Вид влияния | Психологический смысл | Чувства, состояния и реакции ребенка |
Приказ, команда, распоряжение | Направлены на обесценивание чувств или потребностей ребенка («Мне наплевать, что ты хочешь делать, сию же минуту домой!»). Выражают неприятие ребенка таким, каков он есть в данный момент («Перестань вертеться»). Неверие в рассудительность или компетентность ребенка («Не трогай эту тарелку!», «Не подходи к своему младшему брату»). Угрожают ребенку («Иди к себе в комнату, а если не пойдешь – я заставлю тебя это сделать»). | Вынужденное согласие с чувствами или потребностями родителя. Страх перед властью родителя. Чувство обиды или негодования. Чувство враждебности. Сопротивление и отпор. |
Предупреждение, предостережение, угроза | Нацелены на то, чтобы заставить ребенка бояться и подчиняться («Если ты еще раз так сделаешь, то ты об этом пожалеешь»). Неуважение потребностей и желаний ребенка («если ты не перестанешь стучать по этому барабану, я на тебя рассержусь»). | Страх. Вынужденное подчинение власти родителя. Чувство негодования. Чувство враждебности. Иногда может быть показное безразличие и неподчинение («Мне все равно, что будет. Я все равно буду делать по-своему»). |
Увещевание, наставление, проповедь | Давят властью внешнего авторитета, долга или обязанности («Ты должен делать не то, что ты считаешь правильным, а то, что принято считать правильным»). Зарождают у ребенка сомнения в его рассудительности и способности оценивать поступки других людей («Ты не должен так рассуждать», «Ты должен уважать всех своих учителей!»). | На все эти «должен», «обязан», и «необходимо» дети реагируют сопротивлением и еще более яростной защитой своих позиций. Чувство вины. Ощущение, что он «плохой». Чувство неспособности оценивать поступки убеждения других людей. |
Совет, предложение готовых решений | Недооценивание рассудительности ребенка. Неверие в его способность находить собственные решения. Отношение к ребенку с чувством своего превосходства («Мы с мамой знаем, что лучше») | Чувство зависимости, нежелание думать самому («Что я должен сделать, папа?») Ощущение, что родитель его не понимает («Если бы ты знал, что я на самом деле чувствую, ты бы этого не предложил»). Негативная реакция протеста («Я не хочу, чтобы мне указывали, что я должен делать!»). Ребенок может просто отказаться от высказывания и развития собственных идей. |
Вид влияния | Психологический смысл | Чувства, состояния и реакции ребенка |
Поучение, логическая аргументация | Унижают ребенка. Указывают ему на его место. Подчеркивают то, что он не прав. («Ты всегда думаешь, что все знаешь») Свидетельствуют о высокомерном отношении к ребенку | Защищается, отстаивает свою позицию до конца («Твои слова меня не убеждают»). Чувство ненависти к родительским поучениям и лекциям («Их несет все дальше и дальше, а я должен сидеть и все это выслушивать») Крайне резкое опровержение родительских аргументов («Ты слишком стара, чтобы знать, что вокруг происходит», «Твои идеи устарели»). Намеренное игнорирование фактов («Со мной такое не случится», «Мне наплевать», «Ну и что?») |
Осуждение, критика, несогласие, порицание | Эти сообщения больше, чем другие, формируют у ребенка представление о самом себе, как о глупом, недостойном, плохом. Как судит о ребенке родитель, так будет судить о себе и он сам. | Занимает «оборонную позицию» единственно с целью защиты своего собственного представления о себе. Ответная критика («Я видел как ты делал то же самое»). Скрытность, утаивание от родителей своих истинных чувств («Если бы я рассказала им об этом, они бы меня так раскритиковали!») Ощущение того, что он плохой и нелюбимый («Я часто слышал, что я плохой, что теперь и сам начал чувствовать, какой я плохой»). |
Обзывание, высмеивание, посрамление | Разрушают представление ребенка о самом себе. Заставляют его чувствовать себя недостойным, нелюбимым. | Отпор родителю («А сам-то ты какой?», «И ты меня называешь ленивой!») Чувство несправедливости, оправдывание себя («Я вовсе не выгляжу вульгарной с этой помадой. Это несправедливо.) |
Допрос, «зондирование» | Свидетельствуют о недоверии, подозрении или сомнении в ребенке («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?») ограничивают свободу общения. | Ответная подозрительность («Почему ты меня об этом спрашиваешь?», «К чему ты клонишь?»). Ощущение грозы, если непонятно, почему задаются такие вопросы. Нежелание делиться с родителями своими проблемами («Если я поделюсь этим с родителями, они сразу начнут мне советовать»). |
Интерпретация, анализ, постановка «диагноза» | Стремление узнавать истинные мотивы поведения ребенка, желание «раскусить» его, «влезть в душу». Чувство превосходства над ребенком («Ты думаешь, что так много знаешь») | Чувство смущения от того, что его видят насквозь /если интерпретация правильная/. («Ты не ходишь на свидания, потому что ты слишком застенчивая»). Обида на несправедливое обвинение / если анализ или интерпретация неверные/. («Я вовсе не ревную, ревновать – глупо!»). Пропадает желание общаться с родителями в дальнейшем. |
Уход в сторону, отшучивание, отвлечение внимания | Показывают, что родитель не интересуется ребенком, не уважает его чувства или попросту отвергает его. | Чувство обиды. Чувство отверженности. Состояние тревоги по поводу отложенной проблемы. В последствии – возврат чувств, связанных с нерешенным вопросом, с удвоенной силой. Желание поделиться своими проблемами не дома, а где-нибудь в другом месте. |