Негрубые, повторяющиеся и однотипные ошибки
Подготовила: Бухарова Г.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Полетаевская СОШ»
Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. К негрубым относятся ошибки:
- в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, , хлебобулочный ; например: Международный астрономический союз ;
- в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискажённом написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский
- в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно) действующий, (болезненно)тоскливый ;
- в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки !
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги ; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.
Грамматические ошибки
№ п/п
Вид ошибки
1
Примеры
Ошибочное словообразование
2
Трудолю бим ый, над смехаться
Ошибочное образование формы существительного
3
Многие чуд а техники, не хватает врем я
Ошибочное образование формы прилагательного
4
5
Ошибочное образование формы числительного
Более интереснее, красивше
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения
6
Ихнего пафоса, ихи дети
Ошибочное образование формы глагола
7
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Нарушение согласования
8
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей
9
10
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
11
Он написал книгу, которая эпопея.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
12
Все были рады, счастливы и весёлые
13
Страна любила и гордилась поэтом.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
14
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Читая текст , возникает такое чувство…
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами
Ошибки в построении сложного предложения
15
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
Смешение прямой и косвенной речи
16
Человеку показалось то , что это сон
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента
Нарушение границ предложения
17
Когда герой опомнился. Было уже поздно
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет ); 2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...даёт.., учит... ); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие ); 4) ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя ); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут ). Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов .
Речевые ошибки
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устранённая контекстом многозначность.
- К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
- 1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» ( взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь ), а глагол заглянуть ( быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь , взглянуть с целью узнать , выяснить что-нибудь ), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
- 2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблён его синоним знакомо );
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место ; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
- 3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый » и « мажорный » антонимами не являются;
- 4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Речевые ошибки
№ п/п
Вид ошибки
1
2
Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
3
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Неразличение синонимичных слов
4
Были приняты эффектные меры
В конечном предложении автор применяет градацию
Употребление слов иной стилевой окраски
5
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
6
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других
7
8
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм;
9
10
Автор использует художественные особенности (вместо средства )
речевая недостаточность
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
11
Неоправданное повторение слова
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
Молодой юноша, очень прекрасный
Привлечь читателей к данной проблеме
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
12
Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов» ; Они потеряли на войне двух единственных сыновей .
Грамматико-синтаксические ошибки
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность );
- ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника ; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях):
- неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста ;
- неправильное построение сложносочинённого предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве .
Ошибки фактические (фоновые)
1) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, например: « Гёте – французский писатель », « Даниил Гранин написал «Розу мира») ; « Столица США – Нью-Йорк », « Ленский вернулся в своё имение из Англии »;
2) неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.
Спасибо за внимание!