момент
Класс делится на 2-3 группы, придумывают названия команды, выбирают лидера.
(Знакомство со статьями УК РФ в стихах за нарушение чьих-то прав), которые позволяют понять, что за каждое нарушение права неизменно следует наказание.
Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается (народная мудрость).
Нарушения прав и наказания
1.Мальчик витрину разбил в магазине:
Утюг подарить он хотел тёте Зине.
Но тётя не рада подарку такому:
В милицию мальчик поедет из дома.
Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст.161 УК РФ).
2.Маленький мальчик звонил по «ноль-два».
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана-
Штраф двести тысяч – вот шутки цена.
Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ).
3.Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он очень был рад.
Творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ).
Права и обязанности
Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
Попробуем правильно выполнить следующие задания (два желающих ученика от каждой группы выходят к доске для распределения прав и обязанностей).
1) Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника:
Бесплатное образование (право)
Уважение мнений всех учащихся и учителей (обязанность)
Удобное рабочее место (право)
Посещение школы в предназначенное для этого время (обязанность)
Активное приобретение знаний (право)
Защита личной собственность (право)
Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность)
Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)
Сотрудничество с учителями (право).
2) Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:
А) на жизнь (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)
Б) на труд ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)
В) на имущество (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.)
3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя:
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
2) Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)
3) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)
4) В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).
5) Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка).
6) Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг).
Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.
4. Рефлексия. Цветик – многоцветик
На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по группам) права и обязанности, которые запомнились на классном часе и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками.
Подведение итогов и награждение победителей
Викторина «Загадки древнего мира»
( принимают участие ученики 6 классов)
Задачи:
-развить интерес к истории Древнего мира
- создать условия для проявления творческих возможностей учащихся
Все ученики делятся на 2 команды. Объявляется состав жюри.
1 конкурс. РАЗМИНКА. Отгадай историческую загадку.
Каждой команде предлагается по 5 загадок, если команда не отгадывает, то могут помочь болельщики.
Загадки 1 команде:
1. Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).
2. Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида
3. Спешат все афиняне спозаранку
Занять места получше,
Чтоб ничего не пропустить,
Что будут все актеры делать
В честь бога Диониса,
И толпу развеселить.
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его…
Загадки для второй команды:
1. Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
2. Одиссей Посейдона разгневал,
Его сына вином напоил,
В своей пещере усыпил.
Кол на огне он раскалил
И глаз с друзьями ему выбил.
Скажи же ты, как сына звали,
Как великана величали? (Циклоп Полифем).
3. Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей,
Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей
4. У спартанцев речь такую
Называли краткую и меткую
Называли все, конечно… (Лаконичною)
5. Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут…
2 конкурс Кто быстрее
За 3 минуты команда должна правильно ответить на максимальное количество вопросов
Вопросы для первой команды:
-Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).
- Строительный материал в Двуречье (Глина).
- Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы)
- Богатые, уважаемые люди, которым принадлежит власть (Знатные люди)
- Знатные правители в Афинах (Архонты)
- Древнеегипетская гробница (Пирамида)
- Группы людей, на которые делилось население в Индии (Касты)
- Небольшое самостоятельное государство в Греции (Полис)
- Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы)
- Переселенцы в Риме из других областей (Плебеи)
- Столетие (Век)
- Должностное лицо из плебеев (Трибун)
- Столица Месопотамии (Вавилон)
- Рабы в Спарте (Илоты)
- Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран)
- Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам. Её носили с Х по ХVII века, потом она стала бесполезной. Как называлась эта старинная рубашка, состоящая из железных колец?(Кольчуга)
Вопросы второй команде
- Передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (Аренда)
- Наука, изучающая развитие человеческого общества (История)
- Знатный человек в Египте (Вельможа)
- Правила, обязательные для всех жителей государства (Законы)
- Значки для письма в Египте и Китае (Иероглифы)
- Первый человек, согласно Библии (Адам)
- Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония)
- Царь древнегреческих богов (Зевс)
- Власть народа в Древней Греции (Демократия)
- Плата населения в государственную казну (Налоги)
- Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (Религия)
- Правитель Египта (Фараон)
- Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент)
- Книга в виде трубочки в Египте (Свиток)
- . Хранилище государственных денег (Казна)
- город-государство в Древней Греции ( полис)
3 конкурс «Назови страну»
Какая команда быстрее ответит , та и получает балл
- Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.
- Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»
- Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
- Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.
- Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.
- Страна, расположенная на Балканском полуострове, в ней есть город Микены, гора Олимп.
- Страна, которую греки назвали «страной телят»
4 конкурс Разгадай ребус
Викторина «История в лицах» (7 -8 класс)
Вопросы викторины
■ Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. Ответ: Рюрик.
■ Имя монаха, который написал «Повесть временных лет». Ответ: Нестор.
■ Русский князь, принявший смерть от коня своего. Ответ: Олег.
■ Русская княгиня, первой принявшая крещение на Руси. Ответ: Ольга.
■ Князь, который крестил Русь ... Ответ: Владимир.
■ Внук Чингис-хана — хан ... Ответ: Батый.
■ Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Ответ: Ярослав Мудрый.
■ Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей. Ответ: Невский.
■ Имя первого Московского князя. В каком веке он правил? Ответ: Даниил Александрович, XIII век.
■ Братья, которые изобрели славянскую азбуку. Ответ: Кирилл и Мефодий.
■ Фамилия русского купца, который в XV веке побывал в Индии. Ответ: Никитин.
■ Имя русского первопечатника. Ответ: Иван.
■ Гражданин Нижнего Новгорода, возглавивший ополчение для освобождения Москвы от поляков. Ответ: Кузьма Минин.
■ Имя первого царя из династии Романовых. Ответ: Михаил.
■ Атаман, покоривший Сибирь. Ответ: Ермак.
■ Крестьянин, пожертвовавший жизнью ради спасения молодого царя. Ответ: Сусанин.
■ Единственная женщина, которая была президентом Российской Академии наук и директором Петербургской Академии. Ответ: Дашкова.
■ Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. Ответ: А. Меншиков.
■ Генерал-адмирал, защищавший новую столицу от шведов и отличившийся в морских сражениях. Ответ: Апраксин.
■ Предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг., донской казак Степан... Ответ: Разин.
■ Ученый, по инициативе которого был открыт в 1755 г. Московский университет. Ответ: М. Ломоносов.
■ Русский генерал, герой Бородинской битвы. Ответ: Багратион.
■ Имя царя, отменившего крепостное право. Ответ: Александр II.
■ Адмирал, начальник обороны Севастополя в XIX в. Ответ: Корнилов.
■ Имя последнего русского царя. Ответ: Николай II.
9 класс. Сценарий политической игры «Я – кандидат в депутаты»
Пояснительная записка
Актуальность воспитания гражданской ответственности и правовой культуры молодёжи бесспорна. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в нынешнем веке. И от того, каким вырастет молодое поколение, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, зависит наше будущее. Таким образом, перед педагогами стоит важная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.
Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому, важной задачей воспитания обучающихся является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей.
Знакомство с избирательным правом, традиционно, проходит в рамках изучения школьного курса обществознания, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данного курса, вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно. Поэтому цикл воспитательных внеклассных мероприятий по данному направлению служит хорошим дополнением к учебной программе.
Целевой группой данного мероприятия являются учащиеся 9 класса. Форма мероприятия носит познавательно – развлекательный характер. Подготовка к нему требует не только воспроизводства знаний об основах избирательного процесса, полученных ими в процессе обучения, но и проявления творческих способностей и, безусловно, такое мероприятие не будет для них скучным и формальным.
Цель мероприятия: способствовать формированию у учащихся социальных навыков и практических умений в осуществлении своих прав, как граждан демократического общества.
Задачи:
формирование активной жизненной позиции учащихся;
обучение воспитанников культурным нормам влияния на политическую ситуацию посредством формирования гражданско-правовых компетенций;
развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;
предоставление учащимся возможности практического применения и закрепления знаний и навыков, полученных при изучении раздела «Правовая сфера» курса обществознания;
Ожидаемый результат: формирование статуса активного, сознательного избирателя, способного чувствовать ответственность за судьбы страны.
Конкурс «Визитная карточка»
Звучит музыка, выходит ведущий.
Ведущий. Как-то раз на ниве политической
Долго-долго, много лет подряд,
Рос и вырос крайне соблазнительный
Депутатский новенький мандат (появляется юноша в костюме с надписью «Удостоверение депутата», поёт на мотив песни «Шоколадный заяц»)
Я электорат любимый видеть в зале очень рад.
Я свободен, в дело годен, где же ты, мой кандидат?
Перспективы неплохие у владельца моего.
Получи меня законно, и добьёмся мы всего.
Припев. Мандат я депутатский, и сон я кандидатский.
Желанный на все сто, о-о-о.
Ищу себе владельца, чтоб умный был и честный,
А это нелегко.
Ведущий. Сидя в грядке, думал он мечтательно…
Юноша. Вот бы в руки нужные попасть!
Среди вариантов многочисленных
Не запутаться бы, не пропасть!
Ведущий. Но пока грустил он в одиночестве,
И причины были для того:
Имени, фамилии и отчества
Не было пока что у него.
Кандидаты, впрочем, появлялись, (выходит юноша с портфелем)
Приходили на него взглянуть,
Но, прикинув силы, удалялись, говорили…
Юноша с портфелем. Нет, не потянуть! (уходит).
Ведущий. Так бы и сидел он, неприкаянный,
Но, на счастье, как-то поутру,
Девушка одна, смела, отчаянна (выходит девушка – кандидат.)
Поглядев, воскликнула…
Девушка. Беру! Как красив! И смотрится внушительно.
Дам ему фамилию мою!
Ведущий. Оценив возможности, для помощи
Позвала компанию свою (выходят четверо ребят, она обращается к ним ).
Девушка. Вот такая будет декларация:
Я у вас активная одна!
Объявляю всем мобилизацию:
Мне поддержка мощная нужна (поёт песню на мотив «Помоги мне» из к/ф «Бриллиантовая рука», остальные участники уходят вглубь сцены, после песни возвращаются, юноша, исполняющий роль Мандата, берёт её за руку).
Давно мечтала я в Совет попасть
Села нашего,
Чтобы помочь всем жителям
Их проблемы решать.
А следующей ступенью, видимо,
В Госсовете Республики,
Ну, а в финале в Государственной
Думе вижу себя!
Припев. Помоги мне, помоги мне!
И на выборах голос отдай
За Викторию, за Викторию.
Избиратель, я – твой кандидат!
Ведущий. Взвесив всё, и поразмыслив тщательно,
Приняли решение, что пойдём
Подписи в поддержку кандидатскую
Для Вики срочно соберём.
Надо убедить электорат,
Что Вика – человек достойнейший.
2. Скажем прямо, супер-кандидат!
3. Девушка – кремень: сказала – сделала!
Оправдать доверие должна!
4. На таких и держится Россия!
Все вместе. Гордая великая страна!
Конкурс «Политическая реклама»
Ученик. Слух разнёсся в Заветах,
Что Вика – кандидат (выходит Вика, садится за стол).
Моментально оживился городской электорат.
У неё зазвонил телефон (раздаётся трель телефона)…
Вика. Кто говорит? (появляется почтальон)
Почтальон. Почтальон!
Вика. Почтальон? А зачем вы звоните?
Почтальон. Кандидат, срочно меры примите!
Ветеранам и пенсионерам
Ваша помощь нужна непременно:
Им такие пособия платят,
Что нормально покушать не хватит!
Я ношу извещения и знаю:
Не живут они, а выживают.
Вика (обращаясь к почтальону и залу). Забота о ветеранах и пенсионерах – наш святой долг! (пожимает почтальону руку, он уходит, на сцену выбегают младшие школьники).
Голос. А потом прибежали детишки…
Ученики. Пришлите учебные книжки!
Надоело ходить в магазин, покупать
Учебники, чтобы предмет изучать.
Вика (обращаясь к малышам). Да-а, у школы деньжат маловато,
Разберёмся и с этим, ребята!
Ученики. (обращаясь к залу). Заветненским детям – достойное образование! (уходят, выходит молодой человек)
Ученик. А однажды пришёл некто Паклин…
Ученик. Терпения нет ни капли!
Не устроиться грузчиком даже,
Берут, только если со стажем.
А сразу после института
Не нужен нигде почему-то.
Помоги молодёжи с работой, тунеядствовать неохота!
Виктория (обращаясь к нему). Разберёмся с твоею проблемой,
Молодёжь – это наша тема! (обращаясь к залу) Работодатели, поможем нашей молодёжи! Молодой человек (обращаясь к залу). Молодым – работа, старикам – забота! (уходит, выходят двое водителей)
Ученик. А водители «Газелей»
Прибежали и запели…
Водители (наперебой). Неужели, в самом деле
Нужно джипы покупать?
Ведь дороги городские,
Буераки дворовые,
Шанса не дают нормально
В легковушках проезжать.
Вика (обращаясь к водителям и к залу). Не грусти, водитель местный,
Мне печаль твоя известна.
Все преграды на дорогах
Постараюсь устранить:
Ямы, рытвины засыпать,
И асфальтом всё залить.
Чтоб целыми были колёса и ноги,
Заботимся мы о Заветенских дорогах! (водители уходят, появляется врач)
Ученик. А однажды позвонил главный врач,
И с порога послышался плач…
Врач. Наши детки всё чаще болеют,
Предприятия денег жалеют
На охрану природной среды.
Дымом воздух они загрязняют,
Этот дым горожане вдыхают.
Дети стали здоровьем слабы!
Вика (обращаясь к врачу и к залу). С врагами нашей экологии
Бороться буду очень строго я!
Нам ещё здесь жить и жить!
Природой надо дорожить!
Врач (обращаясь к залу). Виктория –
За Заветненский воздух чистый! (уходит, появляется человек в тёмных очках)
Ученик. Как-то даже объявился конкурент…
Конкурент. Предлагаю провести эксперимент:
Давайте мы с вами вдвоём
Вокруг пальца людей обведём!
Вика. О чём это Вы говорите?
Больше сюда не ходите! (конкурент уходит, она продолжает, обращаясь к залу)
Грязным технологиям закроем дорогу!
Да, проблем есть немало,
Но как только я встала
И шагнула за порог (раздаётся трель телефона)
Вновь звонок!
Да-а, нелёгкая это работа –
Об заветненцах забота! (выходят все участники)
Все вместе. Голосуй, электорат! Это – супер-кандидат!
Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только к успеху, с Викой вместе!
Конкурс «Кандидатская программа»
Вика. Дорогие друзья! Моя программа составлена на основе пожеланий и наказов жителей села Заветы Ильича. Поэтому, её по праву можно считать нашей общей программой. Я не обещаю лёгких решений. Моя основная цель – улучшение жизни людей в нашем городе.
Заветы Ильича переживали разные времена, но в любое время и при любой власти высоко ценятся ответственные и сильные духом люди. Для меня Заветы Ильича – это, в первую очередь, люди труда, живущие здесь. Мудрые и сильные. Люди разных национальностей из всех уголков нашей страны. Добрые и сердечные. Всех нас объединяет общая судьба – строить и развивать наше село. Нашему селу, необходимо придать современный и достойный облик: продолжить обустройство дворов современными детскими площадками, отремонтировать, наконец-то дороги и, в селе и в городе.
Будущее наше– молодёжь, поддержка которой должна являться одним из приоритетных направлений современной политики. Необходимо содействовать молодёжи в трудоустройстве, оказывать поддержку соответствующим органам в борьбе с подростковой преступностью и наркоманией, следует вплотную заняться организацией досуга для жителей нашего села.
Немаловажной задачей является усиление контроля в области экологии. Решить данную проблему можно посредством очищения улиц, лесополос. Жители Заветы Ильича должны жить достойно! Необходимо добиться, чтобы в селе оставалось больше средств, которые сельчане платят в виде налогов. Их должно быть достаточно для нормальной жизнедеятельности села, выполнения социальных программ.
Все, хотят жить лучше. Хотят жить в хороших благоустроенных домах, учить своих детей в красивых и уютных школах. Чувствовать себя в безопасности, гордиться своей судьбой и по-настоящему радоваться жизни.
Я искренне хочу помочь нашему селу. Пусть оно станет столицей благополучия людей, пусть развивается так, как этого заслуживают его жители. Вот моя главная забота. Молодёжь готова решать проблемы родного края!
Приложение к материалам Конкурса «Кандидатская программа».
Основные положения Программы кандидата в депутаты Совета Заветы Ильича:
Поддержка молодёжи:
- содействие в трудоустройстве;
- активизация борьбы с подростковой преступностью и наркоманией;
- организация разумного досуга;
- решение жилищного вопроса.
2. Усиление контроля и требований в области экологии:
- поддержка предприятий, использующих экологически чистые и малоотходные технологии;
-участие в общественных обсуждениях промышленных проектов.
3. Придание селу достойного и современного облика:
- благоустройство дворов, оборудование их современными детскими площадками;
- ремонт сельских дорог.
Широкое финансирование социальных программ, забота о ветеранах и инвалидах.
ВЕХИ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Познавательная историческая викторина о России (10-11 класс)
Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н. Тихонов
► Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»?
(Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово».)
► Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а где жили древляне?
(В лесах.)
► Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
(Вятичи.)
► С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
(«В лето...», позже их стали называть летописями.)
► Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)
► Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. Назовите этого русского князя.
(Олег.)
► Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык».)
► В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)
► Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
(Владимир Мономах.)
► «Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
(Владимир II Мономах. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)
► Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?
(Новгород.)
► Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
(Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.)
► В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?
(В 20-м, а точнее в 1998 году.)
► Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
(Монголы. На Калке 31.05.1223 года произошло первое сражение русских и половецких войск с монголо-татарскими войсками.)
► Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
(Рязань. Рязань Старая сожжена татаро-монголами в 1237 году.)
► Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
(Александр Ярославич Невский.)
► Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
(Куликовской битвы.)
► Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
(Мамай.)
► После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
(Дмитрий Донской.)
► Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?
(Куликовской битвы.)
► Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
(Тахтамыш.)
► Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
(Борис Годунов.)
► В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
(Иван III.)
► В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
(Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.)
► Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
(Иван Грозный.)
► Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
(Самодержец.)
► Какой город был столицей ханства: Астрахань или Смоленск?
(Астрахань, 1459-1556 гг. Астраханское ханство присоединено к России.)
► В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
(Семён Строганов.)
► В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
(Углич.)
► Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
(Михаил Романов.)
► Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов –отец основателя царской династии?
(Филарет.)
► Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь – «Медный бунт». Восстание вызвано ростом налогов в годы русско-польской войны 1654-67 гг. и выпуском обесцененных медных денег.)
► Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
(При Никоне.)
► Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.
(Софья.)
► В каком веке Россия стала именоваться империей?
(В 18-м веке. В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)
► Какие знаменательные события произошли в судьбе литовской крестьянки Марты Сковронской в 1703, 1712 и 1724 гг.?
(Плен, венчание с Петром I и коронация, ведь речь идёт об императрице Екатерине I, второй жене Петра Великого.)
► В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя.
(Пётр.)
► Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
(Алексей.)
► Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский.)
► Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
(Полтавское. Произошло в 1709 году, во время Северной войны 1700-21 годов. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII.)
► Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
(Приказ перелить колокола на пушки.)
► Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?
(Пётр I, в 1700 году.)
► Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
(Петровна.)
► Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?
(Михаил Ломоносов.)
► В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
(Эпидемия чумы.)
► Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
(Екатерина II.)
► Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
(Сыном.)
► Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
(«Победителей не судят».)
► Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
(Павел I.)
► Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
(Офицерскими шарфами.)
► Какой титул получил Григорий Александрович Потёмкин после присоединения Крыма к России?
(Титул светлейшего князя Таврического.)
► Какой город (ныне Украинский) прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790 гг.?
(Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».)
► Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
(Емельян Пугачёв.)
► На Болотной или на Красной площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?
(На Болотной площади.)
► В какой войне Суворов получил свой первый боевой опыт?
(В Семилетней.)
► В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?
(Кутузов-Голенищев.)
► Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова?
(Города Смоленска – князь Смоленский.)
► Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 года роковую роль в судьбе армии Наполеона.
(Березина, река в Белоруссии. При переправе с боями через неё наполеоновская армия потеряла около 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила.)
► В каком веке правил русский император Николай I?
(В 19-м.)
► В 1796 году будущий император Николай I удостоился ордена Андрея Первозванного. По какому поводу?
(По поводу своего рождения.)
► В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?
(Николая I, 1825 год.)
► При каком российском императоре в Москве появились первые железнодорожные вокзалы и был построен Большой Кремлёвский дворец?
(Николай I.)
► Какой император сменил на российском престоле Николая I ?
(Александр II.)
► Назовите императора, единственного из правивших после Елизаветы Петровны, москвича по рождению?
(Александр II.)
► Какой российский император отменил крепостное право в Малороссии?
(Александр II.)
► Как звали третьего сына Павла Первого?
(Николай I.)
► Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I.)
► С эскадрой какого государства сражался крейсер «Варяг»?
(Японии.)
► После какого сражения в русско-японской войне 1905 года Россия была вынуждена начать мирные переговоры?
(После Цусимского сражения. В Корейском проливе, около островов Цусима.)
► Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
(Япония.)
► Южный Сахалин по Портсмутскому миру 1905 года Россия уступила Японии. Как после этого прозвали С.Ю. Витте в правой печати?
(Граф Полусахалинский.)
► Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
(«Кровавое воскресенье».)
► При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?
(Николая II.)
► Какой месяц года дал название русской буржуазной революции 1917 года?
(Февраль – Февральская революция, свернувшая самодержавие.)
► Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917 года отрёкся от престола император Николай II?
(Михаил. Но великий князь Михаил не принял короны.)
► На каких двух войнах будущий маршал и президент Финляндии Карл Маннергейм сражался на стороне России?
(Русско-японская 1903-05 гг. и Первая мировая войны.)
► Какая страна, кроме Великобритании и России, входила в Антанту?
(Франция.)
► В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
(Союзником.)
► И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
(Сестра милосердия.)
► Назовите современное государство, на территории которого погиб Василий Иванович Чапаев?
(Казахстан.)
► Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
(Адмирал.)
► Какой шахтёр «подарил» свою фамилию всем советским ударникам труда и новаторам?
(А.Г. Стаханов – зачинатель движения работников СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Стахановское движение возникло в 1935 году в угольной промышленности Донбасса, затем стахановцы появились и во многих других отраслях промышленности.)
► Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?
(Финляндия. В декабре 1939 года после начала советско-финляндской войны 1939-40 гг.)
► Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
(Сапожника.)
► В 30-е или 40-е годы Сталиным был выдвинут лозунг «Кадры решают всё»?
(В 30-е годы прошлого века.)
► Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
(Москва.)
► Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
(Ночные ведьмы.)
► Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
(Молотов В.М.)
► Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
(Иосиф Сталин.)
► Как расшифровывается аббревиатура «КВ» – название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
(Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.)
► Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
(«Папашей».)
► Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)
► О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда. «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)
► Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
(Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)
► Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?
(Сталинград.)
► Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?
(Дом Павлова.)
► Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб?
(Маршал авиации, 1985 г. Трижды Герой Советского Союза, 1944 - дважды, 1945. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Участвовал в 120 воздушных боях, в которых сбил 62 вражеских самолёта.)
► Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(Парад Победы.)
► Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?
(Пик Победы, 7439 м.)
► В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция?
(Потсдамская конференция, близ Берлина.)
► Пост министра обороны в своё время занимал Жуков или Конев?
(Жуков Г.К., пост министра обороны СССР занимал с 1955 года по октябрь 1957 года.)
► На заседании какой организации Никита Хрущёв стучал по столу ботинком?
(ООН.)
► В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной Карибского кризиса?
(На Кубе.)