СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности работы с дошкольниками в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с дошкольниками проводится практически во всех детских школах искусств как подготовительный этап  для поступления и дальнейшего обучения в школе. Развитие целого комплекса необходимых знаний, умений и навыков в этот возрастной период помогает ребёнку в постижении прекрасного и вечного мира искусства.     

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности работы с дошкольниками в классе фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Котовская детская школа искусств»











НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

















Автор:

Прокофьева Н.И.

преподаватель, концертмейстер








Работа с дошкольниками проводится практически во всех детских школах искусств как подготовительный этап для поступления и дальнейшего обучения в школе. Развитие целого комплекса необходимых знаний, умений и навыков в этот возрастной период помогает ребёнку в постижении прекрасного и вечного мира искусства.

Привить интерес и любовь к музыке – вот основная задача педагога. Успех решения этой задачи во многом зависит от компетенции и профессионализма педагога, знаний возрастной психологии, специфики работы с дошкольниками.

В представленном сообщении рассмотрены некоторые особенности работы с дошкольниками в классе фортепиано.

Детский возраст до 6 лет – это период доминантности эмоционального мышления, фантазёрства, частой смены интересов. Музыкальные способности развиваются поэтапно, как правило, в начале чувство ритма, а затем музыкальный слух. От степени развития ритма и слуха зависит музыкальная память включающая в себя процессы распознавания, затем воспроизведения мелодии. Но эта лишь общая схема, она может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поэтому в занятиях с детьми педагог первостепенно должен использовать метод личностно-ориентированного подхода в зависимости от креативных способностей детей.

На занятиях с 4-5-6-летним малышом педагог должен стать прежде всего добрым и понимающим другом и учить лишь тогда, когда процесс обучения будет приносить взаимное удовольствие.

Анна Артоболевская говорила: «Больше сказки, больше фантазии и игры в музыке». Обязательно на уроках с маленькими учениками, следует следить за настроением ребёнка, не торопить его, использовать только положительные оценки, больше похвалы. Чтобы избежать быстрой утомляемости, следует разделить занятие на два полноценных урока по 20 минут с обязательной сменой деятельности и использованием здоровьесберегающих технологий.

Работа с дошкольниками в классе фортепиано включает различные направления: слушание музыки, знакомство с инструментом, основные правила посадки за фортепиано, изучение клавиатуры и нотной записи, организация игровых движений с использованием метода аппликатурных ассоциаций.

В многообразии перечня слушание музыки можно поставить первым пунктом, как накопление слуховых впечатлений, необходимых для дальнейшего развития музыкального слуха. Л. А. Баренбойм писал: «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».

Прекрасным иллюстративным материалом являются произведения композиторов-классиков П. Чайковского, М. Глинки, Р. Шумана, А. Гречанинова, В. Коровицына и др. Исполненные преподавателем пьесы формируют аналитическую деятельность ребёнка – способность определения характера произведения и представления простейшего формообразования. Прослушивание произведений целесообразно органично сочетать с танцевальными движениями, кружением, маршированием, хлопками в ладоши в зависимости от жанровой направленности исполняемых пьес.

Ребенок дошкольного возраста не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке. Его словарный запас еще мал, уровень связного рассказа невысок. В этом случае помогают подготовленные картинки, выбранные для передачи нужного настроения от прослушанного произведения. Слушать музыку ребёнок должен постоянно, это способствует расширению его кругозора и воспитанию художественного вкуса.

Согласно известному изречению «Корень учения горек, зато плод его сладок». Педагоги детских школ искусств, музыкальных школ обязаны позаботиться о том, чтобы процесс обучения юного пианиста в постижении музыкального искусства был максимально приятным и комфортным. В этом помогут особенно на начальном этапе разные увлекательные игры и ассоциативно-образные представления, помогающие найти нужные приёмы для правильной организации игровых движений. Прислушаемся к мнению известного немецкого композитора и талантливого пианиста Роберта Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём».

С чего же всё начинается? Знакомство с инструментом, клавиатурой, правильная посадка, свобода и естественность в движениях рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавиатурой при звукоизвлечении, органическое взаимодействие кистевого и бокового движений, - всё это основные составляющие музыкального развития юного пианиста.

Рассказывая дошкольнику об инструменте, необходимо апеллировать не к логическому мышлению, а к детскому воображению и фантазии, привлекать доступные для ребенка ассоциации, образы, сказочных персонажей и т.д.

Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив подходящим стихотворением, например, "Миньон" О.Мандельштама.

При знакомстве ребенка с регистрами используются понятные ему образные сравнения: в верхнем регистре высоко летают птички, у них тонкие голоса; в нижнем регистре – низкие голоса, это царство тигров и львов, в среднем регистре мы поём любимые песенки.

Этап изучения клавиатуры – это знакомство с белыми и чёрными клавишами, зрительное запоминание закономерностей расположения белых клавиш последовательно друг за другом и группирование чёрных клавиш по две, затем по три. Для облегчения запоминания можно вспомнить сказку про двух братиков и трёх сестричек. Зрительное, тактильное и слуховое восприятие клавиатуры очень важно для дальнейшего развития навыков организации игрового аппарата.

Проблема постановки игрового аппарата и правильной организации игровых движений особенно актуальна и значима в учебном процессе. Ей следует уделять внимание с самых первых занятий. Пианист Леонид Николаев писал: «Пианисту нужно работать над постановкой рук так же, как певцу над постановкой голоса». К сожалению, в настоящее время не часто можно видеть правильно поставленные руки, являющиеся не только залогом комфортной игры, но и эстетической составляющей. Объясняя правила посадки за инструментом, полезно использовать сборник А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» с наглядными иллюстрациями и множественными примерами подготовительных упражнений для освобождения игрового аппарата, например, «радуга», «мячик», «поцелуй карандаш» и другие. Важно, чтобы малыши-пианисты запомнили название каждого пальчика.

Знакомство с инструментом должно проходить параллельно с изучением нотной грамоты. Детям дошкольного возраста не просто запомнить местонахождения ноток, и в этом случае подспорьем будут яркие четверостишия-картинки.

Чтобы объяснить ребенку длительности нот, также помогут игры и сказки в которых в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Полезно также проводить с ребенком ритмические упражнения на разные длительности. Например, используя считалку «По дороге Петя шёл», пройтись с ребенком по комнате в нужном ритме:

Правильная постановка руки – это не только выстроенность каждого пальчика, но и точная организация движений в руке. Существуют разные точки зрения на этот счёт. Кто-то считает, что движения должны быть минимальны и экономны, незаметны в игре. Так было, например, в эмпирический период ХVIII-ХIХ веков, культивировавший игру активными, изолированными пальцами при почти неподвижной кисти без ощущения свободы и гибкости движений. Во второй половине ХIХ-ХХ веков в соответствии с эстетикой романтизма пианистические движения подчинились осознанию музыкально-художественных целей. Разделяю эту позицию, активно применяя на практике кистевое и боковое движение, как залог освобождения аппарата и если хотите, даже некоего эстетического эффекта. Главное, чтобы движения не мешали самому исполнителю и были естественными.

Как было обозначено выше, именно ассоциативно-образные сравнения помогают привести игровой аппарат ребёнка в нужное состояние. Остановлюсь на некоторых особенно распространённых приёмах в моей практике.

Итак, наша первая остановка «Яблоко-груша». Такое вкусное название, конечно же ассоциативно. Округлость – это форма руки во время игры, именно в классическом понимании без всяких исключений. Ассоциативный ряд может быть разнообразным: яблоко, мячик, апельсин, собственное колено, любой круглый предмет, который при подкладывании в руку ребёнка сразу позволяет увидеть нужную форму с тремя обязательными бугорками, приоткрытыми окошечками между пальцами, классическим овалом между 1 и 2 пальцами и абсолютно ровным «мостиком» запястья. Эту «яблочную» форму нужно сохранить при соприкосновении с клавишей.

Выбранное сравнение с яблоком, преследует логическое продолжение. После звукоизвлечения рука, освобождаясь, поднимается вверх, напоминая висящую на ветке грушу. Рассматриваемый приём, помогает не только построить нужную форму руки, но и добиться кистевой свободы. Упражнение «яблоко-груша» нравится детям, они с удовольствием делают его не только на фортепиано, но и на любой твердой поверхности, например, на столе.

Также этот приём помогает успешно овладеть первым штрихом для начинающих пианистов - нон легато, сохранить кистевую свободу в руке. В первых пьесках от «Дождика», «Ёлочки» до «Ой, лопнул обруч» руки начинающих пианистов уверенно демонстрируют отработанный приём «яблоко-груша».

Этот приём находит своё продолжение и в дальнейшем, в работе над штрихом легато, требующего связного звукоизвлечения с различной группировкой: сначала по два звука, так называемые «интонации вздоха», с опорным первым звуком и мягким снятием второго звука, переходящего «в грушу», далее по три звука и т. д. Хорошим подспорьем в этом случае являются упражнения и этюды из сборника «Фортепианная азбука» Е. Гнесиной.

В пьесах с фактурой поочерёдного изложения рук на legato мною применяется приём «весы». По сути, это трансформированный предыдущий приём с участием обеих рук, позволяющий добиться свободной работы предплечья. Как пример, можно привести Украинскую народную песню «Ой, ты, дивчино», первую вариацию «Во саду ли, в огороде» И. Берковича

Обозначенные приёмы для освобождения игрового аппарата на практике органично сочетаются с естественным движением предплечья, так называемым боковым движением руки. Оно может быть компактным при дослушивании звука, либо более рельефным при оформлении фразы. В этом случае приходит известное высказывание пианиста К. Игумнова: «Рука должна приспосабливаться к рельефу фразы».

В нотах для наглядности мною делаются обозначения бокового движения: стрелочкой вправо для правой руки и стрелочкой влево для левой руки. Боковое движение помогает дослушать звук, делает его более глубоким и выразительным.

Следующая остановка «Волшебные пальчики».

Не секрет, что удобная аппликатура способствует правильной организации и естественности движений в руке. Для быстрого разучивания простейших репертуарных пьес с начинающими пианистами я применяю метод аппликатурных ассоциаций.

Некоторые наиболее распространённые пальцевые комбинации имеют образные названия. Дети к ним привыкают и соответственно быстро выучивают программные произведения.

Например, терцовое сочетание 1 и 3 пальцев – «колечко», сочетание 1 и 2 пальцев – «петелька», сочетание 2 и 3 пальцев – «заячьи ушки», 2 и 4 пальчик образуют «подкову», октавная растяжка от 1 к 5 пальцу – «шпагат» или «паук», удержание свода 1-5 пальцы – «дуга». Мною были проведены наблюдения и отмечена эффективность данного метода в разучивании репертуарных произведений. На примере Этюда a moll по теме Н. Паганини композитора Игоря Берковича можно проследить приём в действии с активным использованием «колечек» (сочетание 1-3 пальцев), заранее подготовленных на паузе. Представленные в статье лишь некоторые приемы, использованные в личной практике, бесспорно, помогают юным музыкантам в правильной организации игровых движений и освобождении аппарата.

Таким образом, первый год обучения дошкольника в музыкальной школе или школе искусств – это особый период жизни ребенка. Именно в это время формируется его отношение к музыке как к искусству, создается основная база, на которой будет строиться все его дальнейшее творческое развитие. Процесс обучение дошкольников игре на фортепиано имеет свои специфические особенности, что требует от педагога дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Это возможно только при условии знания и учета детской психологии и физиологии, постоянной готовности совершенствовать свое профессиональное мастерство.

В настоящее время, наряду с традиционными формами и методами преподавания, появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Личная траектория педагога, обогащённая современными технологиями, способствует раскрытию ведущих музыкальных способностей, развитию творческого потенциала учащихся.

 

Список использованной литературы


  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие, изд.6. – Москва, Советский композитор,1992.

  2. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – Москва, 2006.

  3. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». Москва, 2001.

  4. Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2005.

  5. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград, 1985.