СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Недостатки в учебной работе и способы их устранения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация "Недостатки в учебной работе и способы их устранения" ТГПР "Молодой педагог"

Просмотр содержимого документа
«Недостатки в учебной работе и способы их устранения»

Недостатки в учебной работе и способы их устранения

Деятельность педагога

Мотивы поведения и состояния учащихся

Пути устранения недостатка

Однообразная структура урока

Притупление интереса и пытливости

Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза - основные стимулы обучения

Неприязненное отношение к требованиям учителя

Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, подталкивание или одергивание

Нервозное состояние отвечающего ученика

Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана)

Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся

Притупление интереса в учении

Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение)

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; стимулирование их интеллектуального роста

Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся

Замедление интеллектуального развития учащихся, потеря интереса к учению, необходимость преодолевать неоправданные трудности

Создание атмосферы творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении

Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)

Противопоставление себя классу

Конфронтация с учителем

Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение одного метода (словесного, иллюстративного и пр.)

Снижение интереса

 

к информации учителя

Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов

Неумелое использование наглядных пособий

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову)

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Ознакомление учащихся с критериями оценок

Перегрузка учащихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор дополнительной информации

Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру.

Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление обязательной информации

с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия

(в особых случаях)

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову)

Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися

проявление невнимания к одаренным детям;

проявление невнимания к отстающим детям;

предъявление непосильных требований к учащимся;

необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;

нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;

проявление фактов грубого обращения с детьми;

стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - ученик»;

неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;

незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;

невыполнение данных учащимся обещаний;

неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;

излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;

жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями

неуважение к опыту и мудрости старших;

бестактность в обращении со старшими;

стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;

пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;

неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;

обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.

Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой

необъективная оценка результатов работы своих товарищей;

отсутствие критического отношения к поведению товарищей;

нетребовательность друг к другу;

неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).

Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя

стремление переложить порученное дело на другого;

невыполнение прямых обязанностей;

отсутствие инициативы и творческого начала в работе;

недисциплинированность;

нарушение норм и правил этикета.

Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе

недостаточное знание предмета и методики изложения;

неумение управлять своим состоянием;

отсутствие навыков общения;

неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;

неумение правильно действовать в различных ситуациях;

медленная реакция, рассеянность на уроке;

мышечные зажимы, скованность.

Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей

самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;

формальное отношение к выполнению своих обязанностей;

категоричность суждений.

Затруднения учителей в подготовке современного урока

Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

Причины этих трудностей

Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

Третья. На молодых учителях, как ни странно, лежит «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.

Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!