СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неэффективные виды родительского влияния и их последствия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ  ВИДЫ  РОДИТЕЛЬСКОГО  ВЛИЯНИЯ И  ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Просмотр содержимого документа
«Неэффективные виды родительского влияния и их последствия»

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЛИЯНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ



Вид влияния

Психологический смысл

Чувства, состояния и реакции ребенка

Приказ, команда, распоряжение

Направлены на обесценивание чувств или потребностей ребенка («Мне наплевать, что ты хочешь делать, сию же минуту домой!»).

Выражают неприятие ребенка таким, каков он есть в данный момент («Перестань вертеться»).

Неверие в рассудительность или компетентность ребенка

(«Не трогай эту тарелку!», «Не подходи к своему младшему брату»).

Угрожают ребенку («Иди к себе в комнату, а если не пойдешь – я заставлю тебя это сделать»).

Вынужденное согласие с чувствами или потребностями родителя.

Страх перед властью родителя.

Чувство обиды или негодования.

Чувство враждебности.

Сопротивление и отпор.

Предупреждение, предостережение, угроза

Нацелены на то, чтобы заставить ребенка бояться и подчиняться («Если ты еще раз так сделаешь, то ты об этом пожалеешь»).

Неуважение потребностей и желаний ребенка («если ты не перестанешь стучать по этому барабану, я на тебя рассержусь»).

Страх. Вынужденное подчинение власти родителя. Чувство негодования. Чувство враждебности.

Иногда может быть показное безразличие и неподчинение («Мне все равно, что будет. Я все равно буду делать по-своему»).

Увещевание, наставление, проповедь

Давят властью внешнего авторитета, долга или обязанности («Ты должен делать не то, что ты считаешь правильным, а то, что принято считать правильным»).

Зарождают у ребенка сомнения в его рассудительности и способности оценивать поступки других людей («Ты не должен так рассуждать», «Ты должен уважать всех своих учителей!»).

На все эти «должен», «обязан», и «необходимо» дети реагируют сопротивлением и еще более яростной защитой своих позиций.

Чувство вины. Ощущение, что он «плохой».

Чувство неспособности оценивать поступки убеждения других людей.

Совет, предложение готовых решений

Недооценивание рассудительности ребенка.

Неверие в его способность находить собственные решения.

Отношение к ребенку с чувством своего превосходства («Мы с мамой знаем, что лучше»)

Чувство зависимости, нежелание думать самому («Что я должен сделать, папа?»)

Ощущение, что родитель его не понимает («Если бы ты знал, что я на самом деле чувствую, ты бы этого не предложил»).

Негативная реакция протеста («Я не хочу, чтобы мне указывали, что я должен делать!»).

Ребенок может просто отказаться от высказывания и развития собственных идей.




Вид влияния

Психологический смысл

Чувства, состояния и реакции ребенка

Поучение, логическая аргументация

Унижают ребенка. Указывают ему на его место. Подчеркивают то, что он не прав. («Ты всегда думаешь, что все знаешь»)

Свидетельствуют о высокомерном отношении к ребенку

Защищается, отстаивает свою позицию до конца («Твои слова меня не убеждают»).

Чувство ненависти к родительским поучениям и лекциям («Их несет все дальше и дальше, а я должен сидеть и все это выслушивать»)

Крайне резкое опровержение родительских аргументов («Ты слишком стара, чтобы знать, что вокруг происходит», «Твои идеи устарели»).

Намеренное игнорирование фактов («Со мной такое не случится», «Мне наплевать», «Ну и что?»)

Осуждение, критика, несогласие, порицание

Эти сообщения больше, чем другие, формируют у ребенка представление о самом себе, как о глупом, недостойном, плохом.

Как судит о ребенке родитель, так будет судить о себе и он сам.

Занимает «оборонную позицию» единственно с целью защиты своего собственного представления о себе.

Ответная критика («Я видел как ты делал то же самое»).

Скрытность, утаивание от родителей своих истинных чувств («Если бы я рассказала им об этом, они бы меня так раскритиковали!»)

Ощущение того, что он плохой и нелюбимый («Я часто слышал, что я плохой, что теперь и сам начал чувствовать, какой я плохой»).

Обзывание, высмеивание, посрамление

Разрушают представление ребенка о самом себе.

Заставляют его чувствовать себя недостойным, нелюбимым.

Отпор родителю («А сам-то ты какой?», «И ты меня называешь ленивой!»)

Чувство несправедливости, оправдывание себя («Я вовсе не выгляжу вульгарной с этой помадой. Это несправедливо.)

Допрос, «зондирование»

Свидетельствуют о недоверии, подозрении или сомнении в ребенке

(«Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»)

ограничивают свободу общения.

Ответная подозрительность («Почему ты меня об этом спрашиваешь?», «К чему ты клонишь?»).

Ощущение грозы, если непонятно, почему задаются такие вопросы.

Нежелание делиться с родителями своими проблемами («Если я поделюсь этим с родителями, они сразу начнут мне советовать»).

Интерпретация, анализ, постановка «диагноза»

Стремление узнавать истинные мотивы поведения ребенка, желание «раскусить» его, «влезть в душу».

Чувство превосходства над ребенком («Ты думаешь, что так много знаешь»)

Чувство смущения от того, что его видят насквозь /если интерпретация правильная/. («Ты не ходишь на свидания, потому что ты слишком застенчивая»).

Обида на несправедливое обвинение / если анализ или интерпретация неверные/. («Я вовсе не ревную, ревновать – глупо!»).

Пропадает желание общаться с родителями в дальнейшем.

Уход в сторону, отшучивание, отвлечение внимания

Показывают, что родитель не интересуется ребенком, не уважает его чувства или попросту отвергает его.

Чувство обиды. Чувство отверженности. Состояние тревоги по поводу отложенной проблемы. В последствии – возврат чувств, связанных с нерешенным вопросом, с удвоенной силой.

Желание поделиться своими проблемами не дома, а где-нибудь в другом месте.