СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметная неделя русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мероприятия по русскому языку в начальной школе. Неделя русского языка проводится вначальной школе с целью повышения интереса учащихся к предмету русский язык. Участие в недели принимают дети 1-4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Предметная неделя русского языка в начальной школе»

Декада русского языка в начальной школе


Цели: Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.

Задачи:

  • Привлечь всех учащихся для организации и проведении декады русского языка.

  • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.

  • Обучать детей самостоятельности и творчеству.

  • Совершенствовать навыки коллективной работы.


Девиз декады: «Мал язык, да всем телом владеет»


Сроки проведения: с 19.11.18 г. по 23.11.18 г.

23.11 - Выпуск газеты



Маршрутный лист 1 класса.


День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков

«Волшебные буквы».


2 день

«Загадочный» диктант.



3 день

Конкурс пословиц и поговорок

«Ошибки наборщика».


4 день

Литературная викторина

по сказкам.


5 день

Олимпиада.




1 день.

Конкурс рисунков «Волшебные буквы».

Учитель предлагает первоклассникам выбрать одну из букв алфавита, пофантазировать и нарисовать, на что похожа буква.

Можно предложить детям «оживить» буквы: один или несколько учеников изображают загаданную букву, остальные ребята пытаются угадать, какую именно.


2 день.

«Загадочный» диктант.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. По первым буквам прочитать зашифрованное слово.


Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки?

(заяц)


Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Буквы-значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

(алфавит).

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? …

(тетрадь).

Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.

(орех)

Если ты его отточишь –

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? …

(карандаш)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан

(иней).

Зашифрованное слово – ЗНАТОКИ.

Учитель организует беседу с первоклассниками о том, кого называют знатоками, как можно стать знатоком, подводит к мысли, что чтение книг может открыть перед ребятами увлекательный мир знаний.


3 день.

Конкурс пословиц и поговорок «Ошибки наборщика».

Даны пословицы, но по ошибке первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Без труда … а руки делают.

Глаза страшатся, … считают.

Любишь кататься, … людей насмешишь.

Поспешишь - … не вытащишь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени … потехе – час.

Делу - время, … люби и саночки возить.

В гостях хорошо, … а человека труд.

Новых друзей наживай, … а дома лучше.

Землю красит солнце, … а старых не забывай.

Учитель выясняет, как ребята понимают смысл каждой пословицы, в какой жизненной ситуации можно применить каждую из пословиц или поговорок.


4 день.

Литературная викторина по сказкам.

Учитель предлагает первоклассникам отгадать героев сказок и их авторов.

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

(«Золотой ключик, или приключения Буратино». А. Толстой)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку?

(«Дюймовочка». Г. Х. Андерсен)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(«Золушка». Ш. Перро)

Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает, чего-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

(«Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин)

Кто-то за кого-то ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

Но ещё помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Может, это …

(«Репка». Русская народная сказка)

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то поглотил.

Потемнело всё вокруг.

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил!

(«Краденое солнце». К. И. Чуковский)

Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек – сказок есть она.

А в ней герой – мальчишка овощной, -

Он храбрый, справедливый, озорной!

(«Чиполлино». Дж. Родари)

Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки …

(«Маша и медведь». Русская народная сказка)

В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-цокотуха». К. И. Чуковский)

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь.

(«Красная Шапочка». Ш. Перро)

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чём-то просила….

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик». В. Катаев)

Учитель приглашает детей посетить школьную библиотеку, чтобы самим прочитать интересные книги и узнать много нового.


5 день.

Олимпиада – 2 человека от класса на олимпиаду









































Маршрутный лист 2 класса.


День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков.

«Ребусы».


2 день

Игры со словами

«Шифровальщики».


3 день

Конкурс пословиц и поговорок.



4 день

Кроссворд «Герои сказок».



5день

Олимпиада.




1 день.

Конкурс рисунков.

«Ребусы».

Учитель организует со школьниками беседу, зачем нужно уметь читать и писать, в каких жизненных ситуациях пригодятся эти умения, всегда ли люди владели чтением и письмом. Было время, когда наши предки не знали букв, но все-таки умели передавать сообщения.

Как можно написать сообщение без букв? Раньше люди делали это при помощи картинок. Вот, например, однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. На ней было выбито изображение: лодка с гребцами, над ней — луна, три кружочка солнца, стрелы и олени. Как вы думаете, что хотели сказать этим рисунком древние люди? (Предположения детей) Рисунки говорят, что «люди плыли на лодке один месяц и три дня, нашли место, богатое дичью». Такими картинками - знаками пользуются и сейчас.

Представьте, что мы с вами не умеем читать и писать, но нам нужно передать информацию на дальнее расстояние.

Задание ученикам - зашифровать какое-то сообщение и изобразить его при помощи символов.

Остальные ребята пытаются «расшифровать» информацию, которую содержит рисунок.

Вывод: Рисунки - символы не всегда точно передают наши мысли, только слова, записанные с помощью букв, могут верно, без искажений, донести информацию до собеседника.


2 день.

Игры со словами. «Шифровальщики».

Второклассникам предлагается расшифровать тайное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита (каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в алфавите).

1 9 2 21 12 1 – 12 14 21 5 18 16 19 20 10 19 20 21 17 6 15 30 12 1 .

Азбука – к мудрости ступенька.

Можно предложить детям самим зашифровать какую – либо фразу.


3 день.

Конкурс пословиц и поговорок.

Школьникам предлагается по двум словам восстановить всю пословицу, объяснить её смысл, привести примеры из жизни, когда можно применить каждую из пословиц.

Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)

Дело – потеха (Делу время, потехе – час.)

Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой.)

Труд – лень (Труд кормит, а лень портит.)

Воробей – не поймаешь (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Семь – один (Семеро одного не ждут.)

За двумя – ни одного (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)



4 день.

Кроссворд «Герои сказок».

4.


1. 2. 6. 11.


3.


5. 8. 10.


7. 9.

г

е

р

о

и

к

с

о

з

а

к


















  1. Девочка, которую вылепили из снега старик со старухой (Снегурочка).

  2. Как звали пуделя в сказке о деревянном мальчугане? (Артемон)

  3. Мальчик, которого смастерил папа Карло из полена (Буратино).

  4. Маленькая девочка, ростом с дюйм, появ ившаяся в чашечке цветка (Дюймовочка).

  5. Озорной, весёлый мальчик – луковка (Чиполлино).

  6. Имя лисы из сказки про Буратино (Алиса).

  7. Сказочный герой с пропеллером, живущий на крыше (Карлсон).

  8. Имя ослика, друга Винни Пуха, который потерял свой хвостик (Иа).

  9. Девочка, потерявшая на балу хрустальную туфельку (Золушка).

  10. Самый круглый сказочный герой, который ушёл от дедушки и бабушки (Колобок).

  11. Хищник, съевший трёх поросят, а также Красную Шапочку и её бабушку (Волк).

5 день

Олимпиада – 2 чел. от класса





Декада русского языка в начальной школе


Цели: Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.

Задачи:

  • Привлечь всех учащихся для организации и проведении декады русского языка.

  • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.

  • Обучать детей самостоятельности и творчеству.

  • Совершенствовать навыки коллективной работы.


Девиз декады: «Мал язык, да всем телом владеет»


Сроки проведения: с 19.11.18 г. по 23.11.18 г.


23.11 - Выпуск газеты


Маршрутный лист 3 класса.


День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Конкурс рисунков

«Иностранцы».


2 день

Конкурс скороговорок

«Болтунишки».


3 день

Викторина пословиц и поговорок

«в Королевстве Ошибок».


4 день

Сочиняем стихи

«Кто-то начал, ты продолжи!»


5день

Олимпиада.




1 день.

Конкурс рисунков «Иностранцы».

Представьте себе художника – иностранца, который ещё не очень хорошо овладел русским языком, но решил изобразить на рисунках значения некоторых русских слов и выражений. Услышав слово «кузница», он решил, что это жена кузнеца, а кузнечик – его сын. Художник нарисовал семью.

Почему он неправильно понял значения слов?

Пофантазируйте и нарисуйте, что мог нарисовать такой художник к фразеологизмам: Зарубить на носу, знать назубок, кашу заварить, на лбу у него написано, как пить дать и др.


2 день.

Конкурс скороговорок «Болтунишки».

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа.

А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей – логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам Демосфен уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо.

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

Скороговорки – одно из средств выработать хорошую дикцию. Конкурс «Болтунишки» - для тех, кто умеет быстро и чётко говорить.

Скороговорки разрезаются на несколько частей.

Школьникам нужно сложить из частей скороговорку и быстро прочитать её.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Всех скороговорок не переговоришь.

Жутко жуку жить на суку.



3 день.

Викторина пословиц и поговорок «В Королевстве Ошибок».

На листе записаны пословицы и поговорки. Слова в них стоят на своих местах, а буквы перепутаны.

Ученикам нужно разгадать пословицы, решив анаграммы.

Затем учитель предлагает ребятам объяснить смысл каждой пословицы или поговорки, рассказать, в какой жизненной ситуации можно их применить.

Зубака – к ростимуд перькасту. (Азбука — к мудрости ступенька)

Шомуболь коблюра – шоеболь ваньплае. (Большому кораблю — большое плаванье)

Кев вижи – евк усьич. (Век живи — век учись)

Чиколн лоде – йлягу месло. (Кончил дело — гуляй смело)


4 день.

Сочиняем стихи «Кто-то начал, ты продолжи!»

Предлагаем детям продолжить стихотворение по началу. (Это задание можно предложить для подготовки дома.)

1. Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят …

2. На лодке по реке

Катался пёс – и вот …

3. Встречали звери Новый год,

Водили звери хоровод …

5 день

Олимпиада – 2 чел. от класса














































Маршрутный лист 4 класса.


День недели

Мероприятие

Имена самых активных учеников, победителей

1 день

Диктант «Русский язык».



2 день

Игры со словами

«Чудесные превращения слов».


3 день

Викторина пословиц и поговорок

«Кто больше».


4 день

Рассказ на одну букву.



5 день

Олимпиада.




1 день.

Диктант «Русский язык».

Диктант.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского слова. Теплотой веет от близких с детства слов: мама, земля, Родина. Русский язык помогает нам дружить и жить в мире.


2 день.

Игры со словами «Чудесные превращения слов».

Найти закономерность, по которой из крайних слов первой строки получено слово в скобках. Используя эту закономерность, записать слово в скобках второй строчки.

Парк (краб) полба парус (сажа) саржа

Торт ( … ) метла анонс ( … ) огрех

Воск (соха) фрахт канва (внук) улика

Скот ( … ) фронт холст ( … ) олень

Гамма (гимн) диван аргон (роза) гроза

Перец ( … ) клоун атлет ( … ) норма


3 день.

Викторина пословиц и поговорок «Кто больше».

Проводится соревнование индивидуально или по рядам (командам). Кто больше назовёт пословиц и поговорок, в которых есть различные цифры и числа.

Например: Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один – отрежь … .


4 день.

Рассказ на одну букву.

Школьникам предлагается в течение определённого времени (10 – 15 минут) придумать рассказ, каждое слово которого начиналось бы на одну и ту же букву русского алфавита. Обязательное условие – рассказ не должен быть бессмысленным, должен иметь какой-то сюжет. Предлоги и союзы можно употреблять любые.

Пример рассказа на букву С: Сегодня семнадцатое сентября. Сорок сусликов собрались строить столовую. Самые смышлёные стали собирать сучья и солому. Сначала смастерили столы и стулья…

Побеждает тот, у кого получится самый длинный рассказ.


5 день

Олимпиада – 2 чел. от класса