Методический практикум-2019
Неформальные творческие объединения участников образовательного процесса в реализации проектов в рамках внеурочной деятельности
Новая цель образования :
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон «Об образовании РФ»).
В настоящий момент, Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования.
В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны , укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Кризисные проявления социально-психологической адаптации
Изменения в самосознании (заниженная или завышенная самооценка, нарушения в самоотношении, полоролевой идентичности, саморегуляции и пр.), психосоматические заболевания, рост конфликтности, агрессивности и раздражительности, нарушения межличностных отношений.
Нарастание отчуждения и аномии, следствием чего являются различные формы бегства от действительности (алкоголизм, наркомания, участие в сектантских движениях, бездомность, суициды).
Снижение работоспособности, депрофессионализация,
Конфликтность в семейных отношениях.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Основная цель внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Актуальность
- В контексте социально-значимых проблем, наша работа носит актуальный характер.
Необходимо обеспечить современного молодого человека эффективными инструментами адаптации в окружающем его мире, научить самостоятельно развиваться и успешно строить свое будущее. Недаром древняя китайская мудрость гласит: «НЕ ДОСТАТОЧНО ВСТАТЬ, НАДО ЕЩЕ И ПРОСНУТЬСЯ».
- И таким инструментом мы видим теорию М.М.Бахтина «Диалог культур», реализуемую через поликультурное пространство образования, в системе духовно-нравственного воспитания.
Наиболее значимые сферы социально-психологической адаптации: личностная, социальная, производственная, семейная.
Результат социологического опроса.
11%-
Мир
одиноких
людей
35% - мир
равнодушных людей
54 % - мир конфликтов
Природа кризисных явлений
- Конфликт.
- В контексте социальной адаптации принято говорить о конструктивных и деструктивных конфликтах, где речь идет не о природе самого конфликта, а о тех или иных способах поведения человека в конфликтной ситуации и возможных последствиях конфликтного взаимодействия .
- В связи с этим важно научиться замечать и определять настроение и состояние другого; уметь слушать, вникая в суть, слов собеседника, и точно выражать собственные чувства и мысли; быть доброжелательным, чутким, тактичным и внимательным.
- На вопрос: Чтобы решить конфликт, человек должен обладать… получены следующие ответы:
- 87% - обладать умом
- 10% - обладать силой
- 3% - умением драться
- Агрессия. Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения.
- Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору, но зачастую не владеют реальным инструментом защиты. На вопросы нашего исследования были получены результаты:
- Испытывали ли Вы на себе чье-либо агрессивное поведение – 34%
- Испытываете ли Вы сами агрессивные состояния – 67%
Городская среда. Особенности урбанистических условий жизни человека не отвечают потребностям, сформированным в процессе многовековой его адаптации к природной среде. В искусственных ландшафтах естественным путем не складываются устойчивые, веками проверенные благоприятные для человека стереотипы поведения.
Стрессы. Эмоциональные стрессы — тяжелые переживания жизненных ситуаций, остро и длительно ограничивающие социальные и биологические потребности человека.
- Ответы на вопросы, связанные со стрессами:
- 84% - испытывают стрессы постоянно
- 43% - стрессы связаны с учебным процессом
- 56% - стрессы, связанные с отношениями со сверстниками
- 38% - стрессы, связанные с ситуацией в семье
- 73% - не знают, как справляться со стрессами
Здоровье. Европейская цивилизация декларирует жизнь как величайшую личную ценность, а на деле ничего не делает для того, чтобы сохранить, улучшить свое состояние или хотя бы не наносить ему вреда. Причины этого — невежество, недостаток общей культуры, неумение правильно, в соответствии со своими возможностями организовать свою жизнь.
- Результаты социологического опроса:
- 92% - оценивают жизнь как ценность
- 65% - задумываются о состоянии своего здоровья
- 19% - занимаются спортом постоянно, не учитывая уроков физ-ры
- 25% - постоянно посещают культурные мероприятия в городе
Пути выхода из кризиса. Мыслители Римского клуба видят его в усилении воспитания гуманистических, культорологических начал в жизни как отдельного индивида, так и общественных образований. Поиск такого начала привел нас к концепции М.М.Бахтина «Диалог культур».
Концепция «Диалог Культур» М.М.Бахтина
- Философско-педагогический подход развития образования как культуросообразной основы жизнедеятельности современного молодого человека опирается на идеи "диалога культур", изложенные в работе современного философа М.М. Бахтина:
- 1. Всеобщность диалога, как основа взаимопонимания
- 2. В конце XX века "выявлена множественность культур (европейская, азиатская...) и их несводимость друг к другу".
- 3. Высшая ценность индивидуальности, собственного Я.
- 4. Умение жить в диалоге "Я и Другое" является важнейшим условием выживания.
Создать специальное пространство, в рамках которого
действовала бы разветвленная сеть ученических сообществ
разных по своему устройству, по направлению деятельности,
по характеру взаимодействия школьников друг с другом и
со взрослыми, но одинаково развивающих и
культуросообразных.
Дать подростку возможность осуществлять
собственные общественно-значимые проекты.
Создать условия для самоопределения подростков относительно
их будущего образа жизни, их места в общественной
структуре и для осознанного выбора профессии.
«Компания Нескучных»
Михайленко Е.А. – старшая вржатая
Долотказина М.Х.-учитель физики
Майбах А.П. – учитель истории
Воробьева Л.В. – учитель информатики
Шматкова Я.В.- зам.директора по ВР
Березовская Е.А.- учитель нач.классов
Смекалин В.В.- учитель информатики
«Почему Вы в составе «Компании Нескучных»?
- Хочется жить интересно…
-Хочется быть всегда молодым…
-Так много хочется успеть…
-Школа для нас – действительно жизнь, здесь интересно, весело жить…
-Есть очень интересные дети, хочется быть другом для них…
-Иногда надо, чтобы ученики и учителя увидели друг друга вне классной аудитории…
-Надо провести мероприятие, как заинтересовать всех участников – ищу точки соприкосновения…
Система духовно-нравственного воспитания в гимназии
Духовно-нравственное воспитание
- процесс формирования:
- - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- - нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),
- - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Школьное самоуправление
как направленное
совместное действие для:
Образование как
социокультурная система
Осуществления
общественно-значимой
деятельности
Преемственность
культурных норм
Поликультурное
пространоство
гимназии
Развитие гражданского
отношения к себе
и обществу
Преемственность
духовных ценностей
Формирования
готовности заботиться
об окружающем мире
Преемственность
нравственных идеалов
Освоения
взрослого общества
ФГОС
- Основной документ, который регламентирует всю работу в гимназии, в том числе и духовно-нравственное воспитание – это образовательная программа. В образовательные программы НОО и ООО входит такие разделы, как Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программа воспитания и социализации.
Цель системы воспитания
- создание оптимальных условий для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации в условиях расширения эффективного социо-культурного взаимодействия гимназии и поликультурной среды общества.
Основные направления системы воспитания:
- Гражданско-патриотическое
- Нравственно-этическое
- Трудолюбие
- Экологическое
- Нравственно-эстетическое
Темы игры-путешествия «Родник» по годам:
- 1 класс «Я и Россия»
- 2 класс «Я и край»
- 3 класс «Я и город»
- 4 класс «Я и семья»
Посвящение в гимназисты
КТД
Подари ребенку праздник
Фотокросс
Битва хоров
Названия секций, кружков и др.
Направления
5а
Духовно-нравственное
Проект "Уроки нравственности"
5б
Проект "Добрый ветер" (волонтерское движение)
Социальное
5в
1
Пресс-центр
6а
0,5
1
6б
Профориентация
1
0,5
0.5
ППБ
6в
0,5
0.5
0.5
0,5
7а
0.5
ПДД
0,5
0.5
"Юный командир"
0,5
7б
Общеинтеллектуальное
0.5
7в
0.5
Предметные недели
0.5
0.5
0,5
7о
НОУ
0.5
0,5
0,5
0.5
0.5
Шахматы
0.5
0.5
0,5
0,5
0.5
8а
0,5
8б
Развитие позавательных способностей
0.5
0.5
0,5
0,5
Общекультурное
0.5
0,5
8в
0.5
Экскурсии в музей, выходы в кино, театр
0,5
0,5
0.5
0.5
0.5
0,5
9а
0.5
"Многогранник школьных дел"
0,5
0,5
0,5
0.5
0,5
Творчество
0.5
9б
0.5
0.5
0.5
0,5
1
0,5
0,5
0.5
Классные часы
1
0,5
0,5
1
0.5
9в
0.5
0.5
0,5
1
1
видеошкола "Сороки"
0.5
0,5
1
0.5
0.5
0,5
0.5
0,5
9о
1
Всего
0.5
1
0,5
Спортивно-оздоровительное
Вокальная студия "Планета детства"
1
0.5
0,5
0,5
0.5
0.5
1
0,5
Школьная спартакиада, Президентские состязания
0.5
1
0.5
0.5
1
2
0.5
0,5
1
0,5
1
0.5
1
0.5
Мероприятия ФСК "Прайм"
1
2
0.5
1
1
3
1
0,5
0,5
1
0,5
0.5
1
1
0.5
Баскетбол
0,5
1
2
1
0,5
0.5
0.5
1
0.5
1
0,5
8,5
1
1
0.5
0.5
Волейбол
0.5
0,5
1
0,5
1
1
0,5
8,5
0,5
0,5
1
1
1
0.5
Экологическая грамотность (реализация программы "Здоровье")
1
0,5
4
0.5
0.5
1
0,5
9
0,5
1
0.5
1
1
0.5
0,5
0.5
1
0,5
10
0,5
1
9
1
0,5
2
1
0.5
0,5
10
1
0,5
4
1
0,5
1
1
0,5
10
9
0,5
0.5
1
1
1
1
1
7,5
1
1
1
0,5
1
10
0,5
1
10
1
0,5
1
1
1
1
0,5
1
1
0,5
1
2
10
1
1
0,5
1
1
10
1
9
1
0,5
10
1
0,5
1
18
1
1
1
4
1
1
0,5
10
10
1
0,5
18
1
0,5
1
1
1
10
10
1
10
0,5
1
1
3
10
18
0,5
1
10
7
1
4
10
10
2
10
9
170
План внеурочной деятельности
Весенняя городская интенсивная художественно-эстетическая школа
- 2012г. «Школа молодого архитектора» .Результат – архитектурный проект.
- 2013г. «Путешествие в страну Вообразилию» - школа, где целью ставилось получение детьми итогового продукта деятельности – мультфильма «Город на оленьей тропе» по предложенному сценарию.
- 2014г. «Солнечный круг». Итогом стало красочное театрализованное музыкальное представление, в котором приняли участие все дети
Весенняя городская интенсивная художественно-эстетическая школа
- 2015г. «Краски памяти. Краски Победы». В итоге работы в технике плаката, прорезной бумагопластики, скрапбукинга были собраны в панорамную композицию, посвященную Великой Победе.
- 2016г. «Город мастеров». Итогом стала ярмарка со скоморохами, народными танцами, где дети представляли свои изделия и дарили их гостям.
- 2017г. «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мир!». Итогом изучения стало выполнение в понравившейся технике конкурсного рисунка, посвященного защите мира на Земле.
Взаимодействие с социумом
№
Организации
1.
Мероприятия
Учреждения дополнительного образования
2.
Творческие объединения на базе гимназии, совместная концертная и проектная деятельность, участие в конкурсах различного уровня
Учреждения спортивной направленности
3.
Спортивные объединения на базе гимназии, участие в спортивных соревнованиях различного уровня, пропаганда здорового образа жизни
Учреждения культуры
4.
5.
Традиционные религиозные организации
Посещение мероприятий, совместная социо-культурная и проектная деятельность, участие в конкурсах
Совместная организация и проведение традиционных национальных праздников, участие в выставках конкурсах
Общественное объединение воинов-интернационалистов, военкомат, воинская часть, общественная организация ветеранов ВОВ
6.
совместная организация и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности, социально-культурных акций
Музей, Заповедник Большой Арктический
7.
совместная организация и проведение мероприятий экологической направленности, социально-культурных акций
Молодежный центр, организация «Нескучные люди»
8.
Участие в социально-культурных акциях
Шефы: НПТ
совместная организация и проведение мероприятий различной направленности, социально-культурных акций, профориентационная работа, участие в соуправлении
Проект «Идем в библиотеку» «От маленького писателя – к большому читателю»
Способность
творческой
самореализации
в разнообразной
деятельности.
Объективная
оценка своих
знаний и умений
Направленность
на получение
высшего
образования
Профессиональная
мотивация
получения
знаний
Высокий уровень
самоопределения
и рефлексия
Оценка результатов
- представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии ;
- приоритетными для оценки являются результаты, которые формируются в образовательном процессе (то есть те, за формирование которых несет ответственность образовательное учреждение)
Оценка результатов
- Результаты учителя и/или образовательного учреждения – это разница между результатами учеников в начале обучения ( входная диагностика ) и в конце обучения ( выходная диагностика ).
- Прирост резуль татов означает, что учителю и образовательному учреждению в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников в соответствие с современными требованиями (ФГОС).
Основные направления оценки личностных результатов
- сформированность основ гражданской идентичности личности ;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации , в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций , включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Оценка личностных результатов
1. Самоопределение:
- готовность к выбору предпрофильного и профильного образования;
- основы гражданской идентичности личности - осознание своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе(когнитивный, ценностно-эмоциональный и деятельностный компоненты);
- самооценка (когнитивный компонент: дифференцированность, рефлексивность, регулятивный компонент).
Оценка личностных результатов
2. Смыслообразование
- сформированность учебных и познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия;
- стремление к самоизменению и самосовершенствованию (приобретению новых знаний и умений, компетенций);
- мотивация достижения ;
- порождение нового личностного смысла учения на основе установления связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Оценка личностных результатов
3. Морально-этическая ориентация
- развитие морального сознания и моральной компетентности ;
- просоциальное и моральное поведение ;
- развитие моральных чувств ;
- развитие моральной самооценки .
Формы оценки личностных результатов:
- технология портфолио ;
- педагогический и психологический мониторинг ;
- мониторинг качеств воспитанности ;
- дидактические задачи ;
- контрольно-диагностические задания , построенные на основе трех составляющих (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)
Мониторинг
- Одним из предметов мониторинга является личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания .
- Для диагностики личностного роста используется Диагностика воспитанности учащихся Степанова П.В., Григорьева Д.В., Кулешовой И.В.
Ценности, рассматриваемые в диагностике
Объекты оценки личностных результатов
- Человек,
- Семья,
- Отечество,
- Земля,
- Мир,
- Знания,
- Труд,
- Культура
- ценность другого человека
- ценность своего собственного Я
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
- социальные компетенции,
- правосознание,
- способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Спасибо за внимание