( НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ
К.Г. ПАУСТОВСКОГО ).
Подготовил:
учитель русского языка
и литературы
ЧАЛЬЯН И.Г.
с.Новоселицкое
Каждый раз, возвращаясь к прозе Константина Георгиевича Паустовского, я удивляюсь: почему так мало внимания уделяется этому писателю в школьной программе? Еще недавно пятиклассники изучали в сокращении повесть «Мещёрская сторона». Но и она исчезла бесследно из школьных учебников. А на ее место стали другие произведения, не столь понятные и интересные для школьников.
А между тем как много может дать Паустовский юному читателю! Он научит любить Родину и природу, любить, жалеть и понимать людей с их слабостями и недостатками, научит мечтать, верить в существование голубых городов и стараться воплотить мечту в реальность; из его произведений мы больше узнаем о жизни природы, о мире, о судьбах и творчестве замечательных людей – служителей муз.
На примере произведений К.Г.Паустовского очень удобно и интересно изучать такие литературоведческие термины, как эпитет, сравнение, метафора, пейзаж и другие. Нельзя не отметить и то, что язык Паустовского – эталон, образец. Паустовский – истинный мастер слова, превосходно владеющий словом, просто, изящно, красиво, легко выражающий на бумаге чувства и мысли. Не каждого большого писателя характеризует столь отточенный слог.
Кроме того, К.Г.Паустовский, благодаря некоторым особенностям своей прозы, очень интересен, уникален и несравним, пожалуй, ни с одним писателем, изучаемым в школе.
Именно об этих особенностях и хочется сказать несколько слов.
Первая особенность, не столь оригинальная сама по себе, но необыкновенно ярко проявляющаяся, - поэтичность прозы К.Г.Паустовского. Выразительные эпитеты, неожиданные, но точные сравнения, яркая образность, сам строй речи – все это и, пожалуй, еще что–то, неуловимое и легкое, по – видимому, рождает эту поэзию прозы.
Особенно усиливается такое ощущение при чтении описаний природы. А описания природы пронизывают все произведения великого лирика, даже если они напрямую не связаны с изображением неброской красоты родной природы.
Многочисленные сравнения дают читателю возможность яснее увидеть величие русских просторов, затерянность «глухих, разбойничьих» мещёрских лесов, мглу, похожую на дым пожара, услышать крики ночных птиц, шелест падающих листьев, шорох дождя, вдохнуть аромат лесного костра, запахи скошенной травы и сырых опилок.
Вот лишь некоторые примеры сравнений из произведений К.Г.Паустовского. Величественные мещёрские леса напоминают автору кафедральные соборы, гора похожа на глыбу старинного серебра, вода в реке Прорве блестит, как черное стекло. А пухлые облака писатель сравнивает с ватой. Даже обычный линь в солнечный день блеском своей чешуи вызывает в памяти у Константина Георгиевича золотые купола монастыря, а отдаленный гром – заспанного силача, расправляющего плечи. Паровоз похож на самовар, а Аральское море – на синюю ртуть.
А как выразительны эпитеты, щедро рассыпанные на страницах книг Паустовского. Вот некоторые отрывки, в которых без точных эпитетов невозможно увидеть, услышать, почувствовать изображенное.
«Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки…
Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». («Мещёрская сторона»)
«Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг». («Прощание с летом».)
«Паровоз прощально закричал, и леса начали перебрасывать его короткий крик. Унесли в непролазные чащи и неожиданно вернули звонким, многоголосым эхом». («Старый челн».)
Под пером К.Г.Паустовского природа словно оживает, неодушевленные предметы будто приобретают душу, и со страниц поднимаются пред нами и живут своей жизнью необыкновенные, мимолетные образы. Мимолетные – потому что образы эти рождаются вроде бы из пустяков, мелочей, на которых не заостряется наше внимание, но которые создают настроение, вызывают ощущение свежести, заключают в себе прелесть, очарование прозы великого волшебника слова.
Вот лишь некоторые из бескрайнего моря ярких, выпуклых образов, созданных талантом писателя: «В саду поселилась осень», «Голубой день зазвенел, как стекло», «Котелок сердится и бормочет на огне», «День как будто дремлет», «Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад». «…Листья осыпались…частым и печальным дождем», «Первый заморозок надышал холодом на стекла в доме», «Туман шуршит в саду».
О языке произведений К.Паустовского можно говорить бесконечно. Но поскольку цель этой работы другая – дать краткое описание некоторых особенностей прозы Паустовского, перейдем к следующей части.
Другая не менее яркая и привлекательная черта К.Г.Паустовского как писателя – его объективность. Он никогда не высказывает своего отношения к герою. К происходящему, этим давая читателю самому разобраться в своих чувствах, дать себе верную оценку изображаемому.
Рассмотрим эту особенность на примере рассказа «Этикетки для колониальных товаров». В центре произведения – два героя: «автор» (повествование ведется от первого лица) и рассказчик, гравер Иосиф Шифрин. Все внимание писателя и читателя сосредоточивается на печальном, даже трагическом рассказе Шифрина о его жизни.
Что же это была за жизнь? Жизнь, лишенная радости с самого детства; жизнь бесцветная, отданная вредной, пожирающей легкие профессии.
Но жизнь эта озарена светлой мечтой, зародившейся еще в детском возрасте – мечтой «о скитаниях, о голубых городах со странными именами, о зеленом сиянье тропических лесов, о гаванях, раскинутых, как птицы, о неколеблемых ветрами морях.
Раб этой мечты, Шифрин эгоистично «просмотрел» болезнь жены, равнодушно дал ей умереть, и умереть в одиночестве. Влекомый «думой о скитаниях», он погубил маленькую дочку, заболевшую малярией в непривычном для нее тропическом климате. Он мог ее спасти: врачи и его собственный разум подсказывали, что надо было просто вернуться на север, на родину. Но для этого нужно было пожертвовать взлелеянной с детства мечтой. «Я не мог...Я не мог выбросить за борт 9лет и начинать сначала. Я был недалеко от цели».
Но, покорившись сердцу, зовущему в дальние страны, наш герой обманулся. Похоронив дочь, он остался совсем один. В погоне за бесплотной мечтой он потерял самое дорогое, что у него было в действительности. И потерял по своей вине. Именно его эгоизм стал причиной смертей двух самых близких ему людей, которых он забывал, когда они были живы.
И Иосиф Шифрин понял, что никуда теперь не уедет, он останется жить там, где «все, каждый камень напоминает о дочке». «У меня осталась только одна эта память – говорит гравёр. – она дает мне силу жить. Отсюда я никуда теперь не уеду».
Вот что поведал Шифрин «автору». Читая рассказ. Нигде не замечаешь писательских оценок, подсказок относительно действий героя. Даже человек, от лица которого ведется рассказ, который является слушателем (именно слушателем, а не собеседником) Шифрина, остается «нем»: он почти не прерывает повествование гравёра и, уходя от него, вроде бы не задумывается над услышанным. Он продолжает жить своей жизнью, как будто бы не было этой грустной повести о бедах человека, с которым ненадолго столкнула его судьба.
Лишь одной фразой – «ее можно было спасти», - прерывает он рассказ гравёра.
«Автор» так же, как и «чахоточный гравёр», мечтает «об океане, серебряных вёснах. О желтом песке чужих и пустынных берегов». Но он возвращается домой, не став рабом этой грёзы.
На чьей стороне писатель – мы можем только догадываться. У Паустовского в рассказе ответа на этот вопрос нет. Писатель дает нам возможность поразмышлять над прочитанным самостоятельно, не ограничивая читателя своей собственной точкой зрения.
И, наконец, третья удивительная особенность произведений К.Г.Паустовского, о которой хотелось сказать, заключается в том, что этот писатель не выводит отрицательных персонажей. Если они и появляются в его книгах, то лишь как печальные проявления реальной жизни, без которых нельзя обойтись, особенно если это историко-литературные очерки, такие как «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан», «Разливы рек» и другие. И то появляются такие герои лишь эпизодически, на них не заостряется внимание, они лишь необходимая деталь сюжета, без которой, к сожалению, невозможно обойтись.
Вспомним рассказ «Московское лето». Вначале этого рассказа появляется пять героев: архитектор Гофман, очеркист Метт, Лузгин, Леля и муж – «безмолвный и близорукий»» репортер Данилов. Каждый из этих персонажей получает развитие по их отношению к главной фигуре – Гофману. И выясняется, что Данилов словно выпадает из дальнейшего повествования после своего высокомерного, напыщенного приговора, вынесенного дому отдыха «Пятый день», который был построен по проекту Гофмана, После этого Данилов существует лишь в рассказе Лели об их семейной ссоре. И из слов его жены мы узнаем, что он «всю жизнь мелко плавал». «Куцые мозги!» - резко бросает ему Леля. То есть перед нами человек мелкий, ничтожный, заведующий талантам других людей и потому стремящийся задушить в самом начале все интересное, неординарное, выдающееся. Именно он печатает «паршивенькую заметку» - так охарактеризовала её Лёля, - после которой назначают комиссию, чтобы выяснить, стоит ли вообще строить такие дома. И на заседании этой комиссии Гофмана ждет полный разгром.
Рассказ Лёли о ссоре с мужем – последнее упоминание о Данилове. До конца произведения этот персонаж не доходит.
И дело, конечно, не в том, что Данилов не поддерживает Гофмана. У архитектора есть и другой оппонент, его друг Метт. Но Данилов в силу своей ничтожности даже не способен понять Гофмана, не способен увидеть в его проекте свежую мысль, дыхание прекрасного будущего. А Метт просто скептик. Привыкший подчинять всё строгому, детальному анализу; он, несомненно, может, способен оценить изобретение Гофмана.
В очерке «Разливы рек», в котором повествуется о первой ссылке Лермонтова на Кавказ, тоже появляется резко отрицательный персонаж – жандармский ротмистр, назначенный следить за поэтом и по возможности его уничтожить. По –видимому, как лицо реально – историческое этот тип не мог быть обойден автором, поскольку К.Г.Паустовский честен как писатель и не старается приукрасить действительность. Но опять – таки и ротмистр – лицо эпизодическое, более подробно выведенное лишь в одной сцене – сцене игры в карты. В остальных случаях он существует лишь в резких упоминаниях о нем Лермонтова (один раз в разговоре с Щербатовой, второй – после покушения на поэта.
Столь же эпизодически появляется и в повести «Тарас Шевченко» «напыщенное и ничтожное животное» - помещик Энгельгардт – хозяин семьи Шевченко, лицо, реально существовавшее.
Но в большинстве случаев мы не встречаем в произведениях К.Г.Паустовского героев отрицательных. Такие люди не занимают писателя. Ему просто неинтересно о них писать. Герои Паустовского – люди не совсем обычные, в которых есть нечто, отличающее их от других.
Это чудаки, подобные Гофлину и Чудаку из рассказа «Ценный груз». Это гении, выдающиеся люди, такие как И.Левитан, Т.Шевченко, М.Лермонтов, а также вымышленные: Отто Тенеберг из рассказа «Кофейная гавань», боцман Миронов, прославившийся феноменальный памятью. В поле зрения писателя и люди героические, способные пожертвовать собой ради дела, ради спасения другого человека. Это и астрономы из повести «Созвездие Гончих Псов», и капитан Шестаков из рассказа «Тост», и герои повести «Озерный фронт».
И, наконец, писателя интересуют люди «простые», «обыкновенные», вроде бы ничем себя не проявившие, но живущие по уму, по совести. «Мещорская сторона» и из рассказов о природе («Подарок», «Последний черт», « Заячьи лапы»), матрасы и рыбаки из «морских» рассказов («Сардинки из Одьерна», «Черные сети», «Ценный груз»).
К.Г.Паустовский – правдивый писатель, и все сказанное не значит, что герои его – люди идеальные. Нет, мы сталкиваемся и с Иосифом Шифриным, эгоистичным мечтателем из рассказа «Этикетки для колониальных товаров» (о нем говорилось выше), и астроном Дюфур из «Созвездия Гончих Псов», не желавший знать ничего, кроме науки, даже того, что там, на земле, бедствуют и гибнут люди; но все же и он берет в руки оружие и наравне с другими защищает обсерваторию от фашистов. Находит себя и капитан Ривьер, пьяница и враль. Отсидевший за мошенничество три года, спустя годы становится одним из руководителей забастовки французских рыбаков.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что даже не вполне положительные герои у Паустовского все – таки приходят к истине.
Мир, в котором существуют персонажи Паустовского, тоже не благополучен. Это не мир иллюзий с прекрасными героями. В этом мире мы видим грязных нищих, в этом мире люди накладывают на себя руки, потому что не могут смотреть на своих умирающих от голода детей, в этом мире есть грязные и дурно пахнущие трущобы, каучуковые плантации, на которых забытые хозяевами рабочие один за другим гибнут от жестокой тропической лихорадки.
Но люди, обитающие в таких трущобах, загнанные в столь страшные условия, духовно выше и чище тех, кто создал для них этот ад. И рыбаки начинают борьбу за более достойную жизнь, бездушный хозяин убит безумной женщиной, потерявшей по его вине мужа и единственного сына. А нищий и голодный «еврейчик», будущий великий художник Исаак Левитан, сидя в грязном трактире среди пьяного сброда, вспоминает картины Коро.
И, как бы ни была страшна действительность, в произведениях К.Г.Паустовского побеждает светлое начало.
Итак, в данной работе были рассмотрены некоторые индивидуальные черты произведений К.Г.Паустовского. Из всего сказанного наиболее четко были выделены три особенности:
1) поэтичность прозы; 2) объективность писателя; 3) отсутствие отрицательных героев.
Эти черты были описаны более подробно. Однако вскользь оказались затронуты и другие особенности: победа светлого начала, оптимизм Паустовского и индивидуальность, необычность героев этого писателя.
Конечно, это далеко не все, да и черты, перечисленные выше, не были столь подробно проанализированы. Но даже из всего сказанного можно сделать вывод о том, насколько полезен и интересе может быть этот замечательный писатель как объект изучения в школе. Причем независимо от возраста.
Вот примерная программа изучения произведений К.Г.Паустовского в школе.
5 класс – тема «Певец русской природы»: повесть «Мещёрская сторона», рассказы о природе («Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Последний чёрт», «Подарок», «Прощание с летом», «Жильцы старого дома», «Кот – ворюга», «Резиновая лодка»).
6 класс – тема «Мастера» - рассказы: «Старый чёлн», «Стекольный мастер», «Старый повар», «Парусный мастер», «Лёнька с малого озера».
7 класс – тема «Смелые люди» - повесть «Созвездие Гончих Псов», рассказы: «Тост», «Доблесть», «Соранг», «Кофейная гавань». Думается, что список рассказов для изучения в 5 -6 кл. может быть расширен или изменен в соответствии с темой по усмотрению учителя.
В 8 классе уже изучается рассказ «Телеграмма». И если это рассказ о чёрствости, эгоизме, то в противовес может быть прочитан и рассказ «Музыка Верди» о человеческом внимании, тепле.
В 9 классе можно было бы на уроке внеклассного чтения рассмотреть повесть «Разливы рек» параллельно с изучением творчества М.Ю.Лермонтова.
В 11 классе учащиеся могли бы познакомиться с повестью «Золотая роза».
Константин Георгиевич Паустовский, на наш взгляд, должен обязательно занять своё место в школьной программе. Доступность и интересное содержание обеспечит ему любовь школьников. Для учителя же могут стать ценными и форма, и то духовное богатство, которое таят в себе произведения этого необыкновенного писателя.