СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности работы с учащимися 5-6-х классов с ОВЗ по формированию читательской грамотности» (тезисы статьи)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности работы с учащимися 5-6-х классов с ОВЗ по формированию читательской грамотности» (тезисы статьи)»

Семенова Екатерина Юрьевна, МАОУ СОШ № 4

Направление «Формирование читательской грамотности: результаты, проблемы, направления дальнейшей работы»

Тема «Некоторые особенности работы с учащимися 5-6-х классов с ОВЗ по формированию читательской грамотности» (тезисы статьи)


Актуальность темы обусловлена целями и задачами реализации ФГОС основного общего образования и выполнением «Адаптированной ООП ООО для учащихся с ЗПР», утвержденной директором МАОУ СОШ № 4.

Учителю, работающему с учащимися с ОВЗ, важно учитывать особенности организации обучения:

-- учет работоспособности и особенностей психофизического развития учащихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения, рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала, дробление большого задания на части, поэтапное разъяснение задач, последовательное выполнение этапов задания с контролем / самоконтролем каждого этапа; повторение учащимися инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для выполнения задания или сдачи домашнего задания, сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий, возможность двигаться в индивидуальном темпе, максимальная опора на практическую деятельность.

-- использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки, образцы выполнения заданий, алгоритмы деятельности, печатные копии заданий, например, написанных на доске; использование упражнений с пропущенными словами / предложениями, использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, устное сообщение по обозначенной теме).

-- охранительный режим: создание климата психологического комфорта, предупреждение психофизических перегрузок.

Создание учителем качественной индивидуализации обучения позволяет гарантировать ребенку с ОВЗ удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей. Другими словами, учитель должен создать оптимальные условия реализации реабилитационного потенциала учащегося.

Выполнение данной задачи вызывает у учителя определенные трудности, связанные с индивидуализацией обучения в условиях инклюзии и классно-урочной системы. Помощь учителю может оказать «Сборник заданий по работе с текстом для учащихся 5-6-х классов с ОВЗ». В учебно-методической разработке предлагаются задания, формы и методы обучения для организации работы с учащимися с задержкой психического развития на уроке и дома, реализуется принцип индивидуализации в обучении. Кроме того, методическая разработка направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий и читательской грамотности, что является основой успешного освоения образовательной программы.

Учащимся с ОВЗ предлагаются в сборнике задания, направленные на формирование читательской грамотности, например: найти и извлечь информацию из текста, истолковать прочитанное, осмыслить и оценить прочитанное и другие.

Учащиеся с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ученику неоднократно в одних и тех же условиях. Именно этот принцип составляет основу сборника текстов, представленного в учебно-методической разработке.

Организация работы с текстом предполагает применение методов (коммуникативного, познавательного, преобразовательного, контрольного) коррекционно-развивающей работы, направленной на оптимальное усвоение учащимися изучаемого материала.

Формы работы с учащимися с ОВЗ могут быть разными, например: индивидуальная, парная (учитель – ученик).