Заключение по данным нейропсихологического обследования
ФИО ………….., дата рождения 26.05.2007- ученица ….. класса школы с нарушением слуха
………….. несколько зажатая, стеснительная, тихая, доброжелательная, производит впечатление неловкого, неуверенного и немного растерянного ребёнка. Если девочка чувствует, что педагог хочет ей помочь, может её заинтересовать и доброжелателен к ней, раскрывается, как цветочек, которому не хватало тепла и ласки. Воспитывается в многодетной семье, мама очень строгая и требовательная, девочка теряется при виде мамы, боится не оправдать её ожиданий.
Латеральная организация – правша, бабушка со стороны отца-левша
Сурдологом установлен диагноз: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, что является главной причиной недостаточности общения и развитиия ВПФ. К занятиям отношение положительное ,правила и нормы поведения соблюдает.
-Экспрессивная речь маловнятная, аграмматичная, снижена интонационная выразительность речи, на вопросы отвечает односложно. Словарный запас недостаточен. Снижена опоры на слуховое восприятие, вследствие чего страдает фонематический слух.
-Голос –тихий, слабый.
- Сведения о себе полные, по общему опросу называет количество дней в неделе и месяце, республику в которой живёт.
-Внимание с колебаниями, с близкими по норме показателями концентрации и распределения, с проявлениями истощаемости в нагрузочных пробах( проба Шульте: 25,44,39,54, при копированиеи фигур Рея Остеррица,Тейлора)
-Произвольность поведения недостаточна, снижение контроля за протеканием произвольной деятельности, упрощение программы
- Мотивация на обследование формируется в достаточной степени
- Эмоциональный фон, в целом, ровный ( неуверенность при выполнении субъективно сложных заданий)
- Личностные особенности: замкнутость, впечатлительность
В заданиях по методике «аналогии»( наглядный материал) допускает ошибки ( за счёт особенностей конструирования), которые коррегирует по требованию
Со слов мамы: в анамнезе – снижение слуха обнаружили в 4,5 года, вследствие чего сформировалось нарушение когнитивных функций, ЗПРР
Объективно
1.Восприятие.Большое значение для компенсации нарушения слуха приобретает зрительное восприятие .
Зрительный гнозис. При непосредственном предъявлении 6 фигур, выявлены персевераторные ошибки, реверсии при воспроизведении фигур.. При копировании фигуры Тейлора и Рея Остерица выявляются метрические ошибки-нарушение пропорций. Зафиксированы параграфии при письме.
Слуховой гнозис- нарушен вследствие снижения слуха. Путает близкие по значению слова и фразы
Пространственный гнозис-. Нарушения пространственных представлений. Наблюдается структурно-топологический дефицит, связанный со смещением частей по отношению друг к другу.
2. Внимание- истощаемое, концентрируется после 10 минут отдыха, может выполнять инструкции
3.Память:
Слухоречевая- специфические трудности ребёнка с нарушенным слухом связаны с необходимостью интегрировать воссоздавать образ мысленно, без опоры на слуховой анализатор, оперировать образами
Зрительная память- это опора для Эльвины. С пробой 6 фигур справилась хорошо,при непосредственном воспроизведении допустила ошибку объёма и избирательности, после третьего предъявления справилась с поставленной задачей.
4.Мышление: Со стороны операциональных процессов мышления определяется возможность оперирования некоторыми простыми и стандартными понятийными категориями. Лишено достаточной подвижности. Выявляются ошибки при освоении логико-грамматических конструкций, при рассказе по сюжетной картинке, 4ый лишний. В заданиях по методике «аналогии»( наглядный материал допускает ошибки( за счёт особенностей инструктирования), которые корригирует по требованию.
5. Речь: Маловнятная. Фонематический слух страдает вторично, вследствие первичного дефекта нарушения слуха. Страдает номинативная функция речи, вследствие ограниченного словарного запаса и логико-грамматические конструкции. Связная речь на низком уровне.
6. Конвергенция в норме. Пробы на реципрокную координацию и динамический праксис выполнил правильно, но при выполнении заданий в быстром темпе и при фиксированном языке заметно истощение внимания, неточности выполнения и пространственный поиск. Исполнительная сторона копирование и написание слов нарушена . При истощении выявляются изменчивые нарушения тонуса рук, что заметно при копировании.
Таким образом, в результате исследования выявлены следующие нарушения:
Выявляется дизонтогенез по типу дефицитарного развития (слуховой анализатор) с недостаточной сформированностью экспрессивной речи, фонематического слуха и ограниченностью понятийного запаса, истощаемость внимания при достаточной концентрации, сохранность памяти, уровень наглядно-действенного и невербального интеллекта выше среднего.