Просмотр содержимого документа
«Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей с нарушениями речи»
НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация: в статье описан нетрадиционный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по формированию межполушарных связей через нейроигры. Одними из наиболее важных результатов применения этого подхода на практике стали синхронизация работы полушарий, повышение устойчивости и произвольности внимания, снижение утомляемости, развитие мелкой и крупной моторики, ускорение формирования пространственных представлений, совершенствование мыслительной деятельности, памяти, речи. Ключевые слова: логопедия, нетрадиционные формы работы, нейропсихология, дидактические игры. Современный педагог – это креативный педагог. Дети нынешнего поколения не могут играть морально устаревшими играми и игрушками, а дети с тяжелыми нарушения речи тем более. Именно по этой причине учителя-логопеды находятся в постоянном поиске инновационных, нетрадиционных и наиболее эффективных форм работы с детьми данной категории. Так возникла идея создать комплекс дидактических пособий на развитие межполушарных связей, а именно – нейроигры.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую, целостно работающую систему. По нашему мнению, нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), развитию его эмоционально-волевой сферы. В нашей практике нейроигры успешно применяются в процессе овладения и развития речи детей с ТНР на различном уровне, будь то обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и др., что привело к достижению следующих результатов: − синхронизация работы полушарий; − повышение устойчивости и произвольности внимания, снижение утомляемости; − развитие мелкой и крупной моторики, ускорение формирования пространственных представлений; − совершенствование мыслительной деятельности, памяти, речи. Ценность игр в том, что их можно использовать с любой категорией детей и взрослых. Хотим обратить внимание на форму подачи игр. Каждое пособие уникально по-своему. И тем не менее можно отметить, что все они полифункциональны и вариативны их можно использовать, интегрируя с любыми образовательными областями, в различных видах детской деятельности. Интерактивны в любую игру можно играть совместно друг с другом или малыми подгруппами, оперируя предметами. При создании дидактических игр просматривается системный подход. Каждое пособие несет воспитательную ценность. Далее представлены некоторые из них. «Веселые звоночки» Цель: правильно использовать схему и соотнести положение рук в пространстве и на плоскости. Это самые лёгкие нейроигры, используются на начальном этапе обучения и развития в конце занятия или в совместной деятельности педагога с детьми. Рис. 2. «Поп-ит-дорожка» На поп-ите надо повторить дорожку, выложенную из магнитов. Действовать одновременно двумя руками. «Разноцветный зоопарк» Могут играть одновременно двое детей. Нужно одновременно двумя руками пальчиками или щипцами сложитьживотных определённого цвета в нужную миску. Рис. 4. «Цветные бочонки» Фишки с геометрическими фигурами выкладываются двумя рядами. Ребёнок одновременно двумя руками наполняет два любых бочонка нужными фигурами. Усложнение: добавляется количество фигур. Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправданно и способствует развитию личности дошкольника. В результате системы работы с нейроиграми у детей повысился интерес к самостоятельному выбору разных видов деятельности, дети научились уступать друг другу, работая в парах, малыми подгруппами, дошкольники научились проводить самоконтроль и взаимоконтроль результатов деятельности во взаимодействии со сверстниками. Дети умеют обсуждать проблему, совместно находить способы её решения, проявлять инициативу.
Список литературы 1. Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. – СПб.: Генезис, 2017. 2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учебно-методическое пособие / под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014. 3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие / Л. Кравченко // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019.