Неделя русского языка в начальной школе
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов, надо сделать так, чтобы материал к Неделе был яркий, эмоциональный, интересный по своему оформлению, а также небольшой по объему и доступный для понимания.
В программу данного материала можно включить следующие виды работ:
занимательный диктант;
олимпиада;
грамматический бой;
конкурсное сочинение.
Неделя русского языка может начаться со стихотворения о русском языке или краткой беседы, после чего можно предложить диктант.
Этап 1. Занимательный диктант.
Предлагаем два варианта.
1 вариант текста. Чудесный русский язык. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
2 вариант текста. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок. Все это – звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти - разные. На уроке вы не хлопаете крыльями и не закатываете при этом глаза в потолок. Вы говорите. Издаваемые вами звуки – это звуки речи. Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те, которые служат для различения слов.
После диктанта можно прослушать следующее стихотворение и обсудить вопрос, как оно подтверждает мысли в диктанте.
Две сороки стрекочут, сидя на дубе:
- Скоро ли, старая, бурю встречать?
- Не старая, сестрица, не стара!
Желудь сорвался с дуба и сердито пробубнил:
-Буду бить вас обеих, белобоких!
Буду бить белобоких!
Этап 2. Олимпиада.
Олимпиада – это своеобразный конкурс под названием «Кто лучше знает русский язык?».
Детям раздаются заранее подготовленные листы бумаги. На них задание не записывается, а указывается его номер и рядом записывается ответ.
Программа олимпиады:
Расставь ударение в словах: магазин, портфель, предмет, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофер, километр, сантиметр.
Разобрать по составу слова: загадка, кружева, снежок, засада, пригород.
Подобрать два прилагательных к каждому из следующих слов: рояль, картофель, тополь, путь, собака.
Объяснить значение слов каникулы, скульптор. С каждым из этих слов составить предложение.
Привести по два примера ( только имена существительные), где: а)звуков больше, чем букв; б)звуков меньше, чем букв.
Ответить на вопрос: «Какие буквы в русском языке не означают звуков?».
Привести 1-2 пословицы о труде (или о матери, о природе ит.д.).
Итоги олимпиады на следующий день помещается в школьной газете.
Этап 3.Грамматический бой.
Программу грамматического боя:
Приветствие команд.
Разминка «Назови одним словом»
Детям можно предложить словосочетания, где главным словом являлось имя существительное человек, а зависимыми выступают имена прилагательные храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания назвать одно слово/сущ., например: храбрый человек – храбрей.
Игра «В две колонны становись»
На доске прикрепляются карточки со словами: водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.
Первая команда должна подобрать карточки, однокоренные к слову вода, другая – водить.
Игра «Кто скорее?»
Дети за 3 минуты должны построить 6 слов-домов по схеме (на схеме условными обозначениями указывается: корень, суффикс, окончание).
Конкурс капитанов.
Отгадай слово.
Его корень в слове писать. Приставка в слове рассказать. Суффикс в слове книжка. Окончание в слове вода. (Расписка)
Его корень в слове вязать. Приставка в слове замолчать. Суффикс в слове сказка. Окончание в слове рыба.(Завязка)
Этап 4. Конкурсное сочинение.
Дети пишут сочинение на тему «Почему русский язык называют богатым, великим, могучим?».
Сочинение можно писать дома, а о результатах будет сообщено при подведении итогов Недели.
Этап 5. Подведение итогов.