МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4»
_____________________________________________________________________________________
Выступление на Заседании ММО учителей - логопедов
Тема: «Нейро коврики-универсальный инструмент для коррекционных занятий с детьми»
Составитель: Учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 4»
Котмакова Н. В.
г. Коркино
2024 г.
Конспект выступления:
тема: «Нейро коврики-универсальный инструмент для коррекционных занятий с детьми».
Цель: коррекция речи в сочетании с движением, регуляция и контроль, развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления.
Задачи:
- создать эмоционально положительный настрой и интерес детей.
- развивать связную речь, активизировать словарь и закреплять правильность употребления в речи детей различных грамматических категорий.
- развивать фонематический слух и коррекцию звукопроизношения при выполнении заданий на основном игровом поле.
- развивать пространственную ориентировку, зрительную память, ощущения, восприятие, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, воображения.
- формирование навыка произвольной саморегуляции.
- развитие крупной моторики при выполнении упражнений на коврике в сочетании с проговариванием звуков и слов.
- развивать моторику, формировать скорость и точность движений.
- развитие умения воспринимать и репрезентировать ритм, темп
Оборудование: нейроковрики, презентация, видеоролики, мультимедиа.
Ход выступления.
С каждым годом увеличивается количество детей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, эти дети, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. У которых в разной степени можно наблюдать нарушения моторики. К сожалению, таких детей мы видим все чаще и чаще.
Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал.
Вашему вниманию представляю нейро коврики для развития высших психических функций, развития речи, ориентировки в пространстве, крупной моторики, координации движений. «Нейроковрик» позволяет решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного, физического развития детей в разных возрастных группах и может использоваться как в совместной деятельности с детьми, так и для организации самостоятельной деятельности, а также рекомендован в качестве пособия для работы с воспитателями и родителями. Играть с пособием может одновременно разное количество детей любого возраста как самостоятельно, так и под руководством педагога, выполняя различные задания.
Цель и задачи нейроковрика представлены на слайде №1
Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности и практических действий.
Между педагогом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как материал предлагается в ненавязчивой игровой форме. Мы не работаем за столом, за карточками. Вся эта благоприятная атмосфера ускоряет коррекционный процесс и улучшает его результативность. Занятия с «Нейроковриком» имеют большое значение и для развития мелкой и крупной моторики, что особенно актуально при работе.
Упражнения по тренировке межполушарных связей и развития мозга — эти упражнения развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Эти простые и доставляющие наслаждение движения не требуют огромных затрат сил и энергии. Рассмотрим некоторые упражнения.
Во время выполнения этих упражнений ребёнок одновременно произносит автоматизируемый звук, слоги, и предложения с автоматизируемым звуком. Их можно произносить громко и тихо, быстро и медленно, длительно и отрывисто.
Слайд 3
«Координационная лестница - дом»
С помощью него отлично можно развивать память. Внимание, пространственную ориентацию, координацию, удержание моторной программы, чувство ритма. Изучать лексические темы, схему тела, дни недели, состав числа, изучать счет и работать с образом цифры и не только.
Упражнение. И.П.Ребёнок стоит двумя ногами в ячейке «0».
Ход упражнения: Ребёнок передвигается по коврику, наступая в каждую ячейку попеременно двумя ногами (правая - левая).
Раз - шаг вперёд правой (в ячейку 1)
Два – шаг вперёд левой (в ячейку 1)
Три - шаг вперёд правой (в ячейку 2)
Четыре – шаг вперёд левой (в ячейку 2) и т.д.
Сначала делаем под счёт. Далее усложняем, добавляем метроном. Рекомендованный ритм 60-80 ударов в минуту.
правая – левая, правая - левая (шагаем в каждую ячейку попеременно двумя ногами). Задача ребёнка - удержать ритм и не путать ноги. Сначала делаем под счёт. Далее усложняем, добавляем метроном. Рекомендованный ритм 60-80 ударов в минуту.
Упражнение: Ребёнок выполняет упражнение 1, в каждой ячейке добавляя последовательность движений:
Упражнения для формирования функций программирования, регуляции и контроля своих действий (+ чувство ритма и пространство)
Упражнение. Сьмячом.
И.п. Ребёнок стоит рядом с началом коврика на обеих ногах. Руки свободны.
Ход упражнения: Ребёнок перемещается по коврику из ячейки в ячейку, подбрасывая мяч перед собой.
Шаг (правая, левая нога) на цифру 0. Подбросить мяч перед собой, поймать;
Шаг (правая, левая нога) на цифру 1. Подбросить мяч перед собой, поймать;
Шаг (правая, левая нога) на цифру 2. Подбросить мяч перед собой, поймать;
Шаг (правая, левая нога) на цифру 3. Подбросить мяч перед собой, поймать;
Упражнение 2. Ребёнок шагает спиной назад, мяч кидает перед сбой в пол. Например, ребёнок встаёт в ячейку 9, мяч кидает перед собой в ячейку 10.
Раз - шаг правая,
Два - шаг левая,
Три - мяч в пол,
Четыре - мяч поймали.
Также сначала упражнение выполняем под счёт, далее добавляем метроном. Важно: держать последовательность движений, не сбивать
Упражнения на пространственную ориентацию
И.П. Ребёнок стоит на цифре «0» двумя ногами.
Ход упражнения: Педагог называет маршрут. Ребёнок шагает по заданному маршруту.
Например: шаг вперёд, шаг вправо, шаг вперёд, шаг влево, шаг назад и т.д. Ребёнок по инструкции педагога перемещается по коврику, наступая в каждую ячейку двумя ногами.
Усложнение: Педагог называет по 2 действия: 2 шага вперёд, 1 вправо; 1 шаг вперёд, 2 влево; 1 шаг назад, 1 вправо и т.д. Ребёнок шагает по заданному маршруту.
Тем самым параллельно тренируем слухоречевую память.
Ход упражнения: Педагог выдаёт ребёнку карточки с траекториями движения по коврику. Ребёнку необходимо пройти по заданной траектории. Если ребёнку сложно пройти самостоятельно, сначала педагог помогает – показывает. Можно спрашивать, куда ребёнок будет делать следующий шаг.
Когда потренировали совместно с педагогом, ребёнок пробует самостоятельно, педагог стоит рядом, при необходимости поправляет ребёнка.
Усложнение: ребёнок идёт по маршруту и озвучивает свой путь: например, «шаг вперёд, шаг влево, шаг вперёд, шаг вперёд».
Пространство, понятия слева, справа
Ход упражнения: Разложить по рядам карточки с фигурами. Задача ребёнка встать на строку с заданным описанием по инструкции педагога:
Треугольник справа от квадрата и слева от круга; (ребёнок встаёт на строку, где лежит такая карточка);
Круг слева от квадрата и справа от треугольника;
Квадрат справа от круга и слева от треугольника;
Круг справа от квадрата и слева от треугольника.
Также можно использовать понятие между. Найди круг между треугольником и квадратом. Найди квадрат между треугольником и кругом.
Упражнение. Карточки с фигурами разложены по рядам. Ребёнок идёт по коврику вперёд по левому или правому столбцу и называет положение фигур относительно друг друга, используя понятие между или слева, справа, как в предыдущем упражнении.
Изучаем время. Дни недели.
Упражнение 1. Нам понадобятся карточки с днями недели и карточки -иллюстрации к стихотворению.
Коврик разворачиваем до цифры 7. Раскладываем карточки с днями недели по цифрам от 1 до 7. И обсуждаем название каждого дня.
Понедельник - первый день;
Вторник - второй;
Среда - третий (средний день рабочей недели); И т.д.
Далее ребёнок встаёт, например на среду. И смотрит, какой день будет завтра и после завтра. Какой день был вчера и позавчера. Можно по коврику передвигаться и обсуждать.
Лексические темы, пространственная ориентация, память, мышление
Упражнение «Кто в домике живёт»
Нам понадобятся карточки или фигурки животных.
Ход упражнения. Педагог даёт ребёнку инструкцию:
Медведь живёт на втором этаже посередине;
Верблюд – на третьем этаже справа;
Обезьяна - на четвёртом этаже слева;
Тигр живёт под обезьяной;
Лось над верблюдом и т.д. (используем предлоги над, под, между).
Ребёнок согласно инструкции раскладывает карточки или расставляет животных по этажам.
Изучаем лексические темы сад - огород
Нам понадобятся фигурки или карточки овощей, фруктов и ягод. Педагог складывает «в корзинку» вперемешку ягоды, фрукты, овощи. Задача ребёнка разложить по столбцам:
Левый столбик – овощи, правый столбик – фрукты, средний – ягоды.
Изучаем цифры.
Нам понадобятся разноцветные кинезио мешочки.
Ход упражнения: ребёнок выполняет действия по инструкции педагога. Положи красный мешочек на цифру 1, синий - на цифру 6, зелёный - на цифру 3, фиолетовый мешочек на цифру 5. Жёлтый мешочек между 3 и 5. Какая это цифра?
Оранжевый мешочек между 1 и 3 и т.д. Какая это цифра?
Соседи числа.
Нам понадобятся кинезио мячи.
Ход упражнения: педагог говорит ребёнку инструкцию на какую цифру встать. Ребёнок встаёт на заданную цифру боком, кидает в соседей числа кинезио мяч и называет их.
Инструкция может быть такая:
- Встань на цифру 3. (ребёнок встаёт боком, чтобы по одну руку была цифра 4, и по другую – цифра 2).
- Какие соседи у цифры 3? (ребёнок стоит на 3, кидает кинезио мяч в «2» и в «4», и называет соседей числа).
- Какой сосед больше 4 или 2?
- Встань ни цифру 6.
- Какие соседи у цифры 6? (ребёнок стоит на 6 кидает кинезио мяч в «7» и в «5» и называет соседей числа).
- Какой сосед меньше? И т.д.
Слайд 5
Нейро коврику «РУЧКИ - НОЖКИ» развиивает координацию, баланс, чувство собственного тела, реакцию, удержание переключение , зрительную ориентировку, зрительно – моторную координацию.
Упражнения на повышение нейродинамических показателей. Развитие чувства ритма.
И.П. в данном блоке во всех упражнениях одно!!! Ребёнок стоит в первом ряду на обеих ногах на НОЖКАХ (лапках динозавра).
Упражнение 1. И.П. Ребёнок стоит в первом ряду на обеих ногах на НОЖКАХ (лапках динозавра).
Ход упражнения: Ребёнок двигается по коврику на двух ногах вперёд только по ножкам (лапки динозавров) от начала до конца коврика. Упражнение выполняется на 2 точках опоры. Движение осуществляется прыжком одновременно двумя ногами. Важно при этом, чтобы стопы полностью касалась пола. Необходимо обратить внимание на пятку, так как дети часто в прыжке опираются не на полную стопу. Руки в свободном положении.
Далее добавляем метроном
Полезно, как быстрое выполнение: тренируется быстрая переключаемость. Так и медленные прыжки – в этом случае тренируем стоп – сигнал – умение ребёнка ждать.
Упражнение 2. Добавляем правую руку (лапка кошки). Упражнение выполняется на 3 точках опоры.
И.П. Ребёнок стоит в первом ряду на обеих ногах на НОЖКАХ (лапках динозавра). И добавляет третью точку опоры - правую руку на любую в ряду лапку кошки.
Ход упражнения: Ребёнок двигается вперёд по рядам коврика по ножкам (лапки динозавров). Правая рука касается на коврике лапки кошки. Вторая рука в свободном положении.
Ребёнок перемещается до конца коврика на трёх точках опоры. Важно, чтобы ребёнок руку и ноги одновременно ставил в один ряд. Часто при выполнении упражнения дети совершают ошибку. Ноги ставят на один ряд, а руки на ряд перед собой. Такое выполнение упражнения считается неверным.
Усложнение: добавляем метроном. Ритм регулируем от способности ребёнка.
Упражнение 3. Ход упражнения: Ребёнок двигается по рядам по коврику вперёд по ножкам (лапки динозавров) и добавляет 2 руки. Упражнение выполняется на 4 точках опоры. Задача ребёнка – удержать равновесие.
Усложнение: добавляем метроном. Ритм регулируем от способности ребёнка.
Упражнение 4. Ребёнок выполняет упражнения 1-3, двигаясь по коврику спиной назад.
Упражнения для развития пространственных представлений по маршруту.
Упражнение 1. И.П. Ребёнок стоит на крайнем нижнем левом кружочке двумя ногами.
Ход упражнения: Педагог называет маршрут. Ребёнок шагает по заданному маршруту поочередно наступая ногами на каждый кружочек.
Упражнения для детей, у которых есть трудности с отступом клеток в тетради и сложности с написанием графических диктантов.
Упражнение 1: Ребёнок выполняет инструкцию педагога:
- Встань в самый нижний ряд;
- Встань в самый левый столбец;
- Попрыгай на правой ноге по правому столбцу;
- Пройди приставным шагом по крайнему левому столбцу;
- Пройди спиной шагом назад по правому столбцу;
Животные в кинотеатре
Вариант 1: нам понадобятся карточки Домана или фигурки животных (можно использовать как диких животных, так и домашних животных).
Педагог рассказывает ребёнку, что животные пришли в кинотеатр. Коврик — это зал с рядами и местами. Объясняем ребёнку, что значит ряд и место. Место всегда считаем слева направо. Ряд, как в настоящем кинотеатре снизу вверх. Задача ребёнка, рассадить животных по местам согласно инструкции педагога. Сначала педагог считает вместе с ребёнком ряды и места. Затем ребёнок считает самостоятельно. Инструкция для ребёнка может быть такая:
- Корова сидит на 3 ряду, 2 месте;
- Собака на 4 ряду, 1 месте;
- Свинья на 6 ряду, 3 месте;
- Осёл на 4 ряду, 1 месте.
Автоматизация звуков
Упражнение 1: Движение ногами можно использовать из предыдущих блоков. Накладываем на них текст с автоматизацией звуков.
Например.
Упражнение 1. И.П. Ребёнок стоит в первом ряду на обеих ногах на НОЖКАХ (лапках динозавра).
Ход упражнения: Ребёнок двигается по рядам по коврику вперёд только по ножкам (лапки динозавров) до конца коврика. 2 точки опоры. Руки при этом в свободном положении. Ребёнок перемещается с помощью прыжков и добавляет текст автоматизации на каждый прыжок накладывая - слог или слово.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа;
Ша-ша-ша-ша - мама нянчит малыша;
Жа-жа-жа-жа - мы увидели моржа и т.д.
Слайд 7
«ШУЛЬТЕ-АЛФАВИТ»
Упражнение 1. Ход упражнения:
Ребёнок идёт по полю под счёт. В каждую ячейку наступает по очереди правой и левой ногой. Раз - правая нога на клетку «Е»,
Два - левая нога на клетку «Е»,
Три - правая нога на клетку «Ф»,
Четыре - левая нога на клетку «Ф» и т.д до конца ряда. Далее ребёнок разворачивается и идёт назад по второму столбцу также под счёт. Упражнение можно выполнять змейкой до конца коврика.
Когда упражнение получается под счёт, можно тренировать с метрономом либо под ритмичную музыку в такт. Рекомендованный ритм метронома 60-80 ударов в минуту.
Удержание моторной программы. Межполушарное взаимодействие.
Данные упражнения направлены на улучшение межполушарного взаимодействия, улучшением стабильности переноса информации из одного полушария в другое. Межполушарное взаимодействие – основа осуществления высших психических функций. Координация и взаимная дополняемость двух полушарий мозга обеспечивает основу для интеллектуального развития ребёнка.
Игровые методы направлены на формирование межполушарных взаимодействий, налаживанию полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями.
Ход упражнения: Ребёнок должен пройти по коврику по заданному маршруту по определённой инструкции.
Упражнение 1: Ребёнок прыгает на 2 ногах по схеме:
- прыгает на 2 ногах только по квадратам,
- только по крестам,
- только по кругам и т.д.
Упражнения для развития пространственных представлений
Игра муха:
Упражнение 1. Ребёнок встаёт на заданную клетку. Например «Т». Педагог называет маршрут:
Шаг вперёд, шаг вправо, шаг вперёд, шаг влево, шаг назад и т.д. Ребёнок шагает.
Усложнение: педагог называет по 2 действия: 1 шаг вперёд, 2 вправо; 2шага вперёд, 1 влево; шаг назад, 2 влево.
Вариант 2: ребёнок идёт по заданной схеме из 2 действий,
Вариант 3: ребёнок идёт по заданной схеме из 2 действий. На каждой остановке называет слово на ту букву, на которой остановился.
Для тех, у кого трудности с отступом клеток в тетради и сложности с написанием графических диктантов, отлично тренировать пространство:
Встань в самый нижний ряд; В самый левый столбец; Пропрыгай на правой ноге по среднему столбцу; Пройди приставным шагом по верхнему ряду; Пройди спиной шагом назад по правому столбцу.
Для тренировки пространства:
Встань в правый нижний угол; Встань в левый нижний угол; Встань в правый верхний угол; Встань в левый верхний угол; Встань в центр; Встань в любую клетку левой части; Встань в любую клетку правой части
Ребёнок может как перемещаться самостоятельно в указанные места. Так и показывать заданную клетку указкой или гимнастической палкой.
Для тренировки отступа в тетради:
И.п. Ребёнок стоит либо вне коврика, либо на коврике в любой клетке. Коврик будет выполнять роль школьной тетради в клеточку.
Ход упражнения: Педагог задаёт инструкцию, в какую клетку ребёнок должен впрыгнуть. Левый верхний угол: отступить 2 клетки влево, 2 вниз.
Правый верхний угол: отступить 3 клетки влево 3 вниз;
Левый нижний угол: отступить 2 клетки вправо, 3 вверх.
Для тренировки графических диктантов ходим по полю:
Упражнение 1. И.П. Ребёнок стоит в клетке «Т» двумя ногами.
Ход упражнения: Педагог называет маршрут. Ребёнок шагает по заданному маршруту. Например: 1 клетка вперёд, 2 клетки вправо, 1 клетка вперёд, 1 влево, 3 назад и т.д.
Упражнение для обучения чтению
Закрепление пройденных букв.
Упражнение 1: Можно выполнять, когда с ребёнком изучили 7-10 букв. Нам понадобятся 2 кинезио мяча/мешочка. Ребёнок держит их в обеих руках.
Ход упражнения: Взрослый называет пройденную букву. Задача ребёнка её найти на поле, впрыгнуть в ячейку с этой буквой. Согласно символу в правом углу подбросить мешочек правой, левой, обоими руками или в крест. И называть 5 слов на эту букву. Далее выполнять упражнение по заданной инструкции с другими буквами.
Лексические темы, фонематический анализ, синтез.
Подготовка к школе.
Изучаем тему «Животные»
Упражнение 1: Сортировка по категориям. Нам понадобятся карточки или фигурки домашних и диких животных.
Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок должен рассадить на фигуры зелёного цвета всех домашних животных. На фигуры жёлтого цвета - всех диких.
Вариант 2. Ребёнок должен рассадить на фигуры зелёного цвета всех животных леса, на фигуры жёлтого цвета всех животных африки, на фигуры синего цвета - животных холодных стран. А на фигуры красного цвета - животных фермы.
Упражнение 2. Определение, с какого звука начинается название животного. Если первый звук гласный, ребёнок должен поставь фигуру или карточку на круг красного цвета. Если звук согласный мягкий - на круг зелёного цвета, согласный твёрдый - на круг синего.
Задание: Рассади животных в свои дома (по первому звуку).
Л – лошадь (согласный твёрдый - садим на синюю фигуру);
П – поросёнок (согласный твёрдый - садим на синюю фигуру);
О – овца (гласный – садим на красную фигуру);
К – кролик (согласный твёрдый - садим на синюю фигуру);
С – собака (согласный твёрдый – садим на синюю фигуру).
Упражнение 3: Определение первого звука в слове. Задача ребёнка рассадить животных в свои дома (по первому звуку).
Л - лошадь
П - поросёнок
О - овца
К - кролик
С - собака
К - кошка (закрепление образа буквы, выделение первого звука в слове, + внимание - поиск букв на поле).
Изучаем тему «Фрукты, овощи»
Упражнение 3: Определение первого звука в слове. Задача ребёнка разложить овощи по полкам (по первому звуку).
О - огурец
П - помидор
Б - баклажан
Ч - чеснок
С - свекла
М - морковь и т.д.(закрепление образа буквы, выделение первого звука в слове, + внимание - поиск букв на поле).
Таким образом, использование нейроковриков в коррекционных занятиях привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение, научиться читать или составлять слова и предложения, а также улучшает результативность в организованной образовательной деятельности.
Благодаря универсальному пособию «Нейроковрик», коррекционная деятельность становится для дошкольников более интересной и разнообразной как для детей так и для педагогов.