ЧОУ ДПО ИПКиПП, Актуальные вопросы логопедии в условиях работы по ФГОС нового поколения
Ирина Николаевна Вершинина,
Учитель-логопед, высшая квалификационная категория,
МАОУ СОЩ №17, с УИОП, г. Екатеринбург, Свердловская область, РФ
Учебный нейрологопедический курс «Пишу красиво»
Краткая аннотация работы:
Содержание
Введение
Краткая история «Каллиграфии»
Связь между «каллиграфией» и формированием разных участков мозга.
Гигиенические требования письма.
Методика проведения курса.
Заключение
Список использованных источников и литературы.
Краткая аннотация работы:
Умение писать красиво формируется еще в дошкольном возрасте, когда ребенок пробует рисовать, раскрашивать, делать какие-то гравюры. Если родители его поддерживают в этом начинании, то будучи учеником, у него не будет трудностей в освоении письма. Но бывает так, что родители не придают этому большое значение. Им кажется, что пойдёт ребенок в школу, там всему научат: и ручку правильно держать, и писать красиво. Но не всё так просто, как кажется… поэтому, обучающиеся, у которых не сформировано умение, как правильно держать ручку или карандаш, испытывают большие трудности в написании букв и их элементов.
Урок короткий, а в классе 30 человек, ко всем не подойти, не взять их руку в свою и показать, как правильно надо писать…
.Курс направлен на формирование красивого каллиграфического письма и предназначен для коррекции почерка не только младшим школьникам, но и обучающимся среднего звена.
Введение.
Сегодня большое внимание обращается на формирование каллиграфически правильного письма. Несмотря на внедрение в жизнь человека разных цифровых технологий, красивый рукописный текст очень ценится.
Обществу нужны интеллектуальные, творческие, мыслящие люди, которые владеют необходимыми видами деятельности. Именно такие личности решают насущные вопросы конкретной страны. Одним из главных инструментов формирования таких качеств является каллиграфия.
2.1. Краткая история «каллиграфии»
Каллиграфия — искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди в палеолите, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции.
Впоследствии рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определённое смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография — символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность.
Слово «каллиграфия» пришло из Греции и означает мастерство красивого и разборчивого письма – это видение строки, написание букв одного размера, правильного наклона и соединения букв.
Другими словами, каллиграфия – это специальные элементы в виде точки, линии, поверхности, белого и черного пространства – это помогает развивать у детей глазомер, внимательность и наблюдательность. А содействует этому задания по копированию и списыванию текста.
Связь между каллиграфией и формированием разных участков мозга
Как утверждают учёные, каллиграфия – замечательный инструмент не только развития головного мозга человека, но и излечения от ряда болезней. Доктор психологии, профессор Генри Као утверждает, что пациент, занимающийся чистописанием, каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, которые выражаются в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении артериального давления и уменьшении мышечного напряжения.
А доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу в своей статье «Каллиграфия и здоровье» рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы».
Еще в Древнем Китае учёными, в результате наблюдений, была замечена связь между каллиграфией и формированием разных участков мозга:
левой височной части, которая отвечает за слух и анализ полученного материала при письме;
задней центральной части левого полушария, которая управляет произношением и осязанием;
затылочной и теменной области, которые тесно связаны со зрительным восприятием текста и зрительной обработкой текста;
левого лобного участка, который отвечает за сохранение содержания написанного;
правой доли, которая управляет эстетикой письма, воображением, чувством ритма.
Обучение каллиграфически правильному письму – это стартовый этап в формировании грамотности ученика, его становлении как здравомыслящей личности. Здоровый и ровный детский почерк говорит о позитивных эмоциях внутри, поэтому неразборчивое письмо должно заставить взрослых задуматься о нервно-психическом состоянии ребенка.
Таким образом, каллиграфия является важнейшей составляющей успешного обучения в школе.
2.3. Гигиенические требования письма.
Во время письма работают почти все части тела, поэтому от ровной посадки обучающегося зависит, насколько будет красив почерк и его здоровье. Положение верхних конечностей во время обхвата ручки тренируют мышцы рук, что благотворно влияет на ЦНС. Поэтому, обучающийся должен строго следить за своей посадкой и соблюдать гигиенические требования, которые включают в себя следующее:
(для правшей) сидеть прямо, не касаясь грудью. Ноги всей ступнёй стоят на полу или на подставке. Голова немного наклонена влево.
Руки пишущего должны лежать на столе, чтобы локоть правой немного выступал за край стола и свободна двигалась по строке, а левая лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Кисть правой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного – легко кладется сверху ( расстояние 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, что бы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по прежнему направлена к середине груди ребёнка.
Таким образом, курс развивает не только усидчивость и самоконтроль, но и внимательность, наблюдательность и воображение.
Методика проведения курса.
Курс рассчитан на 21 занятие по 2-3 занятия в неделю.
Целью курса является: формирование у обучающихся навыка графически правильного, чёткого, красивого каллиграфический почерка и достаточно скорого письма.
Задачи:
Научить правильно держать ручку при письме.
Выработать правильную посадку.
Познакомить с правильным положением тетради.
Научиться правильно писать главный элемент всех букв «туфельку балерины».
Научиться писать графически правильные буквы.
Выработать достаточно быструю скорость грамотного письма.
Принципы системы обучения курса: принцип наглядности, принцип последовательности, принцип индивидуализации и самостоятельности.
Проведение занятий нацелено как на индивидуальные, так и групповые до 3-4 человек.
Методы обучения письму, применяемые на курсе: графический диктант, генетический, ритмический, метод Карстера, копировальный, нейрологопедические упражнения.
Графический диктант является диагностическим упражнением, которое позволит определить уровень самоконтроля, внимания и ориентацию в пространстве письменного листа.
Генетический метод заключается в том, что сначала прописываются более простые с точки зрения графики буквы, а затем более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот метод применялся Песталоцци.
Ритмический (тактический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению необходимой 11 скорости письма. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья («Воображаемое письмо» или упражнения в воздухе ).
Упражнения-«росчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, эта система упражнений Карстера пригодна для выработки скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
Копировальный: списывание с готового образца.
Этапы прохождения курса.
Диагностический
Основной
Заключительный.
Методика проведения занятий.
(Занятие длится 30-40 минут)
Вводный этап каждого занятия начинается с упражнения для пальцев рук ( соединение поочередно каждого пальца на обеих руках с большим) с проговариванием:
Шли четыре братца, навстречу старшёму.
- Здравствуй, Большак, говорят.
- Здравствуй, Васька-указка!
- Петька – середка, Мишка – сиротка, да Ванька - меньшак!
Далее проговариваются правила посадки за столом, верное положение тетради и правильное положение пальцев при удержании ручки.
( Для обучающихся начальной школы)
Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я , друзья, от вас не скрою, ручку вот как я держу.
- Пальчик, пальчик, шаловливый, ты послушайся меня.
Напиши красиво букву, пять поставят за тебя.
Основной этап занятия начинается с знакомства с «секретиком - с туфелькой балерины», анализируется группа букв, в которых встречается этот элемент. Затем «Туфелька балерины» и буквы прописывается в воздухе и выполняются задания, предложенные учителем.
Заключительный этап занятия заканчивается рефлексией. Обучающиеся анализируют свою работу и зеленым карандашом обводят самые красивые и графически правильные , на их взгляд, буквы и соединения.
В перерывах между работой проводятся различные нейрологопедические упражнения с проговариванием и перекрёстными движениями рук: например, хлопок –нос- ухо, хлопок-лайк- шлепок, и др.
Тематическое планирование.
0 урок – диагностический: графический диктант
1 урок – «Туфелька балерины» и буквы – и, ш, щ, ц, м, у, й, л
2 урок - Среднее соединение слогов: ши, шу, щи, щу, му, ми,иш, ищ, уш,ущ, ци, цу, уц, иц.
3 урок - «Туфелька балерины» и буквы – а, о, д, в, с, б, ю.
4 урок - Среднее соединение слогов: да, ад, од, ас, ос, са, со, ао, бо, ба, ав.
5 урок - Верхнее соединение слогов: ва, во, ов,
6 урок - «Туфелька балерины» и буквы – е, н, г, ъ ,ы, п ,р , т, ь.
7 урок - Верхнее соединение слогов: ъе, ье, бр,во,вы, вб.
8 урок - Среднее соединение слогов: ен, ег, ны, пр, гр.
9 урок - Нижнее соединение слогов: ыл, ел, нл, пл,рл, тл,ъл, ьл, сл.
10 урок - «Туфелька балерины» и буквы – х, ж, э, я, с.
11 урок - Верхнее соединение слогов: ох, ож, эх, эж
12 урок - Среднее соединение слогов: яж, ях, хл, хм.
13 урок - Нижнее соединение слогов: жя, жл, жм, хл, хм, см
14 урок - «Туфелька балерины» и буквы - з, ф, ч
15 урок - Верхнее соединение слогов: фо, фв, фб, оф, оз.
16 урок - Среднее соединение слогов: ез, аз, мз, фу, фи.
17 урок - Нижнее соединение слогов: фл., фм, фя, ча, чу, чм.
18 урок – Написание слов и предложений.
19 урок – Написание слов и предложений.
20 урок – Написание слов и предложений.
Использованная литература:
В.А Илюхина «Письмо с секретом» Москва. Новая школа 1994
М.О..Геогргиева «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Москва . Окей-книга. 2016
И.Н.Садовникова «Нарушение письменной речи младших школьников» Москва. Владос. 1997
Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. «Основы каллиграфического письма: теория и методика» . Оренбург. 2019
5. Интернет- ресурсы.
7