Методическая разработка
«Нейроигра как средство развития межполушарных связей
у детей школьного возраста»
Разработала:
учитель – дефектолог
Ямашкина Наталья Юрьевна
Предисловие
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Нейропсихологические игры – это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через
выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию
речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Данная методическая разработка «Нейроигра как средство развития межполушарных связей у детей школьного возраста» направлена на развитие межполушарного взаимодействия у детей. Данный игровой прием помогает синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.
Методическая разработка может быть применена педагогами (логопедами, учителями-дефектологами, психологами) как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий. Поможет значительно активизировать работу мозга ребенка и будет способствовать развитию зрительно-моторной координации, мышления, внимания.
Также методическая разработка будет полезна и для родителей, которые могут проводить такие занятия самостоятельно дома с детьми.
Введение
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука, формируется согласованность языка.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Основная часть
Нейроигра «Веселое путешествие»
Можно выделить цели и задачи использования нейроигры в работе с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель применения нейроигры с детьми – это развитие внимания, моторного планирования, восприятия цвета и межполушарного взаимодействия.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- развивать слухоречевое внимание и зрительное восприятие детей;
- развивать нейродинамические процессы головного мозга;
- формировать правильную зрительно-моторную координацию (глаза-руки);
- учить последовательно выполнять действия и согласованность движений;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Ход игры:
На поле представлена «дорожка», на которой изображены круги разного цвета.
По краям рабочего поля расположены цветные ладошки. Для правой руки ладошки расположены справа, для левой – слева.
Основная задача ребенка двигаться по «дорожке» по цветным кружкам.
«Помоги Крошу добраться до его домика».
Можно предложить ребенку фишку (кубик, шарик, фигурку символизирующую героя).
При движении с кружка на кружок, ребенок должен прикладывать руки к ладошкам соответствующего цвета, как в кружке.
Сложность задания для ребенка заключается в том, чтобы одновременно положить руки на ладошки соответствующего цвета.
Применение нейроигр на коррекционых занятиях
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача – формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога.
Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.
Какие проблемы можно решить с помощью нейроигры:
- ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен;
- не способен концентрироваться;
- долго "включается" в задание;
- для переключения с одного задания на другое, необходимо время,
- ему сложно запомнить и выполнить инструкцию из 2-4 действий;
- нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет необоснованную
агрессию;
- быстро утомляется, часто отвлекается.
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
Заключение
В условиях модернизации школьного образования развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения школьников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций школьников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использовать в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.