СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя предмета "Физика" в школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения и разработки мероприятий при проведении предметной недели по физике.

Просмотр содержимого документа
«Неделя предмета "Физика" в школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»









учитель физики:

Комарова Ирина Владимировна





















2021-2022 учебный год

Раздел «Неделя физики»

Цель проведения недели:

развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

Задачи проведения «Недели физики» в школе:

Учебные:

1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.

3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из физики в повседневной жизни. Показать ценность физических знаний в профессиональной деятельности.

4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям физикой.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по физике.

3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации «Недели физики»:

1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).

4. Принцип соревновательности (учащимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).

Формы организации учебной деятельности, используемые педагогами:

  • Индивидуальные – взаимодействие учителя с одним учеником консультации по содержанию и оформлению творческих работ, решение задач занимательного характера, индивидуальная деятельность ученика по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.

  • Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.

  • Коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.

  • Ролевые и организационно – деятельностные игры.



Педагогические технологии, используемые при проведении «Недели физики»:

1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).

3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).

4. Частнопредметные технологии (технология обучения физики на основе решения задач)

Формы поощрения участников «Недели физики»:

1. Награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ (за лучший кроссворд, за лучшее стихотворение, за лучший ребус и т.д.) грамотами образовательного учреждения и призами.

2. Награждение классов за лучшие физические газеты (по содержанию и оформлению) грамотами образовательного учреждения и сладкими призами (конфетами, так как в работе участвовало большое количество детей и хочется, чтобы каждый был вознаграждён).

3. Награждение команд – победителей различных соревнований в рамках «Недели физики» грамотами образовательного учреждения и ценными призами.

4. Вручение благодарностей (благодарственных писем) наиболее активным участникам «Недели физики» из числа школьников, их родителей и педагогов.

Проведение предметных недель стало традицией почти во всех общеобразовательных учреждениях. Мероприятия не должны быть затянуты по времени, большая часть из них должна проводиться в течение учебного дня. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание Недели математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Неделя математики должна проходить под девизом: «Успех порождает успех!»

Открытие «Недели физики» происходит на школьной линейке, где зачитывается Указ королевы Физики об открытии культурной – посвятительной недели королевства Физики в стране «Союза мальчишек и девчонок» (далее СМиД) и знакомит с планом мероприятий. Затем этот же план помещается на информационный стенд.

План проведения «Недели физики».

Дни недели

Мероприятие

Ответственные

Понедельник

1.Торжественная линейка, посвященная открытию «Недели физики».

2. Объявление конкурса творческих работ по математике (сказки, стихотворения, ребусы и т.д.).

3. Объявляется конкурс физических газет.

Учащиеся 5-11 классов

Индивидуальное участие учеников (по желанию)


Вторник





Вторник

1.Игра «Физические головоломки» (внеклассное мероприятие для 5-6 классов).

2. «Из истории физики»

3.Открытый урок в 7 классе по теме «Решение занимательных задач по физике».


Команды учащихся 5 - 6 кл.

8-9 кл.

Учащиеся 7кл.



Среда

1 Физическая игра «Лучший эрудит» (внеклассное мероприятие для 9-11 классов).

2.Физический утренник для уч-ся начальной школы

3. «К вершинам физики» урок - путешествие по физике


Команды учащихся

9-11классов

Учащиеся 7-8 классов

6 класс

Четверг

1.Научно – практическая конференция «Вклад российских ученых-физиков и людей-новаторов в Победу в ВОВ»



Учащихся 8-11 классов



Пятница

1.Конкурс физических газет.

2. «Физическое ассорти» физическая игра для учащихся 8 классов.

Учащиеся 5 -11 кл.

8кл.





Суббота

1.Подведение итогов недели. Награждение победителей.

Учитель физики




РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ИГРА «Физические головоломки»

(5-6 классы)

Цель: воспитание интереса к предмету физики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

КОНКУРС 1: физическая разминка

Загадки:

1. Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

3. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

4. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

5. Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

6. Ты кричал - оно молчало,

Ты молчал - оно кричало. (Эхо)

7. От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит .. (Тень)

8. То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море! (Утюг)

9. Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(Пылесос)

10. По волне, волне, плывет музыка ко мне. (Радио)

11. Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(Холодильник)

12. Висит груша - нельзя скушать.

(Лампочка)

13. Что возвратить нельзя? (Время)

14. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

Коромысло на носу? (Очки)



КОНКУРС 2. Спорт и физика.

ВЕДУЩИЙ 1: Вы, наверное, засиделись и хотите размяться? Сейчас вам будет представлена такая возможность. Чтобы хорошо узнать физику, надо знать и математику (Помощники на спины участников прикрепляют карточки с номерами. Числа могут быть различными. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину.) Задача команды: как можно скорее построиться по возрастанию номеров.

Например:

КОМАНДА 1: 4; 12; 27; 78; 100; 213

КОМАНДА 2: 7; 16; 38; 92; 119; 200.

КОНКУРС 3. Расшифровать ребусы.

КОМАНДА 1: МЕ100; 40А (место; сорока)

КОМАНДА 2: 3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)

ВЕДУЩИЙ 2: Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis»

Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель.

Что значит природа.

Физика – это наука о природе,

Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие

свойства окружающего нас мира.

С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.

Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.



КОНКУРС 4 . Раздел «МЕХАНИКА».

ВЕДУЩИЙ 1: Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты, связанные с Механикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит волшебный жетон.

За демонстрационный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Механика» после ответов участников


1) Падение тел в воздухе (два листка одинаковых по массе, но разных по форме).

2) Инерция (стакан с водой, монетка и открытка).

3) Плавание тел (картофелина в обыкновенной и соленой воде).

4) Плавание тел (свеча и стакан с водой).


КОНКУРС 5. Отгадайка.

ВЕДУЩИЙ 1: Мы вам загадки.

А вы нам отгадки.

Так что кто знает ответ –поднимает руку и в случае правильного ответа получает жетон.

В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим победителя – лучшего физика 5-6 классов.


ВЕДУЩИЙ 2: По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.

(Волна)

Ведущий 1: На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.

(Эхо)

Ведущий 2: Что с земли не поднимешь?

(Тень)

Ведущий 1: В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,

Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.

(Стрелки часов)

Ведущий 2: Кружится – жужжит, а падает – молчит.

(Юла)

Ведущий 1: День и ночь кричит, а голос не устает.

(Водопад)

Ведущий 2: Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились.

(Весы)

КОНКУРС 6. «ТЕРМОДИНАМИКА».

ВЕДУЩИЙ 1: Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты, связанные с Термодинамикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит волшебный жетон.


За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют опыты по теме «Термодинамика» и поясняют после ответов участников


  1. Примораживание кастрюли к столику.

  2. Давление (яйцо и бутылка).

  3. Давление (достать монетку сухой из воды).

  4. Почему гаснет бумага, если бутылку в которой она находится закрыть рукой?


КОНКУРС 7. Конкурс болельщиков.

А теперь поиграем! Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву.

Например: Топка + и=Оптика


Ряд + о =

Алмаз + п =

Динар + а =

Марк + е =

Изба + с =

Катер + г =

Статор + е =

Горн + а =

Алиса – а =


Астра + с =

Кузов – о =

Метро + е =

Томат – т =

Блок + а =

Балкон – н =

Табор + а =

Нуклон – н =

Лапа + м =



КОНКУРС 8. Физический футбол.

ВЕДУЩИЙ 2: Ну а теперь отгадайте, про какое явление идет речь

1. Это мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.

2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.

3. Если он проходит в каком – либо приборе, то становится электрическим.

(Электрический ток)

За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Электричество» после ответов участников команд.


1) Наэлектризованные шарики.

2) Отклонение струйки воды эбонитовой палочкой.

3) Взаимодействие заряженных тел (эбонитовой и плексигласовая палочки).

4) Опыт с султанчиками.

5) Электрометр.

6) Человек – проводник электричества.


КОНКУРС КАПИТАНОВ 9.

Капитанам предлагается исключить лишнее слово

Физические величины

Скорость, длина, вес, газ, давление, мощность.

Физические приборы.

Термометр, спидометр, линейка, весы, сила, барометр.

Физические явления.

Молния, движение, формула, нагревание, радуга, плавление.

Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Грамотами награждаются команда – победитель и лучшие игроки обеих команд. Педагоги нашей школы всегда являются спонсорами таких соревнований и покупают сладкие призы (торты, шоколадки, конфеты) и символические подарки всем участникам (ручки, блокноты, записные книжки)



Физическая игра «Лучший эрудит»

(9-10 класс)

Данное мероприятие развивает кругозор учащихся, служит почвой гордости за страну, которая играла и играет в прогрессе большую роль.


Тип: интеллектуально-познавательная игра.

Форма: состязание.

Количество участников: 2 команды по 4-5 человек.

Оформление: каждый этап имеет свой раздаточный материал.


Цель игры: привить интерес к предмету, развить творческие способности, воспитать целеустремленного, всесторонне-развитого гражданина.


Предисловие: Перед началом игры командам вручаются маршрутные листы, в которых указывается последовательность этапов. Каждый этап имеет свое название, задание и систему оценки.

Ход мероприятия:

Учитель:

Переходит свет - в тень,

Переходит в ночь – день,

Переходит в тупик – путь,

Переходит игра – в суть,

Переходит в обман – крах,

Переходят грехи – в страх,

Переходит в дождь – снег,

Переходит год – в век.

Все, что в мире произойдет,-

Все в судьбу мою перейдет.


Далее ведущий объясняет правила игры, представление жюри.

Командам раздаются конверты с заданиями по этапам. После выполнения этапа команда представляет на суд жюри свою работу и получает задание следующего этапа. На каждом этапе участники работают по 3-5 минут.

Названия этапов:

  1. От сложного к простому.

  2. Великие экспериментаторы.

  3. Верю-не верю.

  4. Физическое лото.

  5. п\п

    Название этапа

    Место

    баллы

    Подпись арбитра

    1.

    «Попробуй собери»




    2.

    «Физическое лото»




    3.

    «Верю-не верю»




    4.

    «Великие экспериментаторы»




    5.

    «От сложного к простому»




    Попробуй собери.











Далее представление команд. (капитан, участники, название, девиз, эмблема)


1 этап: «Попробуй собери»

На этом этапе командам предлагается конверт, в котором перемешаны имена, национальности изобретателей, их изобретения, высказывания о них. Задача команд разложить правильно карточки. За каждое правильное задание – 2 балла, время – 5 минут.

(Во время выполнения заданий, болельщики каждой команды предлагают свою физическую рекламу, за лучшую рекламу присуждается 1 балл в пользу команды болельщиков).

Задания к этапу:

Джеймс Уайтт.

Английский изобретатель, универсальная паровая машина. « ... его изобретение представлено не как лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности».

Ньютон Исаак.

Английский физик и математик, сформулировал общие законы движения, открыл закон всемирного тяготения. « ... о нем говорят, что ему яблоко упало на голову, и он окрыл великий закон тяготения».

Циолковский Константин Эдуардович.

Русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики, идея использования ракет для космических полетов.

Резерфорд Эрнест.

Английский физик, академик, изучал строение атома и радиоактивные процессы. «... он впервые предложил модель атома, которая подобна солнечной системе».

(После выполнения задания, участник команды зачитывает вслух ответ, а ведущий принимает ответ, если ответ правильный присуждается 2 балла)


2 этап: «Физическое лото».

Участники получают поле и карточки. Задача команд – разложить правильно карточки по ячейкам лото. За каждую правильную карточку – 2 балла, время – 5 минут.

Поле

Архимед

Гук

Радио

Резерфорд

Броун

заряд электрона

Дмитрий Иванович Менделеев

Исаак Ньютон

Исскуственный спутник Земли

Даниил Бернулли

Первый гальванический элемент


Карточки:

  1. Сила выталкивания

  2. Модель атома, строение атома

  3. Периодическая система

  4. Законы движения

  5. Александр Степанович Попов

  6. Закон Гука

  7. Закон Ома для участка цепи

  8. Вольта Александро

  9. Тепловое движение взвешенных в жидкости частиц

  10. Сергей Павлович Королев

  11. Милликен и Иоффе

  12. Движение жидкостей и газов по трубам

(после выполнения ответы предоставляются жюри)


Во время выполнения проводится игра со зрителями (можно предложить загадки на физические явления, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл в пользу команды).

Отгадать по смыслу слово.

  1. К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это…(электричество)

  1. В лес со мною заберешься,

С пути не собьешься (компас).

  1. На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка,

Эта стрелка наперед,

Нам погоду узнает. (барометр)

  1. Два соседних колеса

Собирает голоса.

Друг от друга тянут сами

Поясочки с голосами. (магнитофон)

  1. Виден край, а не дойдешь. (горизонт)

  2. Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)

  3. Что идет не двигаясь с места? (время)


3 этап: «Верю-не верю».

На этом этапе капитанам команд задаются 10 вопросов каждому, на которые нужно отвечать быстро «да» или «нет», за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(очередность капитанов по количеству набранных баллов)

Задания к этапу: 1 - капитан

  1. Единица измерения давления – Паскаль (да)

  2. Ускорение – это быстрота изменения скорости тела в единицу времени (да)

  3. Закон Ома для участка цепи: Ι=U*R (нет)

  4. Явленеи сохранения скорости телом это... инерция (да)

  5. Единица измерения ускорения – Джоуль (нет)

  6. Величина, обратная периоду - это частота (да)

  7. Прибор для измерения напряжения – амперметр (нет)

  8. Сила, выталкивающая тело из жидкости – тяжести (нет)

  9. Ученый, открывший свободное падение тел – Галлилей (да)

  10. Замечательное явление природы, возникающее после дождя это ... радуга (да)

2 – капитан

  1. Скорость меняется под действием силы (да)

  2. В елочной гирлянде применяется паралллельное соединение (нет)

  3. Мощность – это быстрота выполнения работы в единицу времени (да)

  4. Сила тяжести: F = mg (да)

  5. Ускорение свободного падения на Земле g = 12 м/с2(нет)

  6. Единица измерения силы тока – Вольт (нет)

  7. Прибор для измерения силы – динамометр (да)

  8. Ученый, окрывший законы движения – Джоуль (нет)

  9. Сила упругости - это сила, возникающая при деформации тела (да)

  10. 1 кг железа тяжелее 1 кг пуха (нет)




4 этап: «Великие экспериментаторы»

Командам выдается оборудование. Участники должны придумать интересный физический опыт и объяснить его суть.

За правильный ответ – 5 баллов.

«Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

«Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.




5 этап: «От сложного к простому».

На этом этапе ведущий предлагает командам отгадать определенное техническое устройство, задавая вопросы – подсказки. Первый вопрос самый сложный, четвертый самый простой. Если участники дают правильный ответ на первом вопросе, то получают 4 балла, на втором – 3 балла, на третьем – 2 балла, на четвертом – 1 балл. Чем быстрее работает команда, тем больше может отгадать устройств и соответственно набрать баллов.

Пример заданий к этапу:

Радар.

  1. С его помощью можно определить местонахождение предмета.

  2. Он помогает в управлении самолетом при приземлении.

  3. Он может обнаружить самолет противника.

  4. Корабли используют его для обнаружения препятствий.

Магнитофон.

  1. Это сложный прибор, в котором есть гибкая лента и микрофон.

  2. Это устройство постоянно совершенствуется.

  3. Это устройство для записи звука и его воспроизведения.

  4. Благодаря ему мы слушаем музыку.

Микроскоп.

  1. Точно никто не знает, кто его изобрел, но принято считать, что Галилей.

  2. Главное его устройство – это линза.

  3. Его используют, чтобы увидеть крошечные предметы.

  4. Слово означает «наблюдатель маленького».

Телескоп.

  1. Это устройство находится в астрономических абсерваториях.

  2. Главное устройство его – линзы, зеркала.

  3. Его используют, чтобы увидеть космические тела.

  4. В него можно увидеть – звезды, Луну, Солнце.


Пока жюри подсчитывает баллы сценка – загадка для болельщиков.

За правильный ответ –2 балла в пользу команды.

Из жизни Робинзона Крузо.

«Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения, свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой: «Хорошо бы вскипятить воду...» - подумал он».

Вопрос: Как нагрел воду Робинзон?


Заключение: жюри подводит итоги, награждаются команды и активные болельщики.





Игра «К вершинам физики»

(8 класс)

Полное описание разработки:

    1. В ходе мероприятия дети приобретают навыки объяснять факты и явления, наблюдаемые вокруг них, опираясь на полученные знания по физике; логически правильно строить свой ответ; уважать мнение других участников команды.

    2. В ходе игры учитель выступает как координатор действий команд и помощник в построении логического ответа, который будет осмыслен и понятен всем участникам мероприятия.

    3. В качестве используемого оборудования готовятся заранее слайды с названием, правилами игры и игровым полем из девяти секторов, которые проектируются во время мероприятия на экран (возможен вариант: поле изображается красочно на ватмане, а правила озвучиваются вслух).

    4. Организация работы: групповая.

Правила игры

  1. Собираются учащиеся 8-го класса, разделяются на небольшие команды. Придумывают название, девиз и эмблему. Название должно быть связано с физикой.

  2. Командам предлагают поле из 9-ти вершин. Капитаны по очереди выбирают вершину, и команда выполняет задание, которое в нем спрятано.

  3. В ходе игры объявляется личное первенство (за правильный ответ игрок получает жетон) и соревнование между командами (за правильный ответ команда получает балл).

  4. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее число баллов.

Значение вершин

  1. «Наборщик»: из предложенного слова – названия физического прибора – составить как можно больше слов. Дополнительный балл за самое длинное слово. (Например, секундомер)


  1. «Краски радуги»: игроку от каждой команды предлагается на листе бумаги изобразить любое физическое явление с последующим объяснением.

  2. «Музыкальный марафон»: командам предлагается по очереди называть песню и исполнить 2 – 4 строчки из нее, где говорится о физических процессах, явлениях, телах.

  3. «Слабое звено»: каждой команде предлагается за 1,5 минуты ответить на ряд вопросов. Каждый ответ – балл.

  4. «Физик-лирик»: нужно объяснить явление, которое зарифмовано в стихах.

  5. «Мир загадок»: каждой команде предлагается отгадать загадки.

  6. «Минута отдыха»: физический опыт «Путешествие под водой вокруг света».

  7. «Жизнь замечательных людей»: нужно назвать ученого, о которой идет речь в высказываниях выдающихся людей.

  8. «Вовочкины задачи»: Участники игры должны объяснить предлагаемую ситуацию.





Задания к вершинам:

4 вершина «Слабое звено»

  1. Переведите 10 см в метры.

  2. Что больше 10 м/с или 5 м/с?

  3. Прибор для измерения времени.

  4. Сила притяжения к земле.

  5. Прибор для измерения силы.

  6. Сколько кПа в 1Па?

  7. 36 км/ч переведите в м/с.

  8. Кто придумал азбуку Морзе?

  9. Что больше 10 дм или 1 м?

10. Прибор для измерения давления.

11. Сколько законов открыл Ньютон?

12. Промежуток времени в 24 часа.


5 вершина «Физик-лирик»

  1. Едет поезд по уклону

Пассажиры спят в вагонах.

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Объясните, что случилось?


  1. В гололедицу зимою

Над замерзшею водою

Чья-то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают

Для чего так поступают?


  1. Кто решит известный спор,

Почему плывет линкор?

Но утонет гвоздик малый,

Хоть он из того ж металла?


  1. Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте,

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?


6 вершина «Мир загадок»

1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)

2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)

4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)

9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)

10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)

11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)

12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

13. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

14. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)

15. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

16. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)

17. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)

18. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

19. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Часы)

20. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. ( Линза, увеличительное стекло)

7 вершина «Минута отдыха»

Предлагаем участникам совершить путешествие вокруг света под водой. Желающему завязываем глаза, на стул устанавливаем зажженную свечу. Участник совершает круги почета вокруг этого стула, а над его головой в это время держим стакан с водой.


8 вершина «Жизнь замечательных людей»


  1. «Сложен мир, сложен мир из мельчайших частиц, так считал древний грек» Как его звали? (Демокрит)

  2. Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и давший способ ее расчета. (Архимед)

  3. Он был ученый и поэт

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Он краски изучал и цвет.

Он создал университет.

И, как сказал о нем поэт,

«он сам был университет».

Его фамилия? (Ломоносов)

  1. Имя ученого, открывшего закон после падения ему на голову яблока. (Ньютон)

  2. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)



9 вершина «Вовочкины задачи»

Однажды Вовочка с друзьями пошел в поход.

  1. Наступил вечер. Вовочка с друзьями обсуждали итоги дня. Друзья говорили негромко и были уверенны, что их никто не слышит: палатка хорошо натянута и полог опушен. Вопрос: так ли это?

  2. Вовочка рассказывает ребятам: «Собирал ветки для костра, я порвал рубашку. Посмотрите, Какая странная дырка: прямоугольный треугольник!»

  3. Друзья посоветовали Вовочке: «Зашей дырку, и проблема будет решена. Вот тебе иголка, Толька она заржавела». Вопрос: почему иголка в походе заржавела?

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.


«Физическое ассорти»

(8 класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса. Игра представляет собой ассорти из физических игр:

      1. «Разминка»

      2. «Триатлон по физическим величинам»

      3. «Своя игра»

      4. «Пентагон»

      5. «Что? Где? Когда?»

Класс разбивается на команды, каждая из которых принимает участие в игре либо отдельно, либо все команды сразу.

Жюри выставляет баллы за ответы команд и в конце подводит итог.

«Разминка»

Задание – ответить на вопросы быстрее других, а главное правильно! За каждый правильный ответ +1 балл, за каждую ошибку -1 балл.

Скорость тела в данный момент времени.

Мгновенная

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел.

Движение

Аппарат для исследования морских глубин, опускаемых в воду на тросе с судна.

Батисфера

Первый спутник Земли назывался именно так.

Спутник 1

Что растет вершиной вниз.

Сосулька

Линия, вдоль которой движется тело

Траектория

72 км/час - это сколько м/с

20 м/с

Явление отсутствия веса у тела.

Невесомость.

Первая космическая скорость.

8 км/с

Автор вашего учебника по физике.

Перышкин, Гутник




Игра "Триатлон по физическим величинам"

Задание и на него дается три подсказки командам - задания предлагаются командам по очереди. С какой подсказки дан ответ, команда получает соответственно 3,2,1 б.

1. Это физическая величина (сила).

  • Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.

  • Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.

  • Это есть, ума не надо.

2. Это физическая величина (время).

  • Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.

  • Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.

  • Делу это, а потехе - час.

3. Это физическая величина (ускорение).

  • Это результат действия силы.

  • Измеряется акселерометром.

  • Любимый термин времен Горбачева.

4. Это физическая величина (давление).

  • Действует на дно и стенки сосуда.

  • Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.

  • Нужно измерить, когда болит голова.

5. Это физическая величина (мощность).

  • Важнейшая характеристика всех двигателей.

  • Скорость выполнения работы.

  • У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.

6. Это физическая величина (импульс).

  • При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.

  • Равна произведению массы тела на его скорость.

  • Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …

7. Физическая величина (масса)

  • Она имеется у всех.

  • Ее целый день определяют продавцы

  • Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

9. Физическая величина (скорость).

  • Ее начинают изучать еще в начальных классах.

  • Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.

  • У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.

10. Физическая величина (плотность).

  • Странно, но у льда она меньше, чем у воды.

  • У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.

  • У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.

11. Физическая величина (высота).

  • Прибор для измерения этого - альтиметр.

  • Этот прибор всегда есть на самолете.

  • Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.

12. Физическая величина (энергия).

  • Она согласно закону уменьшается при совершении работы.

  • У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.

  • Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.


Своя игра.


Все команды играют одновременно. Ответы пишут и сдают жюри. Ответы лучше всего писать на заранее приготовленных листочках. Итог считается следующим образом: + 10 - ответ верный, 0 баллов - ответа нет и - 10 баллов, ответ не верный.

Тема №1 "Сопротивление"

10. Это прибор, сопротивление которого можно регулировать.

20. Именно в этих единицах измеряется удельное сопротивление в системе СИ.

30. Если соединить сто сопротивлений по 100 Ом каждое параллельно, то общее сопротивление будет таким.

40. Так называется маленькая деталь, обладающая сопротивлением.

50. Таким сопротивлением обладает участок цепи, на котором при силе тока в 1А напряжение равно 1В.

Ответы: 10. Реостат. 20. Ом* м. 30. 1 Ом . 40. Резистор. 50. 1 Ом.


Тема №2 "Сравнения"

10.Что легче килограмм пуха или килограмм железа?

20. Где сила тяжести, действующая на одно и то же тело, больше, на полюсе или на экваторе?

30.Что легче: тянуть санки за веревочку или толкать перед собой?

40. Два тела уравновешены на рычаге в вакууме. При каком условии сохранится это равновесие в воздухе?

50. Как отличить стекло от алмаза, не прибегая к помощи приборов?

Ответы: 10. Одинаково. 20. На полюсе. 30. Тянуть, в этом случае мы санки приподнимаем, а во втором вдавливаем в снег. 40. Если объемы равны. 50. Нацарапать - на алмазе следов не будет. Или охладив, подышать - стекло запотеет, а алмаз нет, у него большая теплопроводность.

Баллы

Ответы

Результат

10

 

 

20

 

 

30

 

 

40

 

 

50

 

 

Итого:

 

 

Игра "Пентагон"

Играют все команды. Сообщается тема игры. На каждое задание по 5 подсказок. Можно получить соответственно по 5-4-3-2-1 балл. Ниже приведены таблицы, которые удобно использовать для подведения итогов. Команды сдают ответы после очередной подсказки, жюри ставит соответствующее количество баллов. За неправильный ответ штраф -1 балл. Если после ответа команда понимает, что ответила неверно, то сдает второй (третий) вариант ответа, получая штраф за предыдущий ответ и необходимое количество баллов за правильный ответ.

Вопрос 1. Это явление. (Инерция)

Такой таблицей удобно воспользоваться для подведения итогов.

подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Объяснению этого явления посвящен один из трех законов классической механики.

 

 

 

2

В переводе на русский язык - это бездеятельность.

 

 

 

3

Ньютон писал: "Врожденная сила материи есть присущая ей способность сопротивления, по которой всякое тело, поскольку оно предоставлено само себе, удерживает свое состояние покоя или прямолинейного и равномерного движения".

 

 

 

4

Явление изучено было еще до Ньютона Галилеем.

 

 

 

5

Мячик, выброшенный из рук горизонтально, сразу не падает вниз, а летит вперед по: причине этого явления.

 

 

 

итого

 

 

 

 

Вопрос 2. Это вещество. (Железо)

подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Древние египтяне называли его «вааепере», что означало - родившийся на небе.

 

 

 

2

Изделия из него первоначально ценились дороже золота. Среди сокровищ пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько кусочков украшений из него. Значит, только очень богатые люди могли себе позволить изделия из ...

 

 

 

3

В таблице Менделеева у него порядковый номер 23

 

 

 

4

В народе говорят: "Металл - и плуг в поле, и гвоздь в доме".

 

 

 

5

Сегодня это очень распространенный металл, один из самых дешевый, основа большинства сплавов,

 

 

 

итого

 

 

 

 




Вопрос 3. Это ученый. (Галилео Галилей)

подсказки

Подсказка

Ответы 1 команды

Ответы 2 команды

Ответы 3 команды

1

Описывая историю одного из своих открытий, он писал: "Наконец, не щадя ни труда, ни издержек, я дошел до того, что построил себе прибор, до такой степени превосходный, что при его помощи предметы казались в 1000 раз больше и более чем в 30 раз ближе, чем при рассмотрении невооруженным глазом:". Он открыл 5 спутников Юпитера и дал им названия, открыл атмосферу на Венере.

 

 

 

2

Он умер в 1642 году, а почти через 100 лет его прах его учениками, был перенесен во Флоренцию и перезахоронен рядом с Микеланджело.

 

 

 

3

Именно он вел спор на протяжении всей жизни с древнегреческим ученым Аристотелем и за что пострадал от инквизиции.

 

 

 

4

Он родился и жил в Италии. Он изучал свободное падение, бросая камни с пизанской башни. Проводил первые опыты. Если статика начиналась с рычага Архимеда, то основателем механики по праву считают этого ученого.

 

 

 

5

Именно ему принадлежит выражение: "А все-таки она вертится!" На СТС идет телепередача с названием по его имени.

 

 

 

итого:

 

 

 

 

И в заключение физического ассорти несколько вопросов для любителей игры:


"Что? Где? Когда?"


На обдумывание вопроса 1 минута, по истечении 50 секунд подается команда "Осталось 10 секунд", команды пишут ответ. Затем ведущий начинает считать до 10 и за это время все должны положить ответы на стол жюри или ведущего. За правильный ответ 1 балл, не верный – 0 баллов. Можно посчитать баллы по рейтингу вопроса. Например, играет три команды, тогда максимальный рейтинг вопроса - 3 балла, он будет у команды, если она одна взяла вопрос, ответив верно. Если на вопрос ответили 2 команды из трех, рейтинг вопроса - 2 балла. Если все ответили верно, то вопрос дешевый, его рейтинг всего 1 балл. Удачи в игре!

1. Так древние греки называли отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение. (тормоз)

2. Перед началом хоккейного матча судья открывает дверцу и достает шайбу. О какой дверце идет речь? (холодильника)

3. В Финляндии в огромных каменоломнях зимой рабочие без особого труда ломают огромные камни. Они лишь чуть-чуть расщепляют камень. Затем совершают некую операцию, после чего надо лишь немного подождать. Что за операция? (налить воду)

4. В словаре "Брокгауза и Эфрона" есть такое любопытное определение: Это такое состояние нижнего слоя атмосферы, что совершенно прозрачный при обычных условия воздух теряет свою прозрачность. О чем идет речь? (туман)

5. Чтобы спустить корабль на воду в старину его днище смазывали салом. А что в количестве около 20000 штук для этой же цели использовали в Индии? (бананы)

6. Для спортивной стрельбы применялись глиняные тарелки, при стрельбе они разбивались, все поле оказывалось заваленным осколками. Что придумали, чтобы после соревнований и тренировок поле оставалось чистым? Тарелки остались, хорошо разбивались, но вот мусора не было. (Тарелочки стали делать изо льда)

7. Отец Вовочки на родительском собрании: "Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело... "Учитель физики со своего места: "Ошибаетесь, звук в …. не распространяется!" Где же звук не распространяется? (В вакууме)

8. У каждого родителя, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть? (Плюсы и минусы)

9. Назовите слово, означающее одну сорокамиллионную часть Парижского меридиана, т.е. меридиана проходящего через город Париж? (Метр)

10. Для рекламы в газете "Ваш выбор-Самара" одна из самарских компаний использовала следующий образ: миловидная девушка через соломинку пьет из стакана. Назовите техническое устройство, которое продает компания. (Насосы)

Подведение итогов. Награждение победителей и участников игры.





Список используемой литературы и источников


1. Володько, Е. Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики / Е. Н. Володько. — Мозырь: Белый Ветер, 2002.

2. Володько, E.Н. Звездный калейдоскоп, или Нескучная физика космоса / E.Н. Володько. — Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006.

3. Ланина, И. Я. Не уроком единым / И. Я. Ланина. — М.: Просвещение, 1991.

4. Макеева, Г. П. Физические парадоксы и занимательные вопросы / Г. П. Макеева, М. С. Цедрик. — Минск: Народная асвета, 1981.

5. Маркович, Л. Г. Физика удивительных игрушек / Л. Г. Маркович. — Минск: Красико-Принт, 2000.

6. Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И. Л. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990.

7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

8. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2008

9. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

10. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.

11. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – Москва.: НЦ ЭНАС, 2006

12. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: книга для учителя. сост.: Э.М. Браверманн, под редакцией В.Г. Разумовского - М.: Просвещение, 2003.

13. http://www.openclass.ru

14. http://festival.1september.ru

15. http://class-fizika.narod.ru

16. http://scool.edu

17. http://physmatica.narod.ru

18. http://www.alsak.ru

19. http://school-collection.edu.ru



25



Скачать

© 2023, 49 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!