Некоторые нормативные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны основные понятия, применяемые для целей данного Федерального закона.
Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Юридическое толкование понятия «безнадзорный» вызывает ряд вопросов в связи с его неопределенностью. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка подразумевает под собой по смыслу ст. 5.35 КоАП РФ и ст. 156 УК РФ наступление каких-либо негативных последствий в связи с таким поведением родителей или лиц, их заменяющих.
Само по себе отсутствие контроля или ненадлежащий контроль (учитывая неопределенность данных понятий) за поведением ребенка вовсе не свидетельствует об обязательном наступлении такого негативного результата, как правонарушающее поведение несовершеннолетних или антиобщественные действия с их стороны. При этом согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорность несовершеннолетних фактически приравнивается к правонарушениям и антиобщественным действиям со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными данным законом.
Представляется более целесообразным включать в понятие «безнадзорный» вполне определенные признаки результата отсутствия контроля, которыми могут являться: употребление спиртных напитков, наркотических средств, проституция, антиобщественные действия, правонарушения и т.п.
Беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,
– лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
В приведенной выше формулировке не раскрывается понятие обстановки, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию ребенка, а правонарушения или антиобщественные действия не увязываются напрямую с такими требованиями.
Сами по себе безнадзорность или беспризорность уже свидетельствуют о несоответствии содержащимся в законодательстве требованиям к воспитанию или содержанию ребенка, поэтому такое несоответствие скорее является причиной безнадзорности и беспризорности, а не следствием, как указано в определении.
Социально опасное положение несовершеннолетнего необходимо определять посредством наличия признаков, характеризующих данное социально опасное поведение.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В указанном определении требуют своего юридического толкования понятия «отрицательное влияние на поведение несовершеннолетних» и «жестокое обращение с ними». Без правовой определенности в данных вопросах трудно осуществлять защиту прав и законных интересов детей, а также эффективно заниматься профилактикой их безнадзорности и правонарушений.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Под профилактикой преступности (от гр. prophylakticos – предохранительный) понимается предупреждение преступности, комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение факторов преступности в целом и ее отдельных видов, общественной опасности личности преступника.
Под профилактикой преступности несовершеннолетних следует понимать аналогичный комплекс мер, направленных на предупреждение совершения несовершеннолетними деяний, предусмотренных уголовным законодательством.
Меры по профилактике противоправного (в т.ч. преступного) поведения несовершеннолетних направлены на:
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с организацией благоприятных условий для их содержания, воспитания и развития;
Обеспечение правопорядка и уровня общественной безопасности путем сведения к минимуму фактов правонарушающего поведения несовершеннолетних;
Социальную реабилитацию несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению.
В криминологии выделяются общее и специальное предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Специальное предупреждение подразделяют на раннюю специальную, непосредственную (индивидуальную) специальную профилактику и профилактику рецидива в зависимости от времени начала их реализации.
Общее предупреждение правонарушений несовершеннолетних регулируется федеральным и региональным законодательством, охватывает все сферы их жизнедеятельности (семейные отношения, образовательные, трудовые, досуговые и т.д.) и направлено на устранение негативных факторов, препятствующих благополучному социальному развитию несовершеннолетних.
Специальное предупреждение правонарушений несовершеннолетних – это система воздействия на процессы, порождающие правонарушения отдельных социальных групп несовершеннолетних, виды правонарушений и их этапы. Ранняя профилактика направлена на устранение причин, порождающих правонарушения несовершеннолетних.
Непосредственная (индивидуальная) профилактика заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее подверженных совершению правонарушений и направлена на оказание им помощи в позитивном изменении социальной микросреды и их самих.
Профилактика рецидива заключается в социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения (включая преступления), в целях контроля за ними и предотвращения повторных правонарушений.
По масштабу профилактических мер выделяют:
Меры общефедерального уровня, охватывающие все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних;
Региональные меры, учитывающие социально-экономические и иные местные условия;
Групповые меры, применяемые к асоциальным группам несовершеннолетних;
Индивидуальные меры, касающиеся конкретной личности несовершеннолетнего.
В зависимости от характера применяемых мер профилактику правонарушений подразделяют на следующие виды:
Социальная профилактика – это комплекс социально-педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушающего поведения несовершеннолетних. Сущность социальной профилактики заключается в адекватном реагировании общества и государства на проблему обеспечения благополучного развития ребенка, его воспитания, образования и социализации.
Социально-правовая профилактика – это общественное и юридическое воздействие на личность ребенка в целях формирования у него навыков социального и правопослушного поведения.
Нравственная (моральная) профилактика – это предупреждение аморального поведения несовершеннолетних путем их ориентации на нравственные ценности и руководство ими в жизни.
Сущностью всех видов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних является устранение и нейтрализация причин и условий, порождающих такое поведение.