СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Негрубые и однотипные ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Негрубые и однотипные ошибки»

 Негрубые, повторяющиеся и однотипные ошибки Подготовила: Бухарова Г.Н. Учитель русского языка и литературы МОУ «Полетаевская СОШ»

Негрубые, повторяющиеся и однотипные ошибки

Подготовила: Бухарова Г.Н.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Полетаевская СОШ»

Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.  К негрубым относятся ошибки:   в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, , хлебобулочный ; например: Международный астрономический союз ; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискажённом написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский

Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. К негрубым относятся ошибки:

  • в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, , хлебобулочный ; например: Международный астрономический союз ;
  • в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискажённом написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский
в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно) действующий, (болезненно)тоскливый ; в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские  в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);  в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
  • в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно) действующий, (болезненно)тоскливый ;
  • в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.   Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки !

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки !

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например: –   подскользнуться  вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс; –  без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма; –  оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); –  Покатавшись на катке, болят ноги ; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  подскользнуться  вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс;

–  без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;

–  оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

–  Покатавшись на катке, болят ноги ; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.

Грамматические ошибки   № п/п Вид ошибки 1 Примеры Ошибочное словообразование 2 Трудолю бим ый, над смехаться Ошибочное образование формы существительного 3 Многие чуд а техники, не хватает врем я Ошибочное образование формы прилагательного 4 5 Ошибочное образование формы числительного Более интереснее, красивше С пятистами рублями Ошибочное образование формы местоимения 6 Ихнего пафоса, ихи дети Ошибочное образование формы глагола 7 Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы Нарушение согласования 8 Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

1

Примеры

Ошибочное словообразование

2

Трудолю бим ый, над смехаться

Ошибочное образование формы существительного

3

Многие чуд а техники, не хватает врем я

Ошибочное образование формы прилагательного

4

5

Ошибочное образование формы числительного

Более интереснее, красивше

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

6

Ихнего пафоса, ихи дети

Ошибочное образование формы глагола

7

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

8

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей

9 10 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях 11 Он написал книгу, которая эпопея. Ошибки в построении предложения с однородными членами 12 Все были рады, счастливы и весёлые 13 Страна любила и гордилась поэтом. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 14 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство… В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами Ошибки в построении сложного предложения 15 Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Смешение прямой и косвенной речи 16 Человеку показалось то , что это сон Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента Нарушение границ предложения 17 Когда герой опомнился. Было уже поздно Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь

9

10

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

11

Он написал книгу, которая эпопея.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

12

Все были рады, счастливы и весёлые

13

Страна любила и гордилась поэтом.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

14

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство…

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами

Ошибки в построении сложного предложения

15

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

Смешение прямой и косвенной речи

16

Человеку показалось то , что это сон

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

Нарушение границ предложения

17

Когда герой опомнился. Было уже поздно

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь

К числу наиболее типичных грамматических ошибок  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:    1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет );  2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...даёт.., учит... );  3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие );  4) ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя );  5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут ).   Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов .

К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет ); 2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...даёт.., учит... ); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие ); 4) ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя ); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут ). Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов .

Речевые ошибки  Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устранённая контекстом многозначность.

Речевые ошибки

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устранённая контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие: 1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» ( взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь ), а глагол заглянуть ( быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь , взглянуть с целью узнать , выяснить что-нибудь ), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»); 2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним знакомо );  Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это  нам не  импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
  • К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
  • 1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» ( взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь ), а глагол заглянуть ( быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь , взглянуть с целью узнать , выяснить что-нибудь ), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  • 2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним знакомо );

Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);

3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы:  В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый » и « мажорный » антонимами не являются; 4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
  • 3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый » и « мажорный » антонимами не являются;
  • 4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Речевые ошибки   № п/п Вид ошибки 1 2 Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 3 Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста Мое отношение к этой проблеме не  поменялось. Неразличение синонимичных слов 4 Были приняты эффектные меры В конечном предложении автор применяет градацию Употребление слов иной стилевой окраски 5 Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного  в другую колею Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 6 Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удаётся объегорить других

Речевые ошибки

п/п

Вид ошибки

1

2

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

3

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста

Мое отношение к этой проблеме не  поменялось.

Неразличение синонимичных слов

4

Были приняты эффектные меры

В конечном предложении автор применяет градацию

Употребление слов иной стилевой окраски

5

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

6

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других

7 8 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает  впечатление. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм; 9 10 Автор использует художественные особенности (вместо средства ) речевая недостаточность Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) 11 Неоправданное повторение слова В этом рассказе рассказывается о реальных событиях Молодой юноша, очень прекрасный Привлечь  читателей к данной проблеме Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного Бедность и однообразие синтаксических конструкций 12 Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в  своём воображении

7

8

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм;

9

10

Автор использует художественные особенности (вместо средства )

речевая недостаточность

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

11

Неоправданное повторение слова

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях

Молодой юноша, очень прекрасный

Привлечь читателей к данной проблеме

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в  своём воображении

                В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:   Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов» ; Они потеряли на войне двух единственных сыновей .

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов» ; Они потеряли на войне двух единственных сыновей .

Грамматико-синтаксические ошибки нарушение связи между подлежащим и сказуемым:  Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность );   ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях):  неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ; неправильное построение сложносочинённого предложения:  Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .

Грамматико-синтаксические ошибки

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым:  Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность );
  • ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях):
  • неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ;
  • неправильное построение сложносочинённого предложения:  Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .
Ошибки фактические (фоновые)   1) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, например: « Гёте – французский писатель », « Даниил Гранин написал «Розу мира») ;  « Столица США – Нью-Йорк », « Ленский вернулся в своё имение из Англии »;   2) неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

Ошибки фактические (фоновые)

1) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, например: « Гёте – французский писатель », « Даниил Гранин написал «Розу мира») ; « Столица США – Нью-Йорк », « Ленский вернулся в своё имение из Англии »;

2) неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!