В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком разная. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с ТНР также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия., возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня вниманияи памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
В своей работе применяю нейроигры и упражнения на этапе автоматизации поставленного звука на материале слов, чистоговорок и стихотворений.
В работе активно использую цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова, развивать фонематическое восприятие, автоматизировать поставленный звук. С этой целью ребенок проходит дорожку из следков, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра).
На занятии применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука
На этапе автоматизации звуков предлагаем ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки.
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроиграс мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.
Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.
Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку : если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков. Инструкция : 1 вариант: поочередно ставим кулак- ладонь и делим слово на слоги
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция : 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения : левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения : Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения : 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки [
Игра «Пловцы». Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Описание: Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.
Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий вработе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи, а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.
Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия учителя-логопеда проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.