Декада русского языка в начальной школе
Цели: Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.
Задачи:
Привлечь всех учащихся для организации и проведении декады русского языка.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Совершенствовать навыки коллективной работы.
Девиз декады: «Мал язык, да всем телом владеет»
Сроки проведения: с 19.11.18 г. по 23.11.18 г.
23.11 - Выпуск газеты
Маршрутный лист 1 класса.
День недели | Мероприятие | Имена самых активных учеников, победителей |
1 день | Конкурс рисунков «Волшебные буквы». | |
2 день | «Загадочный» диктант. | |
3 день | Конкурс пословиц и поговорок «Ошибки наборщика». | |
4 день | Литературная викторина по сказкам. | |
5 день | Олимпиада. | |
1 день.
Конкурс рисунков «Волшебные буквы».
Учитель предлагает первоклассникам выбрать одну из букв алфавита, пофантазировать и нарисовать, на что похожа буква.
Можно предложить детям «оживить» буквы: один или несколько учеников изображают загаданную букву, остальные ребята пытаются угадать, какую именно.
2 день.
«Загадочный» диктант.
Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. По первым буквам прочитать зашифрованное слово.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(заяц)
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(ножницы)
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
(алфавит).
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? …
(тетрадь).
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок.
(орех)
Если ты его отточишь –
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? …
(карандаш)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан …
(иней).
Зашифрованное слово – ЗНАТОКИ.
Учитель организует беседу с первоклассниками о том, кого называют знатоками, как можно стать знатоком, подводит к мысли, что чтение книг может открыть перед ребятами увлекательный мир знаний.
3 день.
Конкурс пословиц и поговорок «Ошибки наборщика».
Даны пословицы, но по ошибке первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.
Без труда … а руки делают.
Глаза страшатся, … считают.
Любишь кататься, … людей насмешишь.
Поспешишь - … не вытащишь и рыбку из пруда.
Цыплят по осени … потехе – час.
Делу - время, … люби и саночки возить.
В гостях хорошо, … а человека труд.
Новых друзей наживай, … а дома лучше.
Землю красит солнце, … а старых не забывай.
Учитель выясняет, как ребята понимают смысл каждой пословицы, в какой жизненной ситуации можно применить каждую из пословиц или поговорок.
4 день.
Литературная викторина по сказкам.
Учитель предлагает первоклассникам отгадать героев сказок и их авторов.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(«Золотой ключик, или приключения Буратино». А. Толстой)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку?
(«Дюймовочка». Г. Х. Андерсен)
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(«Золушка». Ш. Перро)
Сейчас потолкуем о книжке другой –
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, чего-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдёт.
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
(«Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин)
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но ещё помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может, это …
(«Репка». Русская народная сказка)
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то поглотил.
Потемнело всё вокруг.
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа недолга!
Струсил враг и воротил
То, что в небе проглотил!
(«Краденое солнце». К. И. Чуковский)
Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек – сказок есть она.
А в ней герой – мальчишка овощной, -
Он храбрый, справедливый, озорной!
(«Чиполлино». Дж. Родари)
Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Названье этой сказки …
(«Маша и медведь». Русская народная сказка)
В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-цокотуха». К. И. Чуковский)
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь.
(«Красная Шапочка». Ш. Перро)
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чём-то просила….
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик». В. Катаев)
Учитель приглашает детей посетить школьную библиотеку, чтобы самим прочитать интересные книги и узнать много нового.
5 день.
Олимпиада – 2 человека от класса на олимпиаду
Маршрутный лист 2 класса.
День недели | Мероприятие | Имена самых активных учеников, победителей |
1 день | Конкурс рисунков. «Ребусы». | |
2 день | Игры со словами «Шифровальщики». | |
3 день | Конкурс пословиц и поговорок. | |
4 день | Кроссворд «Герои сказок». | |
5день | Олимпиада. | |
1 день.
Конкурс рисунков.
«Ребусы».
Учитель организует со школьниками беседу, зачем нужно уметь читать и писать, в каких жизненных ситуациях пригодятся эти умения, всегда ли люди владели чтением и письмом. Было время, когда наши предки не знали букв, но все-таки умели передавать сообщения.
Как можно написать сообщение без букв? Раньше люди делали это при помощи картинок. Вот, например, однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. На ней было выбито изображение: лодка с гребцами, над ней — луна, три кружочка солнца, стрелы и олени. Как вы думаете, что хотели сказать этим рисунком древние люди? (Предположения детей) Рисунки говорят, что «люди плыли на лодке один месяц и три дня, нашли место, богатое дичью». Такими картинками - знаками пользуются и сейчас.
Представьте, что мы с вами не умеем читать и писать, но нам нужно передать информацию на дальнее расстояние.
Задание ученикам - зашифровать какое-то сообщение и изобразить его при помощи символов.
Остальные ребята пытаются «расшифровать» информацию, которую содержит рисунок.
Вывод: Рисунки - символы не всегда точно передают наши мысли, только слова, записанные с помощью букв, могут верно, без искажений, донести информацию до собеседника.
2 день.
Игры со словами. «Шифровальщики».
Второклассникам предлагается расшифровать тайное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита (каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите).
1 9 2 21 12 1 – 12 14 21 5 18 16 19 20 10 19 20 21 17 6 15 30 12 1 .
Азбука – к мудрости ступенька.
Можно предложить детям самим зашифровать какую – либо фразу.
3 день.
Конкурс пословиц и поговорок.
Школьникам предлагается по двум словам восстановить всю пословицу, объяснить её смысл, привести примеры из жизни, когда можно применить каждую из пословиц.
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)
Дело – потеха (Делу время, потехе – час.)
Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой.)
Труд – лень (Труд кормит, а лень портит.)
Воробей – не поймаешь (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Семь – один (Семеро одного не ждут.)
За двумя – ни одного (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
4 день.
Кроссворд «Герои сказок».
4.
1. 2. 6. 11.
3.
5. 8. 10.
7. 9.
г
е
р
о
и
к
с
о
з
а
к
Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой (Снегурочка).
Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане? (Артемон)
Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена (Буратино).
Маленькая девочка, ростом с дюйм, появ ившаяся в чашечке цветка (Дюймовочка).
Озорной, весёлый мальчик – луковка (Чиполлино).
Имя лисы из сказки про Буратино (Алиса).
Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше (Карлсон).
Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик (Иа).
Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку (Золушка).
Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки (Колобок).
Хищник, съевший трёх поросят, а также Красную Шапочку и её бабушку (Волк).
5 день
Олимпиада – 2 чел. от класса
Декада русского языка в начальной школе
Цели: Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.
Задачи:
Привлечь всех учащихся для организации и проведении декады русского языка.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Совершенствовать навыки коллективной работы.
Девиз декады: «Мал язык, да всем телом владеет»
Сроки проведения: с 19.11.18 г. по 23.11.18 г.
23.11 - Выпуск газеты
Маршрутный лист 3 класса.
День недели | Мероприятие | Имена самых активных учеников, победителей |
1 день | Конкурс рисунков «Иностранцы». | |
2 день | Конкурс скороговорок «Болтунишки». | |
3 день | Викторина пословиц и поговорок «в Королевстве Ошибок». | |
4 день | Сочиняем стихи «Кто-то начал, ты продолжи!» | |
5день | Олимпиада. | |
1 день.
Конкурс рисунков «Иностранцы».
Представьте себе художника – иностранца, который ещё не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значения некоторых русских слов и выражений. Услышав слово «кузница», он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик – его сын. Художник нарисовал семью.
Почему он неправильно понял значения слов?
Пофантазируйте и нарисуйте, что мог нарисовать такой художник к фразеологизмам: Зарубить на носу, знать назубок, кашу заварить, на лбу у него написано, как пить дать и др.
2 день.
Конкурс скороговорок «Болтунишки».
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа.
А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей – логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам Демосфен уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо.
Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
Скороговорки – одно из средств выработать хорошую дикцию. Конкурс «Болтунишки» - для тех, кто умеет быстро и чётко говорить.
Скороговорки разрезаются на несколько частей.
Школьникам нужно сложить из частей скороговорку и быстро прочитать её.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Всех скороговорок не переговоришь.
Жутко жуку жить на суку.
3 день.
Викторина пословиц и поговорок «В Королевстве Ошибок».
На листе записаны пословицы и поговорки. Слова в них стоят на своих местах, а буквы перепутаны.
Ученикам нужно разгадать пословицы, решив анаграммы.
Затем учитель предлагает ребятам объяснить смысл каждой пословицы или поговорки, рассказать, в какой жизненной ситуации можно их применить.
Зубака – к ростимуд перькасту. (Азбука — к мудрости ступенька)
Шомуболь коблюра – шоеболь ваньплае. (Большому кораблю — большое плаванье)
Кев вижи – евк усьич. (Век живи — век учись)
Чиколн лоде – йлягу месло. (Кончил дело — гуляй смело)
4 день.
Сочиняем стихи «Кто-то начал, ты продолжи!»
Предлагаем детям продолжить стихотворение по началу. (Это задание можно предложить для подготовки дома.)
1. Зашвырнула буря в сад
Трёх невиданных слонят …
2. На лодке по реке
Катался пёс – и вот …
3. Встречали звери Новый год,
Водили звери хоровод …
5 день
Олимпиада – 2 чел. от класса
Маршрутный лист 4 класса.
День недели | Мероприятие | Имена самых активных учеников, победителей |
1 день | Диктант «Русский язык». | |
2 день | Игры со словами «Чудесные превращения слов». | |
3 день | Викторина пословиц и поговорок «Кто больше». | |
4 день | Рассказ на одну букву. | |
5 день | Олимпиада. | |
1 день.
Диктант «Русский язык».
Диктант.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского слова. Теплотой веет от близких с детства слов: мама, земля, Родина. Русский язык помогает нам дружить и жить в мире.
2 день.
Игры со словами «Чудесные превращения слов».
Найти закономерность, по которой из крайних слов первой строки получено слово в скобках. Используя эту закономерность, записать слово в скобках второй строчки.
Парк (краб) полба парус (сажа) саржа
Торт ( … ) метла анонс ( … ) огрех
Воск (соха) фрахт канва (внук) улика
Скот ( … ) фронт холст ( … ) олень
Гамма (гимн) диван аргон (роза) гроза
Перец ( … ) клоун атлет ( … ) норма
3 день.
Викторина пословиц и поговорок «Кто больше».
Проводится соревнование индивидуально или по рядам (командам). Кто больше назовёт пословиц и поговорок, в которых есть различные цифры и числа.
Например: Один в поле не воин.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один – отрежь … .
4 день.
Рассказ на одну букву.
Школьникам предлагается в течение определённого времени (10 – 15 минут) придумать рассказ, каждое слово которого начиналось бы на одну и ту же букву русского алфавита. Обязательное условие – рассказ не должен быть бессмысленным, должен иметь какой-то сюжет. Предлоги и союзы можно употреблять любые.
Пример рассказа на букву С: Сегодня семнадцатое сентября. Сорок сусликов собрались строить столовую. Самые смышлёные стали собирать сучья и солому. Сначала смастерили столы и стулья…
Побеждает тот, у кого получится самый длинный рассказ.
5 день
Олимпиада – 2 чел. от класса