СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит описание некоторых приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. Шобоева «Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания» Автор: учитель истории и обществознания Кривошеина Елена Демидовна (ВКК). 2019 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. К.Х. Шобоева

«Некоторые приемы ТРКМ, как технологии деятельностного типа на уроках истории и обществознания»

Автор: учитель истории и обществознания Кривошеина Елена Демидовна (ВКК).

2019 г.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США. Разработчики: американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос. Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США. Разработчики: американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
  • Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
  • Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Д.)

Параметры критического мышления: Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

Параметры критического мышления:

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • Критическое мышление есть мышление социальное.
Цели данной технологии: 1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Цели данной технологии:

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется про­цесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-группа», «ученик-ученик»; повышается ответственность за качество собс­твенного образования; формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации; раскрывается творческий потенциал учеников( умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания).

Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

  • появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется про­цесс познания на всех его этапах, а с другой — вся учебная деятельность на уроке строится на взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-группа», «ученик-ученик»;
  • повышается ответственность за качество собс­твенного образования;
  • формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации;
  • раскрывается творческий потенциал учеников( умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания).
  Преимущества ТРКМЧП : ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений; формируется самостоятельное мышление, способы и методы самостоятельной работы, дается возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»; в данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности; на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

  Преимущества ТРКМЧП :

  • ученики развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений;
  • формируется самостоятельное мышление, способы и методы самостоятельной работы, дается возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;
  • в данной технологии содержится много методических приемов, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности;
  • на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): 1– я стадия «Вызов»:  2– я стадия «Реализация смысла»: – актуализация имеющихся знаний; 3– я стадия «Рефлексия»: – пробуждение интереса к получению новой информации; – получение новой информации;  – постановка учеником собственных целей обучения. – учащиеся соотносят старые знания с новыми. – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий):

1– я стадия «Вызов»:

2– я стадия «Реализация смысла»:

– актуализация имеющихся знаний;

3– я стадия «Рефлексия»:

– пробуждение интереса к получению новой информации;

– получение новой информации;

– постановка учеником собственных целей обучения.

– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

– размышление, рождение нового знания;

– постановка учеником новых целей обучения.

Стадия вызова Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы; Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ; Возможные приёмы и методы :   составление списка «известной информации»;  предположение по ключевым словам;  систематизация материала (кластеры, таблицы);  верные и неверные утверждения;  перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия вызова

  • Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;
  • Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ;
  • Возможные приёмы и методы :

составление списка «известной информации»;

предположение по ключевым словам;

систематизация материала (кластеры, таблицы);

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия  осмысления (реализация ) Деятельность учителя : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»; Деятельность учащихся : ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации; Возможные приёмы и методы:  маркировка с использованием значков « V», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);  ведение различных записей типа бортовых журналов;  поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией  (текст, фильм, материал параграфа);  работа ведётся индивидуально или в парах

Стадия осмысления (реализация )

  • Деятельность учителя : сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»;
  • Деятельность учащихся : ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации;
  • Возможные приёмы и методы:

маркировка с использованием значков « V», «+», «­», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

ведение различных записей типа бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, материал параграфа);

работа ведётся индивидуально или в парах

Стадия рефлексии Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации; Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления; Возможные приёмы и методы:     заполнение кластеров, таблиц;   возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;   ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )  Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально - в парах – группах.

Стадия рефлексии

  • Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;
  • Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
  • Возможные приёмы и методы:

заполнение кластеров, таблиц;

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные вопросы;

  • написание творческих работ (синквейн, РАФТ, эссе )

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации;

работа ведётся индивидуально - в парах – группах.

Приемы технологии критического мышления: «Кластер» Древняя Спарта Вывод: в V в. до н. э. Спарта была одним из самых могущественных полисов Древней Греции. Применение кластера при организации работы актива класса

Приемы технологии критического мышления:

«Кластер»

Древняя Спарта

Вывод: в V в. до н. э. Спарта была одним из самых могущественных полисов Древней Греции.

Применение кластера

при организации работы актива класса

Приемы технологии критического мышления:

« ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

«З» знаем

«Х» хотим узнать

Кто такие археологи

Как работают археологи

«У» узнал

Как находят археологические памятники

Что такое исторические источники

Какие существуют виды исторических источников

« ИНСЕРТ»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

V

V

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Петр I — первый российский император.

+

+

Издал "Табель о рангах"

Отмечается все новое, что стало известно из текста

?

?

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Приемы технологии критического мышления: Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности Руси». «ФИШБОУН» Причины феодальной раздробленности Проблема: Факты: Причины: стремление феодалов к независимости перестали делиться с Киевом усложнение социальной структуры появилось дворянское сословие благоприятная внешнеполитическая обстановка отсутствие внешней угрозы Вывод: феодальная раздробленность была закономерным, неизбежным процессом

Приемы технологии критического мышления:

Урок истории в 6 классе: «Причины феодальной раздробленности Руси».

«ФИШБОУН»

Причины феодальной раздробленности

Проблема:

Факты:

Причины:

стремление феодалов к независимости

перестали делиться с Киевом

усложнение социальной структуры

появилось дворянское сословие

благоприятная внешнеполитическая обстановка

отсутствие внешней угрозы

Вывод:

феодальная раздробленность была закономерным, неизбежным процессом

Приемы технологии критического мышления:

«СИНКВЕЙН»

Правила построения синквейна

  • Первая строчка  стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка  состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка  — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка  — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество.

Полис

Независимый, дающий.

Развивается, защищает, позволяет.

Обеспечивает права граждан.

Государство.

Гитлер

Коллективизация

Обобщающая, соединяющая.

Самонадеянный, жестокий.

Объединяет, выравнивает, отбирает.

Захватывал, убивал, ненавидел.

Поднял Германию против мира.

Она не прошла гладко.

Труд.

Захватчик.

 

Гражданин

Законопослушный, деятельный.

Учится, трудится, участвует.

Заботится о благосостоянии полиса.

Свободный.

Приемы технологии критического мышления:

Верно – неверно

Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Вопросы:

  • Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в России того времени?
  • Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
  • Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
  • Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского хозяйства? И т.д.

12. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)

1. Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.

2. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну с Турцией.

3. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.

4. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.

5. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.

6. Первый русский национальный театр возник в России в правление Алексея Михайловича, в 1674 г.

1

 

2

 

3

 

4

5

 

6

 

 

Прием  «Понятийное колесо» Ключевое понятие Люди Богатые, бедные Дворянс-кое общество Общество защиты природы Страна ОБЩЕСТВО Футбольная команда Французы Класс Рабовла-дельческое общество Русское общество «Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе.  Тема «Что такое общество»

Прием «Понятийное колесо»

Ключевое понятие

Люди

Богатые,

бедные

Дворянс-кое

общество

Общество

защиты

природы

Страна

ОБЩЕСТВО

Футбольная

команда

Французы

Класс

Рабовла-дельческое

общество

Русское

общество

«Понятийное колесо» на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество»

Прием ПОПС-ФОРМУЛА

Прием ПОПС-ФОРМУЛА

Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов: С помощью вопроса можно получить новую информацию. Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию. Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло. Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию. Правильно заданный вопрос может подсказать ответ. С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

Русский психолог В.М. Снетков указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Приём “Ромашка Блума” Структура вопросов: I тип – простые вопросы . Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.) II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …) III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …) IV тип – оценочные вопросы . Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме) V тип – творческие вопросы . Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом) VI тип – интерпретационные вопросы . По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

Приём “Ромашка Блума”

  • Структура вопросов:
  • I тип – простые вопросы . Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)
  • II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)
  • III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)
  • IV тип – оценочные вопросы . Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
  • V тип – творческие вопросы . Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
  • VI тип – интерпретационные вопросы . По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)
АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); “ Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты); “ Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); “ Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?); “ Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”); “ Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом) Прием “Шесть шляп” " width="640"

Это задание обычно используется на стадии рефлексии.

Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

  • “ Белая шляпа” — АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
  • “ Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
  • “ Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
  • “ Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
  • “ Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
  • “ Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Прием “Шесть шляп”

Прием RAFT Р оль А удитория Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему Ф орма Выяснение, кому может предназначаться данный текст Т ема Выбор жанра, формы повествования Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Прием RAFT

Р оль

А удитория

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Ф орма

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Т ема

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Прием

Прием "Бортовой журнал"

Примеры оформления "бортовых журналов"

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

 

 

Новое знание

 

Графическая форма

 

2. Более полная форма "бортового журнала"

ФИО ученика:______________________________

Тема: _____________________________________

Дата:______________________________________

1.

Ключевые понятия

2.

Толкование

 

Графическая форма (рисунок, схема)

 

 

 

 

Оставшиеся вопросы:

1.

2.

Прием

Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна"

Для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Выводы:  Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Выводы:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 г. — 23 августа 1991 г.),

первый и последний Президент СССР (15 марта 1990 г. — 25 декабря 1991 г.). 

Горбачев

Деятельный, разносторонний.

Трудится, реформирует, заботиться.

«И жрец, и жнец, и на дуде игрец!».

Реформатор.

Задание : I. Вызов . Прием ТРКМ «Да – нет». Согласны ли вы с утверждениями (ответы занесите в таблицу):

II. Осмысление. 1) Прочтите предлагаемый текст, маркируя его значками на полях:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

2) Обсудите полученные результаты с коллегами: что знали, что узнали, что противоречит вашим знаниям и требует уточнения?

3) Дайте оценку периоду правления М.С. Горбачева для нашего государства и мирового сообщесва.

III. Рефлексия (размышление). 1) На основе полученных знаний, внесите изменения таблицу.

2) Поверьте полученные ответы, оцените свою работу путем самооценивания. Максимальный балл «5».

3) Составьте синквейн : «Горбачев».

п/п

1

Утверждение

2

В 1947 году получил орден Трудового Красного Знамени

ДА

3

НЕТ

Окончил школу с золотой медалью

 

 

 

Уточнение ответа

4

Имеет три высших образования

5

 

 

 

В результате антиалкогольной кампании 1985 г. Были введены карточки на сахар

Проверка

 

6

На период его правления пришлось резкое увеличение воспроизводства населения

 

 

 

 

 

 

Является лауреатом Нобелевской премии мира

 

7

 

 

8

 

 

На президентских выборах 1996 г. прошел во второй тур

 

 

9

 

Является автором произведений на русском и иностранных языках

 

 

 

Имеет опыт совместной работы в кинематографе с Биллом Клинтоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

-

-

+

-

+

-

+

+

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность. Бернард Шоу

Единственный путь,

ведущий к знаниям, -

это деятельность.

Бернард Шоу

Источники : http://festival.1september.ru/articles/602943/ http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759 http://doc4web.ru/istoriya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i3.html http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke http://pedsovet.su/metodika/priemy/6008_priem_verno_ne_verno http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 http :// www.kremlion.ru/praviteli/gorbachev https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652451  http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759 http:// pedsovet.su/publ/205-1-0-5764 https :// nsportal . ru / shkola / obshchepedagogicheskie - tekhnologii / library /2017/02/19/ tehnologiya - razvitiya - kriticheskogo http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy http://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592271 /

Источники :

  • http://festival.1september.ru/articles/602943/
  • http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
  • http://doc4web.ru/istoriya/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i3.html
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5725_zhu
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6008_priem_verno_ne_verno
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
  • http :// www.kremlion.ru/praviteli/gorbachev
  • https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=652451 http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1759
  • http:// pedsovet.su/publ/205-1-0-5764
  • https :// nsportal . ru / shkola / obshchepedagogicheskie - tekhnologii / library /2017/02/19/ tehnologiya - razvitiya - kriticheskogo
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5706_raft_tehnologiya
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6089_diagranny_venna
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592271 /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!