СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорные конспекты к уроку по Фонвизину Д.И. "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю и ученикам обобщить материал по комедии Фонвизина "Недоросль"

Просмотр содержимого документа
«Опорные конспекты к уроку по Фонвизину Д.И. "Недоросль"»

Денис Иванович Фонвизин Комедия «Недоросль» (1782)

Смысл названия

В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл

Митрофан

Недоросль в умственном

отношении: не знает ни арифметики, ни географии,

не может отличить

прилагательное от существительного

Недоросль в моральном

отношении: не умеет уважать достоинство

других людей

Недоросль в гражданском

смысле: не дорос до понимания своего долга перед

государством: «Ну что для отечества может выйти из

Митрофанушки?..»

(Стародум)


Система персонажей комедии

Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ

Положительные герои

Отрицательные герои

Воспитатели

Софья;

Стародум;

Правдин;

Милон

Простакова;

Простаков;

Скотинин;

Митрофан

Еремеевна;

Цыфиркин;

Кутейкин;

Вральман

Особенности творческого метода в комедии

Черты классицизма

- принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга;

- характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор;

- соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);

- сюжет строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;

- строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;

- говорящие имена и фамилии;

- статичность героев (их характеры не меняются)


Жанровое своеобразие

Комическое приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии

Фонвизин явился создателем общественной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии

получило философскую интерпретацию

Изменилась функция резонера классической драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы

Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план и приобрела вспомогательное значение

Отрицательные герои

Простакова

Значение имени

От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

Черты характера

- Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.

- Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.

- Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.

- Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его

Воспитание и образование

Простаковой

- Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.

- Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей.

- Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.

- Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний

Неоднозначность образа

- В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.

- Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания

Функции в развитии сюжета

- До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.

- В доме Простаковой происходит действие комедии.

- Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана.

- Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном

Простакова

- «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали».

- «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

- «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

- «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

- «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?»

- «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

- Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»

Правдин о Простаковой

- «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

- «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану)

Софья о Простаковой

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»


Скотинин

Значение имени

Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой

стороны, характеризует его как грубого, подлого человека

Черты характера

- Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток,

чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).

- Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).

- Умственно не развитый.

- Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)

Воспитание

- Воспитывался в той же среде, что и Простакова.

- Кичится своей необразованностью

Функции в развитии сюжета

- Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.

- В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым






Митрофан

Значение имени

В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания

Черты характера

- Избалованный, капризный, эгоистичный.

- Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.

- Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.

- Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне.

- В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.

- Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин)

Воспитание и образование

- Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.

- Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».

- Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой

Функции в развитии сюжета

- Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.

- Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов

Простаков

- Наименее разработанный персонаж комедии.

- Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам.

- Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы

Положительные герои Стародум

Значение имени

Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе

Черты характера

- Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».

- Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).

- Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).- Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе

Критика двора и монарха

- «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».

- «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».

- «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».

- «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».- Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны»

Наставления Стародума Софье

- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».- «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».

- «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

- «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».- «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек»

Воспитание и образование

- «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».

- «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

Функции в развитии сюжета

- С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.

- Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев

- Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон — одно лицо.

- Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии


Правдин

Значение имени

Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»

Деятельность Правдина

- Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.

- Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»

Функции в развитии сюжета

В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами

Милон

Характеристика

- Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.

- Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.

- «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»

Функции в развитии сюжета

- Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана.

- Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.

- Спасает Софью от похищения

Софья

Значение имени

В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)

Характеристика

- Скромная, благоразумная, добродетельная.

- Является воплощением «добродетели в руках порока».

- Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры

(«Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).

- Уважает старших

Функции в развитии сюжета

- Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.

- Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии.

- В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку

Воспитатели

Еремеевна

- «Мама», т. е. кормилица Митрофана.

- Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.

- За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

- Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства

Пафнутьич Цыфиркин

- Учитель математики, бывший солдат.

- Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело.

- Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился:

«Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».

Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

Сидорыч Кутейкин

- Учитель русского и церковнославянского языков.

- Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ:

«Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».

- Хитер, жаден, за что в финале наказывается

Вральман

- Учитель истории, немец.

- Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя.

- То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей



Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...

Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.


Митрофан с Еремеевной отходят.


В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4. По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.


С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?








Тест

Фонвизин «Недоросль»

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.


В1. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В2. Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В4. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:

«Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?

В5. Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

В6. Укажите фамилию героини пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».


С1. Почему Д.И.Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?

С1. Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.

С2. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?



Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? *


* "Указ о вольности дворянской", изданный в 1762 году Петром III,

предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворян

от обязательной службы государству. Простакова же понимает указ как

разрешение дворянам делать все, что им захочется.


Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и

деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой

Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову.

Г-жа Простакова. Все теряю. Совсем погибаю!

Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...

Стародум (указывая на Милона). Вон он.

Скотинин. Ага! Так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...

Правдин. Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.

Скотинин. Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей ...

Правдин. Побольше любили, или б, по крайней мере...

Скотинин. Ну...

Правдин. Хоть не трогали.

Скотинин (отходя). Хоть не трогали.


В1. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?

В2. Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3. Какому литературному направлению принадлежит реализованное в этой пьесе требование соблюдение единства времени, места и действия.

В4.Фрагмент передаёт речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?

В5. Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона – Напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.

В6. Реплика Правдина «Мастерица толковать указы» употребляется в речи как законченное умозаключение, краткое суждение, высказанное в образной форме. Как называются подобные суждения?


С1. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения.

С2. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе 19 века? Укажите авторов и название произведений.



Тест Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова. А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...

Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.

Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.

Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.

Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы.

Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?

Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.

Милон. Чем же ты питаешься?

Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец, поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.

Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.

Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?

Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».

Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?

Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.

Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.

Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!

Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».

Правдин. Ну, а еще где?

Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.

Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.

В1. Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д.И.Фонвизин?

В2. Определите жанр произведения. В3. Установите соответствие между тремя персонажами и их функциональной значимостью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

А) ЦЫФИРКИН

Б) ПРАВДИН

В) ВРАЛЬМАН


1) просветитель, пропагандист высоких моральных ценностей

2) домашний учитель

3) учитель-иностранец

4) профессиональный педагог

В4. Установите соответствие между тремя персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерение по отношению к Софье. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

НАМЕРЕНИЯ

А) Г-ЖА ПРОСТАКОВА

Б) МИТРОФАН

В) МИЛОН


1) готов жениться на Софье из-за любви к свинкам

2) мечтает прибрать к рукам деньги Софьи

3) искренне любит Софью

4) предпочитает женитьбу учению


В5. Автор наделяет учителей Митрофанушки особого рода фамилиями. Каким термином принято обозначать такие фамилии, как Цыфиркин, Кутейкин?

В6. Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин (к Кутейкину), Правдин (в сторону), Правдин (к г-же Простаковой)?

В7. В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами». Каков источник этой неточной цитаты?

С1. Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?

С2. В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях 19 века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!