Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда и педагога-психолога как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Учитель-логопед Григорьева Е.В.
Педагог-психолог Авдеева Л.Г.
МБОУ «Приморская средняя школа
имени Героя Советского Союза
М.А. Юшкова»
Современное общество и система образования в том числе ориентированы на формирование функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это человек:
-
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями;
-
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
-
умеющий отвечать за свои решения;
-
способный нести ответственность за себя и своих близких;
-
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
-
хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
-
владеющий современными информационными технологиями.
В последнее время в образовательных учреждениях количество детей с ТНР увеличивается год от года.
Обучающиеся с ТНР имеют значительные речевые нарушения, что затрудняет освоение ими образовательной программы, так как связующим звеном всех учебных предметов является речь (устная, письменная).
Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.
В настоящее время, благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом.
Нейропсихология позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма. Поэтому использование нейропсихологических приёмов дает возможность более эффективно формировать функциональную грамотность у обучающихся с ТНР.
Перечисленные особенности развития обучающихся с ТНР указывают на необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для согласованности проводимых нами мероприятий.
В связи с этим ставим целью работы коррекцию речевых нарушений, компенсацию особенностей развития психических процессов посредством нейропсихологических приёмов у обучающихся с ТНР.
Задачи:
1. Определить уровень актуального развития обучающихся и выявить «зону ближайшего развития» (первичное логопедическое и психологическое обследование); составить индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися с ТНР.
2. Выбрать нейропсихологические приемы, способствующие коррекции нарушений речевого и психического развития у обучающихся с ТНР; проведение коррекционных занятий с применением выбранных приемов для овладения чтением, письмом.
3. Оценить динамику коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие обучающихся с ТНР.
4. Привлечь родителей в коррекционный процесс с обучающимися с ТНР.
Для реализации данной цели и поставленных задач сопровождение обучающихся с ТНР необходимо осуществлять по следующим направлениям: развитие всех компонентов речи ребёнка и познавательных психических процессов, тесно связанных с речью (разных видов памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия), крупной и мелкой моторики.
В настоящее существует ряд разработанных пособий с описанием нейропсихологических игр и упражнений, основанных на работах Т.В, Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель и др. Мы в своей работе опираемся на пособия Т.В.Ахутиной, Н.М. Пылаевой, И.О.Камардиной «Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения», И.И Праведниковой «Нейропсихология. Игры и упражнения».
Нейропсихологические приемы включены в коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Использование нейропсихологических приемов на психологических занятиях для формирования функциональной грамотности у обучающихся
Направлены на когнитивное и коммуникативное развитие обучающихся с ТНР.
Для коррекции низкой скорости чтения и понимания смысловой единицы чтения:
1. Чтение стихотворения под хлопки
2. «Дутибоп» (повышение тонуса мозговой деятельности)
3. Чтение вверх ногами
4. Заштрихованные тексты
5. Кусочки слов
6. Ёлочка (это упражнение важно для правильного и быстрого чтения)
Если обучающийся не понимает смысла рассказа, не может вывести мораль:
1. Объясни инопланетянам
2. От общего к частному
3. Чтение под стук
Для развития умения логически мыслить можно применять прием «Вопросы-шутки». Предложите ребёнку ответить на вопросы:
1) Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
2) Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)
3) Назови пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
4) Пятачок, на который ничего не купишь. (Нос у свиньи)
5) Петух снёс яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут)
Использование нейропсихологических приемов на логопедических занятиях для формирования функциональной грамотности у обучающихся
Как же связаны между собой функциональная грамотность и логопедические занятия, нейропсихология и логопедия?
Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у обучающегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
Нейропсихология же позволяет понять:
-
мозговые механизмы различных нарушений развития,
-
анализировать структуру дефекта пострадавших функций,
-
понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия
Нейропсихологические приемы могут применяться на разных этапах логопедического занятия:
-
В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)
-
В середине занятия в качестве физпаузы, разминки («Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)
-
Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.
Нейропсихологические приемы, используемые при разных видах нарушений у обучающихся с ТНР
При зеркальном написании букв можно применять следующие упражнения:
1. Графический диктант разных уровней сложности: копирование образца, зеркальное копирование образца, рисование по плану (цифры, стрелки)
2. Буквы на спине
При слитном написании слов между собой, предлогов со словами:
1. Лишние буквы
Ребёнок находит лишние напечатанные буквы в стихотворениях, вычеркивает их, а затем читает текст.
2. Цифровой диктант
Взрослый медленно диктует предложения. Ребёнок считать в уме и записывает количество букв в каждом слове этого предложения.
3. Верни «сбежавшие» слова
При несоблюдении обучающимся правил переноса:
1. Собери слово (из слогов)
2. Составь слово (по схеме)
При пропуске букв на письме и при чтении:
1. Игра «Алфавит»
2. Прыжки по квадратам
Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадрате. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате. Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.
В ходе реализации данной работы были получены следующие результаты:
1. Проведены диагностические обследования (учитель-логопед – речь, педагог-психолог – познавательные процессы и уровень развития познавательной сферы) и проанализированы полученные данные.
2. Учителем-логопедом и педагогом – психологом составлены совместные индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися (на логопедических занятиях – используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога – активизируется речевое высказывание обучающихся).
3. Созданы буклеты для учителей-логопедов и педагогов-психологов с описанием нейропсихологических приемов.
4. Выявлена положительная динамика в речевом развитии и психической деятельности у обучающихся с ТНР по результатом промежуточного и итогового мониторинга.
5. Участие родителей в сопровождении обучающихся с ТНР (посещение индивидуальных и групповых тематических консультаций «Как лучше для ребёнка? Рекомендации нейропсихолога», «Игры и упражнения для школьников на развитие межполушарных связей»).
Для оценки результатов применения нейропсихологических приемов для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР использовались следующие инструменты:
1. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. Результативность опыта работы определяется в ходе сравнения диагностических данных на начало, в середине и в конце учебного года.
2. Дополнительной информацией, свидетельствующей о позитивном влиянии нейропсихологических приемов, служат результаты освоения программ по основным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Ознакомление с окружающим миром», «Математика». Успешное освоение данных образовательных программ может говорить о положительной результативности применения нейропсихологических приемов.
3. Участие обучающихся с ТНР в программах внеурочной деятельности (участие в театральных постановках, выступление со стихами и песнями на классных мероприятиях, участие обучающихся в видеопроекте «КнигаБум»)
4. Отзывы родителей, включение их в образовательный процесс.
Полученные данные позволяют сделать вывод о положительном результате применения нейропсихологических приемов для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ТНР в работе педагога-психолога и учителя-логопеда, так выявлена положительная динамика в психическом и речевом развитии, обучающиеся успешно осваивают программный материал учебных предметов, включены в мероприятия внеурочной деятельности:
83% положительная динамика в речевом развитии,
83% положительная динамика в развитии психической деятельности,
80% обучающихся с ТНР имеют положительные оценки по основным учебным предметам,
83% родителей обучающихся с ТНР вовлечены коррекционный процесс.
Обучающиеся, у которых не выявлена положительная динамика в ходе коррекционной работы, нуждаются в уточнении заключения на ТПМПК.
Таким образом, использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических и психологических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Возможные перспективы развития опыта работы:
1. Применять нейропсихологические приемы на занятиях не только с детьми с ТНР, но и с другими нозологическими группами ОВЗ.
2. Провести серию тренинговых занятий «IQ – тренинг с переменками. Слово за слово. Учимся понимать смысл текста».
3. Осуществлять тиражирование опыта работы через методические объединения, публикации на профессиональных сайтах.
Список литературных источников:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996
5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008
6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018
7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями
речи: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008