СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нейрогимнастика как эффективное средство развития речи у дошкольников с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение педагогами системы нейроупражнений и игр оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
««Нейрогимнастика как эффективное средство развития речи у дошкольников с нарушениями речи»»

«Нейрогимнастика как эффективное средство развития речи у дошкольников с нарушениями речи»

Галкина Н.П.,

учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

За последние годы существенно выросло количество детей с

различными речевыми нарушениями. Специалисты: И.Ю. Левченко, А.В.

Семенович, Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, О.Н. Усанова выделяют

разнообразные формы речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, а также отмечают тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений.

Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушения

звукопроизношения, несформированность фонематического слуха,

скудность словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. И как следствие, трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной

сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная

скоординированность, страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.

Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и

моторного развития ребенка. Теоретическая основа метода

нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его

сотрудниками. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие

психические функции возникают на основе относительно элементарных

моторных и сенсорных процессов. Например, развивая двигательную

моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на

музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления

таких процессов, как речь и мышление.

Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с нарушениями речи.

Применение педагогами системы нейроупражнений и игр оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с

тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий

процесс инновационные технологии, используя нейроигры и нейроупражнения.

Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения,

которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Использование нейроигр и упражнений на занятиях становится

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми

дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-

образовательного процесса, а с другой, в большей степени применить

индивидуальный подход в процессе обучения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать слухоречевое внимание детей;

- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие

за речь ребёнка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

В своей работе мы используем комплекс кинезиологических

упражнений, которые можно условно разделить на три функциональных

блока:

I. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий головного

мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

а) Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно

«рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми

движениями), вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

б) «Энергетическая зевота»

Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками

пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции

голосовых связок, речь становится четче.

II. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки

информации (движения перекрестного характера, направленные на

развитие мозолистого тела головного мозга).

а) Игра «Звуковая тропинка»

Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А],

наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ

звука [М], наступать нужно левой ногой. В старшей группе используем

символы пройденных звуков, а в подготовительной группе - буквы.

Предлагаем картинки на дифференциацию знакомых звуков.

б) «Перекрёстные шаги»

Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке

выполняя разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь

колена правой ноги и наоборот.

в) «Хлопни, топни»

Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

г) «Чья картинка?»

Из фасолевого или горохового бассейна ребёнок достаёт по одной

картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в

слове есть звук [Л] - кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём

левой рукой.

д) «Волшебная песочница»

Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося

слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в

прямых слогах.

е) «Волшебные палочки»

Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках,

показывая на них соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж]

- зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] - синей палочкой).

III. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности

(ритмичное изменение положений рук).

а) «Кольцо»

По очереди, в медленном (быстром) темпе соединять в кольцо большой

палец с остальными пальцами рук. Правая рука - от указательного пальца

к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному, при этом проговаривая

звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять

в прямом порядке и в обратном.

б) «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь

другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Одновременно и

целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки,

слоги или слова для автоматизации звуков.

г) «Червячок в яблоке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют

большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на

левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают.

Нельзя, чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал

для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в

огромном яблоке прогрыз.

д) «Кулачок - ладошка»

Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой,

на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и

поднята вверх перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак.

По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу -

ладошка.

е) «Зеркальное рисование»

Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию

информации, улучшает запоминание информации. На доске или на

чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру,

одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при

этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

ж) «Молоток-пила»

Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях. Левой рукой

как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди»

при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование

нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на

коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает

состояние физического, психического, эмоционального здоровья и

социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает

способность к произвольному контролю, что в свою очередь,

способствует коррекции недостатков развития дошкольников с нарушениями речи.