СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы в развитии речи детей. Использование нейротерапии в коррекции речи детей. 

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда»

Проблема нарушений в развитии детей приобретает массовый характер. Количество таких детей, растёт с геометрической прогрессией. В основе всех этих дисфункций лежит поражение центральной нервной системы, что является результатом внутриутробной патологии или перенесенных заболеваний в первые годы жизни ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения стойкие трудности обучения испытывают до 30% детей во всем мире. Это означает, что почти каждый третий ребёнок в классе неуспевающий. Причем 9 детей из 10 – это мальчики.

Основной удар принимает на себя речь как самая сложная психическая функция. По свидетельству исследований последних лет 50% детей дошкольного возраста входят в группу риска, в связи с большой вероятностью возникновения у них в период школьного обучения недостатков чтения и письма. У 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, остаётся незавершенным дограмматический период усвоения языка.

Специалисты логопеды, дефектологи отмечают разнообразие форм речевой патологии, стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. Те речевые нарушения, с которыми учат работать логопедов, у детей в настоящее время практически не встречаются. Коррекция звукопроизношения у ребёнка, не имеющего дополнительных отягощений, стала редкостью. Неговорящие дети совсем не подходят под традиционное описание алалии. Появилось множество случаев сочетаний грубого недоразвития речи, несформированности предметных движений и действий (апраксия), искажений и незрелости предметного образа как базы речи. Всё, что с трудом нарабатывается месяцами, уходит за считанные дни. Звуки не автоматизируются, лексико-грамматические категории не закрепляются. Причин для этого может быть много. Факторы, которые могут тормозить созревание мозга и развитие речи, условно делятся на биологические (беременность, роды, гипоксия плода, травмы и т.д.), 60-70 % детей рождаются

с перинатальной патологией. К социально-психологическим факторам, задерживающим развитие ребёнка, относятся: нежелательная беременность, сильный стресс, недостаток тактильных ощущений, речевых контактов и др.

Нейротерапия речи - предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.); эмоционально-волевой сферы через движения. У каждой психической функции есть своя программа развития. Двигательное развитие ребенка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности. Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Из этого следует, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скоррегировать, именно в этом и состоит смысл и задачи нейрокоррекции. Речевая нейрокоррекция позволяет не менее чем на 35% ускорить процесс устранения речевых проблем. Еще один плюс нейротерапии – это прорыв в интеллектуальном и психологическом развитии ребенка; улучшение памяти, внимания, обучения и поведения.

Ученые всего мира единодушно называют 21 век – веком нейронаук. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с логопедией. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной. Александр Романович Лурия установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков головного мозга.

1-ый блок – энергетический.

Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребёнок рождается с уже практически сформированным 1-м блоком мозга на 75%.

1 блок мозга участвует в организации внимания, памяти, в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (ствол мозга).

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга

Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активность мозга, то ребенок может быть вялым, инертным, либо наоборот, гиперактивным, неусидчивым, он много и непродуктивно двигаются, говорит, что ему неинтересно, скучно. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. В начале занятия ребенок еще хорошо работает, но постепенно истощается, включаются защитные механизмы, дети начинают зевать, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, строить рожи, ковырять в носу, раскачиваться на стуле, мешать другим детям. Такое поведение является признаком того, что ребенок переутомлен, истощен, его нервной системе необходимы отдых и восстановление. Ребенок не может сам справиться с наступившим переутомлением. Его нервная система будет пытаться восстановить энергетический потенциал за счет окружающих стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных). У этих детей часто встречаются аллергии; повышенная частота заболеваний, гипо или гипертонус. Отмечаются синкинезии (движения, которые присоединяются к основным – движение языком во время рисования),вычурные позы, дизартрия, дисграфия. Почерк неаккуратный, наряду с хорошо выполненными заданиями попадаются страницы, где ничего невозможно прочитать. Резервные возможности исчерпываются, что приводит к истерикам, капризам, агрессии. В запущенной ситуации может привести к неврозам, заиканию, психосоматическим заболеваниям. Наказания, нравоучения, даже поощрения в этой ситуации не приведут к нужному результату. Это приведет к тому, что у ребёнка сформируется комплекс неполноценности. Также, часто хорошо развитое мышление.

Коррекция нарушений 1 блока мозга

Важно не перегружать ребенка дополнительными кружками, секциями, больше гулять на свежем воздухе, обеспечить регулярным питанием. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. В 1блоке представлены упражнения направленные на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма. В данный блок входят упражнения на дыхание (начинаем со стадии выдоха ртом),массаж головы, рук, стоп, самомассаж; растяжки, релаксация.Упражнения данного блока стимулируют рост чувствительных нервных окончаний в теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие, что способствует нормализации мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.Полезны упражнения по сортировке предметов, мозаика, складывание разрезных картинок, выполнение копирования фигур, изображений в альбоме. Заучивание стихотворений, поговорок, игры «Исправь ошибки взрослого», глазодвигательные упражнения. Пить воду, отвары из трав (крапива, череда), яблочный сок. Продуманно применять музыко- и цветотерапию. Если ребенок гиподинамичный – ритмичная, в меру громкая музыка. Оранжевый, красный, фиолетовый цвета. Для гиперактивного ребенка – медленная, негромкая музыка. Ароматерапия – эфирные масла апельсина, меллисы, аниса, бергамота.

1.Самомассаж..

Растяжки.

Упражнение «Вкручивание корпуса».





2-й блок получения, переработки и хранения информации

2 блок осуществляет прием, хранение и переработку информации, поступающей из внешней среды через органы чувств (глаза, уши, нос, поверхность тела и др.) Формируется от 3 до 7-8 лет. Переработка информации осуществляется задними отделами коры головного мозга (височные, затылочные, теменная области мозга.

Признаки нарушений в развитии 2-го блока мозга

Нарушения в работе височной области приводят кнарушениям слухового восприятия.

Ребенок плохо понимает обращенную речь, плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. На письме – замена букв, неумение проводить звуко-буквенный анализ слов. Часто путает ударение.

Нарушения в работе затылочных областях мозгаприводят к нарушениям зрительного восприятия.

Ребенок плохо опознает картинки или реальные предметы. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. На письме – ошибки при написании визуально сходных букв (ш-и, м-л,т-п и др.), пропуски, недописывание букв, лишние элементы.

При тактильных нарушениях (нарушена работа в теменной области мозга) у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений. У детей отмечаются нарушения почерка, трудности удержания строки, им сложно запомнить пространственное расположение элементов букв.

Нарушение внимания проявляются в том, что ребенок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.)

При задержке развития функции переработки информации слуховой и кинестетической страдают чтение и письмо, возникают фонематические, оптические дисграфии и дислексии.





Коррекция нарушений 2-го блока мозга

Упражнения 2 блока направлены на формирование обеспечения вербальных и невербальных психических процессов; оптимизацию и коррекцию межполушарного взаимодействия.

Зрительные нарушения.

  • Упражнения направлены на опознавание реальных предметов и реалистичных изображений. Учить ребенка определять соответствие между картинкой и предметом.

  • Опознание зашумленных изображений.

  • Конструирование изображений (учить узнавать картинку по фрагменту).

Понимание речи.

Осуществляется от простого к сложному. Сначала учим понимать отдельные слова. Затем воспринимать и выполнять инструкции. Упражнения включаются в игровой контекст.

Тактильные расстройства.

В коррекционных упражнениях должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие ощущения от прикосновений.

Упражнение «Угадай часть тела и запомни её название».

Дотроньтесь (потрите, погладьте) до какой-либо части тела ребёнка и предложите ему вслепую показать её на себе. Затем, открыв глаза на вас, назвать её. Проделать со всеми частями тела, а затем то же с 2-3 точками. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до части тела с одной стороны, а ребёнок с другой стороны тела. (лицо, пальцы рук и ног).

Важно научить ребенка хорошо ориентироваться в собственном теле относительно пространства: живот вперед, спина сзади, ноги внизу, голова наверху. Учим левую, правую стороны тела. Надеваем браслеты на руку. Игры на ориентацию в пространстве. Спрятать картинку и искать направляя ребенка командами: 3 шага вперед, 2 шага вправо. 1 шаг вперед, 1 шаг налево.

Упражнение «Хасты».Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая фиксируется в течении 20-30 секунд. Обязательное условие – полная сосредоточенность на позе. Выполнять рекомендуется несколько раз в день по 5-7 минут.

Упражнения на развитие памяти путем межмодального переноса.

Упражнения на связь слова с вниманием. Инструкция « возьми карандаш, положи в карман. Встань и посмотри в окно»

3-ий - блок программирования, регуляции и контроля

Его структуры расположены в передних, лобных отделах

больших полушарий. Формируется от 6-7 до 12-15 лет, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21. лет Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур – это накопление правил и алгоритмов. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям.

Отставание функций программирования и контроля деятельности характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – это самое уязвимое место.

При недостаточном развитии 3 блока ребенок не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Ребёнок не может действовать по образцу в соответствии с правилами. Не соблюдает общие нормы поведения (может встать во время занятия, играть и т.д.).

У школьников не получается писать плавно и безотрывно. Отмечаются -пропуск или вставка букв, слогов, слов, нарушение границ предложений, контоминация 2-х слов, персеверация предшествующих букв, слогов, т.е. дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Долго не становится почерк, замедленный темп письма. Дети учат правила, но не могут применить.

У детей нарушена слоговая структура слова, грубые нарушения грамматического строя речи, связной речи. Дети не умеют планировать свою деятельность, не могут справиться без помощи взрослого.

Первое, что говорят о таких детях – их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны к любому роду деятельности.

Второе – они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется «полевым». Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. Они не могут решать смысловых задач. У этих детей крайне бедная речь.

Коррекция нарушений 3-го блока мозга

Упражнения 3 блока направлены на улучшение контроля и регуляции деятельности.

Нейроскакалка, нейротренажер, развитие межполушарных связей.

Упражнение «тарелки-ловушки». Дети бросают мяч друг другу. Одной рукой бросают, другой ловят. Играя, автоматизируем звуки, закрепляем словарь и т.д.

Игра «Ходилки». Перешагивать через препятствия: наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, обувь и т.д.).автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их. Тренируется работа мозжечка. Используется для отработки слоговой структуры, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве.

Упражнение «Рисунки и буквы на спине и ладонях».(рисуем на спине прямые линии, ребенок рисует на листе).

Игра «Клубочек». Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Логопед сообщает, что это клубочек волшебный. Как только дети начинают его сматывать, так сразу же успокаиваются.



Таким образом: Применение нейротерапии в коррекции у детей дошкольного возраста повышает мотивацию к занятиям, развивает когнитивные функции, стабилизирует психическое состояние детей.