СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейроигры в работе логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые коллеги! Я буду рада поделиться с вами своим, правда еще небольшим опытом работы и расскажу о нейроиграх – как эффективном инструменте в работе учителя- логопеда.

Нейропсихология- наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология- разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Нейропсихология и речь. Нейропсихология- нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Речь  занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирования личности.

В настоящее время считается, что нарушения речевого развития всегда связаны с нарушениями всех других психических функций.

Мы наблюдаем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально- волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны ЦНС в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Нейроигры- это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребенка через движение.

Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются.

А вот и примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.

  1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- двуручное рисование.

- межполушарная доска.

Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р ( любой автоматизируемый звук)

  1. Упражнение « Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. в прямом ( от указательного к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Я применяю это упражнение для автоматизации звуков в слогах.

  1. Кинезиологические упражнения ( комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие с целью снижения утомляемости, повышения способности к произвольному контролю).

Упражнение « Кулак- ребро- ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков.

Инструкция: если услышишь звук С- ставь кулак, звук З- ребро, звук Ц- ладонь.

Игра « Попробуй повтори»

Суть игры- ребенок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.

Используется для стимуляции НС, способствует образованию новых нейронных связей.

Эту игру я использую как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Предлагаю и вам, коллеги поиграть в эту игру, попрошу выйти 4 человека.

Суть игры- воспроизвести положение рук, которое видите на карточке, и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки.

Эта игра используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Эту игру рекомендую воспитателям включать на занятиях, как физ.минутку.

Следующая игра называется « Хлопни, топни, покажи кулак»

Эта работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

 Инструкция: манго- топ; киви-хлоп; яблоко- покажи кулак

Я показываю картинки, а вы должны выполнить соответствующие движения.

 

Представляю вашему вниманию логопедическую игру-

 « Гусеница», которая не только поможет автоматизировать звуки, но и поможет развить зрительное внимание.

Итак: выбираем любой маршрут, находим кнопочку нужного цвета и гусеничка отправляется в путь. Конечно же ребенок называет слова по маршруту.

Можно выбрать упрощенный вариант и гусеничка будет двигаться по кнопочкам, маршрут мы можем задать самостоятельно, это может сделать и сам ребенок. В данном пособии собран материал для автоматизации звуков: с, ш, л, р – в разных позициях: в начале, середине и конце слова.

Предлагаю, выполнить еще одно практическое упражнение и приглашаю выйти двоих человек. Упражнение  Рисование двумя руками « треугольники, круги».

Инструкция: за минуту вы должны нарисовать как можно больше кругов и треугольников. Одна рука рисует круги, другая – треугольники.

Вы видите, что некоторые движения с первого раза выполнить не всегда удается. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Спасибо за внимание!

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Нейроигры в работе логопеда»

«Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда»

«Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда»

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач,  которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

НейроИгры -  это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.   Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются.

НейроИгры - это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:  Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. - Двуручное рисование . - Межполушарная доска. Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- Двуручное рисование .

- Межполушарная доска.

Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

 Упражнение «Колечко»  Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

 Кинезиологические упражнения  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»  Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков . Инструкция : если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Кинезиологические упражнения

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков .

Инструкция : если услышишь звук Р

— ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.

2 вариант: звук С — кулак,

звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

 Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими ) Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. 2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

Игры с мячами

(обычными, прыгунами, кинезиологическими )

Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.

3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

Игра «Попробуй повтори» Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение . Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.

Игра «Попробуй повтори»

Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение . Можно использовать музыкальное сопровождение.

Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.

«Попробуй повтори»

«Попробуй повтори»

Игра «Хлопни, топни, покажи кулак»   Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Игра «Хлопни, топни, покажи кулак» Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Лого-игра «Гусеница»

Лого-игра «Гусеница»

Лого-игра « Гусеница»

Лого-игра « Гусеница»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!