СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейроигры в работе логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения   (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Нейроигры в работе логопеда»

«Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе  учителя - логопеда » Выполнила: Учитель – логопед КГКОУ ШИ 10 Петрова Н.Г.

«Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя - логопеда »

Выполнила: Учитель – логопед

КГКОУ ШИ 10 Петрова Н.Г.

Основная цель : коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами Задачи Функциональная активация подкорковых образований мозга Стабилизация эмоциональной регуляции Развитие высших психических функций Стабилизация межполушарного взаимодействия Обеспечение и регуляция общего энергетического активационнго фона, на котором развиваются все психические функции Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

Основная цель : коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами

Задачи

Функциональная активация подкорковых образований мозга

Стабилизация эмоциональной регуляции

Развитие высших психических функций

Стабилизация межполушарного взаимодействия

Обеспечение и регуляция общего энергетического активационнго фона, на котором развиваются все психические функции

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач,  которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются  Лев Семенович Выготский и  Александр Романович Лурия.

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются

Лев Семенович Выготский и

Александр Романович Лурия.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы на логопедических занятиях. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Двуручное рисование .  Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком. Выкладывание цветными магнитами. Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами. Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

  • Двуручное рисование . Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.

Выкладывание цветными магнитами.

Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы или картинки разными цветами. Написать одновременно двумя руками буквы, цифры, простые слова.

Двуручные упражнения для развития межполушарных связей Одновременно вести машинку по круговой дороге Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор Одновременно показать и назвать букву Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук Усложненный Простой вариант Простой вариант Усложненный

Двуручные упражнения для развития межполушарных связей

Одновременно вести машинку по круговой дороге

Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор

Одновременно показать и назвать букву

Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук

Усложненный

Простой вариант

Простой вариант

Усложненный

Игры на выкладывание одновременно двумя руками Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п. Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – З, а левой Ж Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Игры на выкладывание одновременно двумя руками

Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п.

Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – З, а левой Ж

Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками. С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками.

С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

 Корреционные нейроигры Игра: «Поймай звук»   Игра: «Собери дорожку к мышкам» При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно. Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно. Игра «Цветные мышки» Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.

Корреционные нейроигры

Игра: «Поймай звук»

Игра: «Собери дорожку к мышкам»

При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.

Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих.

Руки можно чередовать, а можно усложнить задачу и делать одновременно.

Игра «Цветные мышки»

Детям предлагается нанизывать на хвостик мышкам бусинки, чередуя правую и левую руки.

Нейроигры с пинцетом На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.

Нейроигры с пинцетом

На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый.

Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон.

Виды нейроупражнений

Виды нейроупражнений

Нейроупражнения при автоматизации звуков «Печка» «Колечко» «Червячок» «Зайка»

Нейроупражнения при автоматизации звуков

«Печка»

«Колечко»

«Червячок»

«Зайка»

При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ)

При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ)

 «Кулак-ребро -ладонь»   Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция : если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук Ж — ставь ладонь.  2 вариант:  звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

«Кулак-ребро -ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Инструкция :

если услышишь звук Ш — ставь кулак,

звук Ж — ставь ладонь.

2 вариант:

звук С — кулак,

звук З - ребро,

звук Ц — ладонь.

Упражнение «Ухо-нос» способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю.  Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. «Ухо-нос» Упражнение применяю при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках

Упражнение «Ухо-нос» способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

«Ухо-нос»

Упражнение применяю при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках

Упражнение: «Скакалка»   Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).

Упражнение: «Скакалка»

Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).

Упражнение «Локоть-колено»   Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Можно соединять с автоматизацией звуков, дифференциацией, при обогащении словаря детей по лексическим темам.

Упражнение «Локоть-колено» Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей, обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Можно соединять с автоматизацией звуков, дифференциацией, при обогащении словаря детей по лексическим темам.

Игра «Попробуй повтори»   Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.

Игра «Попробуй повтори»

Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.

«Ладушки»  Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая».  Использую эту игру при автоматизации звуков в словах и чистоговорках.

«Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Использую эту игру при автоматизации звуков в словах и чистоговорках.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку) 1 вариант: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку)

1 вариант: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Применение эспандеров в коррекционной работе. Использую эспандеры при дифференциации звуков, их автоматизации, выделении в словах, в определении места звука в слове. Задания могут быть такими:  -если услышишь звук Ш, сожми колечко правой рукой, если Ж– левой, если Ч то двумя руками.  - при проговаривании чистоговорок на автоматизацию звука, задается определенный ритм, который ребенок должен повторить, сжимая колечко.  - при определении места звука в слове, ребенку предлагается сжать правой рукой, если услышит звук в начале слова, и левой если звук находится в конце .

Применение эспандеров в коррекционной работе.

Использую эспандеры при дифференциации звуков, их автоматизации, выделении в словах,

в определении места звука в слове.

Задания могут быть такими: -если услышишь звук Ш, сожми колечко правой рукой, если Ж– левой, если Ч то двумя руками. - при проговаривании чистоговорок на автоматизацию звука, задается определенный ритм, который ребенок должен повторить, сжимая колечко. - при определении места звука в слове, ребенку предлагается сжать правой рукой, если услышит звук в начале слова, и левой если звук находится в конце .

Ауриколотерапия, как метод стимулирования мозговой деятельности.

Ауриколотерапия, как метод стимулирования мозговой деятельности.

Упражнения для формирования и развития межполушарных связей Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения.  Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук . Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, а так же способствует развитию межполушарных связей.

Упражнения для формирования и развития межполушарных связей

Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. 

Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук . Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, а так же способствует развитию межполушарных связей.

Оригами как один из приемов нейроупражнений в коррекционной работе логопеда. Мы собачку собираем Коалу сделали мы сами, она поможет со слогами. Мы лисичку смастерили,  сразу звуки закрепляем вместе звуки повторили Чка-чка-чка бегает собачка. Чку-чку-чку – я люблю собачку. Ла-ла-ла – у нас коала Са-са са – в лесу живет лиса Су су су – я сделала лису. Лу-лу-лу – сделал сам коалу.

Оригами как один из приемов

нейроупражнений в коррекционной работе логопеда.

Мы собачку собираем

Коалу сделали мы сами, она поможет со слогами.

Мы лисичку смастерили,

сразу звуки закрепляем

вместе звуки повторили

Чка-чка-чка бегает собачка.

Чку-чку-чку – я люблю собачку.

Ла-ла-ла – у нас коала

Са-са са – в лесу живет лиса

Су су су – я сделала лису.

Лу-лу-лу – сделал сам коалу.

Вывод: Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем,развития моторики.

Вывод:

  • Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем,развития моторики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!