СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Недоросль комедия Фонвизина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Недоросль комедия Фонвизина»

Действующие лица комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Всяк не на своём месте – вот общая беда… Ст. Рассадин

Действующие лица комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Всяк не на своём месте – вот общая беда…

Ст. Рассадин

ЗАДАЧИ АВТОРА  1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.  2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.  3.Выяснить причины, уродующие личность.  4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).  5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.  6.Вынести на обсуждение тему воспитания.  7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

ЗАДАЧИ АВТОРА

1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

3.Выяснить причины, уродующие личность.

4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).

5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.

6.Вынести на обсуждение тему воспитания.

7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ Правила «трех единств» единство места поместье Простаковых единство времени в течение одних суток единство действия борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных  Назначение комедии: смехом казнить пороки Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья «Говорящие» фамилии персонажей Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует. Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА

ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ

Правила «трех единств»

единство места

поместье Простаковых

единство времени

в течение одних суток

единство действия

борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Назначение комедии: смехом казнить пороки

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

«Говорящие» фамилии персонажей

Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Структура драматического произведения Действие, или акт. (события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время представления делаются перерывы ( антракты). ) Явление, объявление новых персонажей Картина Сцена Весь текст составляет речь персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свои настроения и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к самому себе. Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. – возражаю, отвечаю, раскрываю). Язык автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. Язык автора в пьесе называется ремарками (от фр. – пометка, примечание).

Структура драматического произведения

  • Действие, или акт. (события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время представления делаются перерывы ( антракты). )
  • Явление, объявление новых персонажей
  • Картина
  • Сцена
  • Весь текст составляет речь персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свои настроения и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к самому себе.
  • Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. – возражаю, отвечаю, раскрываю).
  • Язык автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. Язык автора в пьесе называется ремарками (от фр. – пометка, примечание).

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге ( Вольный Российский Театр , он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок.

Действующие лица   Простаков. Гж.* Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. ** Еремеевна, мама*** Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых. * Гж. - сокращенное написание слова

Действующие лица

  • Простаков.
  • Гж.* Простакова, жена его.
  • Митрофан, сын их, недоросль. **
  • Еремеевна, мама*** Митрофанова.
  • Правдин.
  • Стародум.
  • Софья, племянница Стародума.
  • Милон.
  • Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
  • Кутейкин, семинарист.
  • Цыфиркин, отставной сержант.
  • Вральман, учитель.
  • Тришка, портной.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.
  • Действие в деревне Простаковых.
  • * Гж. - сокращенное написание слова "госпожа". В дальнейшем принято более употребительное сокращение - г-жа.
  • ** Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия.
  • *** Мама, то есть кормилица.
Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев.

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)

  • — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев.
Недоросль Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. М. учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Недоросль

  • Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. М. учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.
Непросвещенность Лень Пустые занятия Обжорство Подхалимство Неблагодарный
  • Непросвещенность
  • Лень
  • Пустые занятия
  • Обжорство
  • Подхалимство
  • Неблагодарный
Простакова жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.

Простакова

  • жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.
Грубость по отношению к другим, оскорбления, побои Невежество, неразвитость ума Цель жизни – захват добычи Хитрость, изворотливость, обман Лесть Наглость Жадность Превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.
  • Грубость по отношению к другим, оскорбления, побои
  • Невежество, неразвитость ума
  • Цель жизни – захват добычи
  • Хитрость, изворотливость, обман
  • Лесть
  • Наглость
  • Жадность
  • Превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.
Простаков Терентий  Муж Простаковой , отец Митрофана. «Простак» –протофиля, наивный человек

Простаков

Терентий

Муж Простаковой , отец Митрофана.

«Простак» –протофиля, наивный человек

Тарас Скотинин брат г-жи Простаковой , «Близость со скотиной»

Тарас Скотинин

брат г-жи Простаковой ,

«Близость со скотиной»

Скотинин Тарас  - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».

Скотинин Тарас

  • - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался.
  • Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».
  • Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».
Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Софья

  • — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Софья- « мудрость » Милон- «мил он»

Софья- « мудрость »

Милон- «мил он»

Умна, образованна Испытывает искреннее почтение к Стародуму,уважает Правдина. верна Милону насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»).
  • Умна, образованна
  • Испытывает искреннее почтение к Стародуму,уважает Правдина.
  • верна Милону
  • насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном),
  • чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»).
Правдин Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя

Правдин

Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).

Стародум

  • — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).
Стародум «любитель обычаев старины», «думающий  по-старому»

Стародум

«любитель обычаев старины», «думающий по-старому»

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА  Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.  Просвещение возвышает одну добродетельную душу.  Невежда без души — зверь.  Великий государь есть государь премудрый.  Начинаются чины — перестает искренность.  Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.  Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.  Для прихоти одного человека всей Сибири мало.  Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.  Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.  Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.  Последуй природе, никогда не будешь беден.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души — зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины — перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

Еремеевна , мама Митрофана, то есть кормилица. Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, фамилия указывает на род занятий (от «кутья» – каша с изюмом) Цыфиркин,  отставной сержант, учитель по арифметике

Еремеевна , мама Митрофана, то есть кормилица.

Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, фамилия указывает на род занятий (от «кутья» – каша с изюмом)

Цыфиркин, отставной сержант, учитель по арифметике

 ,   Вральман, учитель (от «враль» и «манн» - человек)

,

Вральман, учитель

(от «враль» и «манн» - человек)

Интересные факты   Существует легенда, что после премьеры  «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл  князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не  напишешь». Однако, по утверждению  историков,  Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не  было в тот момент в Петербурге. По другой версии,  эти слова принадлежат Державину, а не князю  Потёмкину.  Во время обучения в Нежинской гимназии  Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях  роль Простаковой.

Интересные факты

  • Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
  • Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!