«Нейрогимнастика как эффективное средство развития речи у дошкольников с нарушениями речи»
Галкина Н.П.,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»
г. Мичуринск, Тамбовская область
За последние годы существенно выросло количество детей с
различными речевыми нарушениями. Специалисты: И.Ю. Левченко, А.В.
Семенович, Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, О.Н. Усанова выделяют
разнообразные формы речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, а также отмечают тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений.
Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушения
звукопроизношения, несформированность фонематического слуха,
скудность словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. И как следствие, трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной
сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная
скоординированность, страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.
Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и
моторного развития ребенка. Теоретическая основа метода
нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его
сотрудниками. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие
психические функции возникают на основе относительно элементарных
моторных и сенсорных процессов. Например, развивая двигательную
моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на
музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления
таких процессов, как речь и мышление.
Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с нарушениями речи.
Применение педагогами системы нейроупражнений и игр оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий
процесс инновационные технологии, используя нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения,
которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Использование нейроигр и упражнений на занятиях становится
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми
дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-
образовательного процесса, а с другой, в большей степени применить
индивидуальный подход в процессе обучения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие
за речь ребёнка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
В своей работе мы используем комплекс кинезиологических
упражнений, которые можно условно разделить на три функциональных
блока:
I. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий головного
мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
а) Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно
«рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми
движениями), вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
б) «Энергетическая зевота»
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками
пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции
голосовых связок, речь становится четче.
II. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки
информации (движения перекрестного характера, направленные на
развитие мозолистого тела головного мозга).
а) Игра «Звуковая тропинка»
Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А],
наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ
звука [М], наступать нужно левой ногой. В старшей группе используем
символы пройденных звуков, а в подготовительной группе - буквы.
Предлагаем картинки на дифференциацию знакомых звуков.
б) «Перекрёстные шаги»
Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке
выполняя разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь
колена правой ноги и наоборот.
в) «Хлопни, топни»
Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.
г) «Чья картинка?»
Из фасолевого или горохового бассейна ребёнок достаёт по одной
картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в
слове есть звук [Л] - кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём
левой рукой.
д) «Волшебная песочница»
Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося
слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в
прямых слогах.
е) «Волшебные палочки»
Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках,
показывая на них соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж]
- зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] - синей палочкой).
III. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности
(ритмичное изменение положений рук).
а) «Кольцо»
По очереди, в медленном (быстром) темпе соединять в кольцо большой
палец с остальными пальцами рук. Правая рука - от указательного пальца
к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному, при этом проговаривая
звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять
в прямом порядке и в обратном.
б) «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь
другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Одновременно и
целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки,
слоги или слова для автоматизации звуков.
г) «Червячок в яблоке»
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют
большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на
левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают.
Нельзя, чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал
для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в
огромном яблоке прогрыз.
д) «Кулачок - ладошка»
Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой,
на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и
поднята вверх перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак.
По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу -
ладошка.
е) «Зеркальное рисование»
Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию
информации, улучшает запоминание информации. На доске или на
чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру,
одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при
этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
ж) «Молоток-пила»
Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях. Левой рукой
как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди»
при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование
нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на
коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает
состояние физического, психического, эмоционального здоровья и
социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает
способность к произвольному контролю, что в свою очередь,
способствует коррекции недостатков развития дошкольников с нарушениями речи.