СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход к проблемам речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход к проблемам речевого развития»

Нейропсихологический подход к проблемам психоречевого развития Составила учитель – логопед Дерибина С.В.

Нейропсихологический подход к проблемам психоречевого развития

Составила учитель – логопед Дерибина С.В.

Для чего нужна нейропсихологическая коррекция? Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. Подчас накопление предпатологических и патологических знаков у многих детей шокирует. Это бывает даже в тех случаях, когда ребенок здоров по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом нормативному. А он с трудом обучается самым элементарным навыкам, постоянно конфликтует со сверстниками и взрослым окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам, начиная с самого раннего возраста.

Для чего нужна нейропсихологическая коррекция?

  • Психическое и соматическое здоровье детей сегодня не просто вызывает интерес профессионалов. Подчас накопление предпатологических и патологических знаков у многих детей шокирует. Это бывает даже в тех случаях, когда ребенок здоров по объективным клиническим показаниям. Налицо парадокс: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как соответствующее в целом нормативному. А он с трудом обучается самым элементарным навыкам, постоянно конфликтует со сверстниками и взрослым окружением, демонстрируя очевидную склонность к «аномальным» поведенческим эксцессам, начиная с самого раннего возраста.
В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Наиболее часто при этом фиксируется недостаточность систем желудочно-кишечного тракта и различные формы остеопатий (проблем с позвоночником). А склонность к постоянным респираторным заболеваниям и аллергическим реакциям настолько характерна, что постепенно перестает рассматриваться как сколько-нибудь значимое отклонение от нормы.
  • В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается на фоне общего «нездоровья». Наиболее часто при этом фиксируется недостаточность систем желудочно-кишечного тракта и различные формы остеопатий (проблем с позвоночником). А склонность к постоянным респираторным заболеваниям и аллергическим реакциям настолько характерна, что постепенно перестает рассматриваться как сколько-нибудь значимое отклонение от нормы.
  • Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Впоследствии начинаются трудности при освоении велосипеда и традиционных подвижных игр. Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».
  • Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна.
Раньше все дети на территории всей страны играли в определённые игры и им уже не нужны были ни логопед, ни психолог, ни нейропсихолог. Это была школа специализации нервной системы. А сейчас нужно моделировать условия, создавать сенсорные комнаты и т.д.
  • Раньше все дети на территории всей страны играли в определённые игры и им уже не нужны были ни логопед, ни психолог, ни нейропсихолог. Это была школа специализации нервной системы. А сейчас нужно моделировать условия, создавать сенсорные комнаты и т.д.
Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) Комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при детсадовской дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция)

  • Комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
  • Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при детсадовской дезадаптации и стрессовых расстройствах.
   Нейропсихология ( нейрон-нервная клетка, психея - душа) – наука о мозговой  организации психики человека    Основоположники: Л.С. Выготский А.Р. Лурия  (1896 – 1934) (1902 – 1977)

Нейропсихология ( нейрон-нервная клетка, психея - душа) – наука о мозговой организации психики человека

Основоположники:

Л.С. Выготский А.Р. Лурия

(1896 – 1934) (1902 – 1977)

Нейропсихология внедряется во все сферы деятельности людей, связанные с психикой человека. Нейрофизиология Нейрофизика Нейрохимия Нейропсихиатрия Нейрологопедия Нейропедагогика: педагоги должны понимать своих подопечных: ленивы они или больны, хулиганят они или у них гипердинамия, это патологическое состояние или социальное упущение. Педагоги должны отличать болезнь от деформации поведения. К сожалению, педагоги пока плохо в этом ориентируются и часто раздают детям ярлыки «хулиган», «лентяй», а дело совсем не в этом, а в отклонении работ мозга.

Нейропсихология внедряется во все сферы деятельности людей, связанные с психикой человека.

  • Нейрофизиология
  • Нейрофизика
  • Нейрохимия
  • Нейропсихиатрия
  • Нейрологопедия
  • Нейропедагогика: педагоги должны понимать своих подопечных: ленивы они или больны, хулиганят они или у них гипердинамия, это патологическое состояние или социальное упущение. Педагоги должны отличать болезнь от деформации поведения. К сожалению, педагоги пока плохо в этом ориентируются и часто раздают детям ярлыки «хулиган», «лентяй», а дело совсем не в этом, а в отклонении работ мозга.
Функциональная система.  Три функциональных блока мозга. ФС - набор психологических механизмов и соответствующих им зон мозга, которые принимают участие в выполнении данной функции.   А . Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока , т.е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию.  Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Постулируется, что любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией.

Функциональная система. Три функциональных блока мозга.

ФС - набор психологических механизмов и соответствующих им зон мозга, которые принимают участие в выполнении данной функции.

А . Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока , т.е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию.

Теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурия является не просто его выдающимся теоретическим открытием. Это краеугольный камень нейропсихологии. Постулируется, что любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией.

 1-й ФБМ - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Структуры мозга первого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние.  (Созревает до 2-3 лет)   Это уровень непроизвольной саморегуляции Метафорический «девиз» этого уровня: «я хочу». Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.

1-й ФБМ - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Структуры мозга первого блока находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. (Созревает до 2-3 лет)

Это уровень непроизвольной саморегуляции Метафорический «девиз» этого уровня: «я хочу».

Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.

  2-й ФБМ - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) органам чувств информации. Он расположен в задних отделах коры больших полушарий мозга, включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры.  Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.   Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Девиз этого уровня: «я могу». (Созревает от 3 до 7-8 лет).   Незрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и пр. информации.

2-й ФБМ - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) органам чувств информации. Он расположен в задних отделах коры больших полушарий мозга, включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

Девиз этого уровня: «я могу». (Созревает от 3 до 7-8 лет).

Незрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и пр. информации.

3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга.    Это уровень произвольной саморегуляции , самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Возможность выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.  Девиз это­го уровня : «я должен». (Созревает от 7 до 12 - 15 лет)

3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга.

Это уровень произвольной саморегуляции , самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Возможность выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.

Девиз это­го уровня : «я должен». (Созревает от 7 до 12 - 15 лет)

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально- ассиметричных полушарий – левого и правого.

Мозг человека

представляет

собой

«содружество»

функционально-

ассиметричных

полушарий –

левого и правого.

Функции левого и правого полушарий Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие

Функции левого и правого полушарий

  • Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга. Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.    Единство мозга Межполушарная Межполушарное специализация взаимодействие

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга. Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.

Единство мозга

Межполушарная

Межполушарное

специализация

взаимодействие

Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений Биоэнергопластика Тактильно-кинестетическая стимуляция Кинезиология Гимнастика мозга Главная идея всех этих нейропсихологических приёмов – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием.

Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений

  • Биоэнергопластика
  • Тактильно-кинестетическая стимуляция
  • Кинезиология
  • Гимнастика мозга

Главная идея всех этих нейропсихологических приёмов – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием.

Биоэнергопластика  – это содружественное взаимодействие руки и языка.  По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развивает координацию движений и мелкую моторику.

«Часики»   сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.  «Качели»   движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

«Качели»

движение ладони

с сомкнутыми

пальцами

вверх вниз.

Обоснованием биоэнергопластики является высказывание В.А. Сухомлинского «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.»

Обоснованием биоэнергопластики является высказывание В.А. Сухомлинского

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.»

Тактильно кинестетическая стимуляция для автоматизации и дифференциации звуков - это пальцевые движения на аппликаторе, имеющем игольчатую поверхность (например, тренажер – резиновый или пластмассовый коврик с игольчатой поверхностью) с одновременным произнесением звуков для усиления кинестезий (импульсы, идущие от речевых органов в кору головного мозга).

Тактильно кинестетическая стимуляция для автоматизации и дифференциации звуков -

это пальцевые движения на аппликаторе, имеющем игольчатую поверхность (например, тренажер – резиновый или пластмассовый коврик с игольчатой поверхностью) с одновременным произнесением звуков для усиления кинестезий (импульсы, идущие от речевых органов в кору головного мозга).

Кинезиология   ( «кинезис» (kinesis) – движение, «логос» (logos) – наука)  - наука о развитии головного мозга через движение. Другими словами гимнастика мозга.

Кинезиология ( «кинезис» (kinesis) – движение, «логос» (logos)наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Другими словами гимнастика мозга.

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

Цель кинезиологических упражнений: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие памяти, внимания; развитие мышления; стимуляция развития речевых зон головного мозга.

Цель кинезиологических упражнений:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие мышления;
  • стимуляция развития речевых зон головного мозга.
Виды кинезиологических упражнений: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Виды кинезиологических упражнений:

  • растяжки,
  • дыхательные упражнения,
  • глазодвигательные упражнения,
  • телесные упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики,
  • упражнения на релаксацию.
Массаж Ручки растираем, (потираем ладони)  и разогреваем (хлопаем) И лицо теплом своим нежно умываем (по лицу сверху вниз) Пальцы убирают все плохие мысли, (грабельки от середины лба к вискам) Ушки растираем сверху вниз мы быстро (по краю сверху вниз) Их вперёд сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом руками трогаем мы щёчки (похлопывание по щекам) (перед каждым занятием) Массаж или самомассаж

Массаж

  • Ручки растираем, (потираем ладони)
  • и разогреваем (хлопаем)
  • И лицо теплом своим нежно умываем (по лицу сверху вниз)
  • Пальцы убирают все плохие мысли, (грабельки от середины лба к вискам)
  • Ушки растираем сверху вниз мы быстро (по краю сверху вниз)
  • Их вперёд сгибаем,
  • Тянем вниз за мочки,
  • А потом руками трогаем мы щёчки (похлопывание по щекам)

(перед каждым занятием)

Массаж или самомассаж

Растяжки  нормализуют гипертонус и гипотонус    «Кошечка» . ИП — стоя, руки вдоль тела. Сначала тянем вверх одну руку, затем другую, потом обе одновременно, как будто кошечка проснулась и потянулась. Ребенок представляет себя снеговиком, который медленно тает на солнце. В конце упражнения тело должно расслабиться

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус

«Кошечка» .

ИП — стоя, руки вдоль тела. Сначала тянем вверх одну руку, затем другую, потом обе одновременно, как будто кошечка проснулась и потянулась.

Ребенок представляет себя снеговиком, который медленно тает на солнце. В конце упражнения тело должно расслабиться

«Тряпичная кукла и солдат»  Стоя, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. Ребенок попеременно бывает то солдатом ( тело в напряжении), то тряпичной куклой ( тело расслаблено), до тех пор, пока вы не почувствуете, что он уже вполне расслабился

«Тряпичная кукла и солдат»

Стоя, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Ребенок попеременно бывает то солдатом ( тело в напряжении), то тряпичной куклой ( тело расслаблено), до тех пор, пока вы не почувствуете, что он уже вполне расслабился

«Бравый солдат и тряпичная кукла» «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Обращается внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называем согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называем мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки . (развитие фонематического слуха)

«Бравый солдат и тряпичная кукла»

  • «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Обращается внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называем согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называем мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки . (развитие фонематического слуха)
Дыхательные упражнения  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность    “ Свеча”   Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.   Сделать глубокий вдох –одним выдохом задуть свечу, или задуть несколько свечек маленькими порциями воздуха

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

Свеча”

Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Сделать глубокий вдох –одним выдохом задуть свечу, или задуть несколько свечек маленькими порциями воздуха

Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие «Ленивые восьмёрки»  Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза ( используется при автоматизации изолированного звука) Голова фиксируется рукой, взгляд попеременно переводится на предмет и перед собой.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие

«Ленивые восьмёрки»

Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза ( используется при автоматизации изолированного звука)

Голова фиксируется рукой, взгляд попеременно переводится на предмет и перед собой.

Телесные упражнения    развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы «Перекрестное марширование » Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте. ( используется при делении слов на слоги, рассказывании скороговорок и стихов)

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

«Перекрестное марширование » Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте. ( используется при делении слов на слоги, рассказывании скороговорок и стихов)

« Ухо-нос »  Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук

« Ухо-нос »

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

( используется при проговаривании стихов, скороговорок)

«Лезгинка»  Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. (проговаривание стихов , скороговорок) Здесь необходимо добиваться высокой скорости смены положений

«Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. (проговаривание стихов , скороговорок)

Здесь необходимо добиваться высокой скорости смены положений

Кулак—ребро—ладонь. Лягушка хочет в пруд –  Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой – Зелёной и густой.

Кулак—ребро—ладонь.

Лягушка хочет в пруд –

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой –

Зелёной и густой.

«Колечки»  Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем от указательного до мизинца и в обратном порядке. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному. ( использую при автоматизации звука изолированно, в слогах, при проговаривании стихотворного текста)

«Колечки»

  • Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем от указательного до мизинца и в обратном порядке. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному. ( использую при автоматизации звука изолированно, в слогах, при проговаривании стихотворного текста)

Памятка для воспитателей и родителей   Памятка для воспитателей и родителей

  • При подготовке ребенка к школе помните, что «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень).
  • Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
  • Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.
  • Детей до 7-летнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, так как это соответствует их возрастному этапу развития.
  • Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.
  • При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
  • При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию их мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
  • Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  • Лень ребенка – сигнал неблагополучия Вашей педагогической деятельности, неправильно выбранной Вами методики работы с данным ребенком.
  • Сделайте своей главной заповедью «не навреди»!
  •  
Используйте нейропсихологические упражнения как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребенка! Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребенком , используя нейропсихологические приёмы, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложение мыслей, души и тела. Но дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны. Потому и результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. А наградой всем заинтересованным взрослым будет сияющее радостью от собственных успехов лицо ребенка и гордость за него и себя.
  • Используйте нейропсихологические упражнения как абилитационные, то есть направленные на выявление и развитие разнообразных способностей ребенка! Мозг всегда с большой благодарностью откликается на любое внимание к себе, а нейропсихологические психотехники — лучший для него витамин, который не поздно начать «принимать» в любом возрасте. Недаром взрослые, занимающиеся с ребенком , используя нейропсихологические приёмы, всегда отмечают повышение собственной энергетики, улучшение настроения и даже омоложение мыслей, души и тела.
  • Но дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны. Потому и результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. А наградой всем заинтересованным взрослым будет сияющее радостью от собственных успехов лицо ребенка и гордость за него и себя.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!