Предмет: Нематериальные ресурсы в обеспечении качества
Преподаватель: к.т.н., и.о. доцента
Сатыбалдиева Айжан Монолдоровна
Литература:
- Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для бакалавров / Е. А. Горбашко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
- Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. - К.: Изво "Хвиля-Прес", 1995.
- Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. - Минск, 1995.
Нематериальные ресурсы -
это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов
К ним относятся: объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения
Состав нематериальных ресурсов
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ
Объекты промышленной собственности
Объекты интеллектуальной собственности
Другие не материальные ресурсы
- изобретения
- промышленные образцы
- товарные знаки и знаки обслуживания
- полезные модели
- программное обеспечение ЭВМ
- базы данных
- база знаний
- произведения науки, литература искусства
- Ноу-Хау
- рационализаторские предложения
- обозначение происхождения товара
- Гудвил
Объектом изобретения может быть конкретный продукт или конкретный способ. Различают такие основные виды продуктов, которые могут стать объектами изобретения:
- устройство — машина, механизм, прибор и т.п., которые характеризуются наличием принципиально новых решений, характеристик, материалов, из которых они изготовляются;
- вещество — химические соединения, их композиции (растворы, сплавы и т.п.) и продукты ядерного преобразования;
- штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных — наследственно однородные культуры бактерий, микроскопические грибы, дрожжи, микроорганизмы, вирусы и т.п..
К способам принадлежат процессы выполнения действий над материальными объектами.
Промышленным образцом называется новое, пригодное к изготовлению промышленным способом художественное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетичных свойств, то есть это результат творческой деятельности человека в сфере художественного конструирования.
Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвета или их сочетание, которые определяют внешний вид промышленного изделия и предназначено для удовлетворения эстетичных и эргономичных потребностей потребителей. Промышленный образец может быть объемный (в виде модели), плоский (в виде рисунка) или комбинированный.
Изображение бриллианта, патент RU61252
Изображение киоска, патент RU62818.
Изображение этикетки, патент RU62779.
Товарными знаками и знаками обслуживания (знаки для товаров и услуг) считаются оригинальные пометки, с помощью которых товары (услуги) одного производителя отличаются от аналогичных товаров (услуг) другой.
Товарный знак размещается непосредственно на товаре или на его упаковк е, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках предприятия и т.п..
ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ
№ свидетельства
1
Общеизвестный товарный знак
2
Правообладатель
Булгартабак-Холдинг, София (BG)
3
Булгартабак-Холдинг, София (BG)
4
5
BARF
Диагео Норт Америка, Инк., корпорация штата Коннектикут (US)
Акционерное общество «Paxan Corporation» (IR)
6
БАРФ
Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавэр (US)
7
Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавэр (US)
8
Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавэр (US)
9
Дзе Кока-Кола Компани, корпорация штата Делавэр (US)
10
11
Закрытое акционерное общество «Издательский дом «Вечерний Бишкек», Бишкек (KG)
Общество с ограниченной ответственностью «Абдыш-Ата», Кант (KG)
12
Тойота Дзидося Кабусики Кайся (также торгующая как Тойота Мотор Корпорейшн), Аичи (JP)
TOYOTA
Тойота Дзидося Кабусики Кайся (также торгующая как Тойота Мотор Корпорейшн), Аичи (JP)
Полезными называются модели , новые по виду, форме, размещению частей или по построению.
Отличие полезных моделей от других объектов промышленной собственности состоит в том, что предметом их технического решения есть только конструкция изделия, его форма.
Полезными моделями , как правило, признаются устройства близкие по сущности к изобретениям, но которые по техническому уровню не могут быть признаны таковыми. Это дает возможность предоставлять правовую охрану практически любому, даже очень простому новому устройству, вне зависимости от наличия или отсутствия у него изобретательского уровня.
Для характеристики полезной модели используются следующие признаки:
- наличие конструктивных элементов;
- наличие связи между элементами;
- взаимное расположение элементов;
- форма выполнения элементов или устройства в целом, в частности, геометрическая форма;
- форма выполнения связи между элементами;
- параметры и другие характеристики элементов и их взаимосвязь;
- материал, из которого выполнены элементы или устройства в целом, среда, выполняющая функцию элемента.
Лучшие вакуумные упаковщики: модели, проверенные в тестовой лаборатории iXBT
Интеллектуальная собственность –
юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области:
- программное обеспечение ЭВМ
- базы данных
- база знаний
- произведения науки, литература искусства
https:// www.wipo.int/treaties/ru/ShowResults.jsp?lang=ru&search_what=B&bo_id=10 ВОИС сайт
Программное обеспечение ЭВМ
Программное обеспечение ЭВМ охватывает операционные системы и прикладные программы.
Расширение сферы использование средств вычислительной техники, необходимость решения все более сложных задач предопределяют постоянное увеличение количества программных продуктов и затрат на их создание.
Языки программирования высокого уровня (Бейсик, Паскаль, Си, Делфи, Фортран, Си++ и др.) позволяют писать программы в наглядном, воспринимаемом человеком виде, не зависящем от типа ЭВМ.
Стоимость программного обеспечения неустанно повышается и становится важным объектом коммерческих отношений.
Базы данных
Базой данных называют именованную совокупность информационных единиц в определенной предметной сфере, которые отображают состояние объектов и их отношения. Для разработки программ, систем программ, работающих с базами данных, используются специальные средства – системы управления базами данных (СУБД ) . В настоящее время наиболее известными СУБД являются: Oracle Database , MS SQL Server, MySQL (MariaDB) и ACCESS. Последняя входит в состав профессионального офисного пакета Microsoft Office.
База знаний
База знаний — это совокупность систематизированных базовых сведений, которые принадлежат к определенной области знаний и сохраняются в памяти ЭВМ.
Произведения науки, литературы и искусства
Произведения науки, литературы и искусства существуют в таких формах:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
- устной (оглашенные выступления, лекции, речи, проповеди и т.п.);
- изобразительной (иллюстрации, картины, схемы, кино-, видео-, фотокадры и т.п.);
- объемно-пространственной (скульптуры, модели, архитектурные формы и т.п.).
Другие материальные ресурсы
- Ноу-Хау
- рационализаторские предложения
- Обозначение происхождения товара
- Гудвил
Ноу-хау
Ноу-хау (от англ. know how — «знать как») или секрет производства — это знания или опыт технического, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях, в изготовлении и реализации конкурентоспособной продукции, обеспечивая их собственнику определенные преимущества.
Ноу-хау
Как правило, под ноу-хау подразумевают новшества , имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, причём в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (в том числе, путём введения режима коммерческой тайны ).
В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
.
Ноу-хау
В соответствии с международным законодательством, для монопольного использования некоторой инновации можно использовать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну . Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.
Ноу-хау
Но методы защиты принципиально отличаются:
- патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования.
- А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны.
Ноу-хау
Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность . Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода : патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны
Рационализаторское предложение
Рационализаторское предложение — это техническое решение, которое является новым и полезным для предприятия, которому оно подано, и может касаться усовершенствования используемой техники, изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения, техники безопасности.
Обазначение
Указание происхождения товара — это любое словесное или графическое обозначение, которые указывает на географическое место происхождения товара (страну, регион, населенный пункт, местность).
Указание происхождения товара
Наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское [1] и бургундское вина, коньяк [2] , портвейн , пармская ветчина , пармезан и др.
Первая система наименования вин была введена в Венгрии в 1730-е годы.
Указание происхождения товара
Шампа́нское — игристое вино , произведённое во французском регионе Шампань из установленных сортов винограда методом вторичного брожения вина в бутылке. Название напитка происходит от названия провинции Шампань , где расположен данный регион.
Под эгидой «Межпрофессионального комитета шампанских вин» ( фр. Comité Interprofessionel du Vin de Champagne ) был разработан всеобъемлющий свод правил и положений для всех вин из этого региона. Эти правила разработаны для того, чтобы обеспечить производство продукта высокого качества. В правилах обозначены наиболее подходящие места для выращивания винограда , наиболее подходящие сорта винограда
Указание происхождения товара
Пармеза́н ( фр. parmesan , оригинальное название пармиджано-реджано , итал. Parmigiano Reggiano , то есть « пармский - реджийский ») — итальянский сорт твёрдого сыра долгого созревания, отмеченный знаком качества DOP (Denominazione di Origine Protetta — наименование, защищённое по происхождению). Текстура ломкая, сыр с неровным срезом, крошится при нарезании. Вкус нежный, с пикантным послевкусием.
Указание происхождения товара
Своё название (пармиджано-реджано) сыр получил по наименованию двух основных провинций-производителей: Пармы и Реджо - нель -Эмилии . Распространённое в мире слово «пармезан» является французским вариантом итальянского названия.
Законодательство Евросоюза запрещает применение названия «пармезан» и «Пармиджано-Реджано» для сыра, изготовленного за пределами региона
Указание происхождения товара
Портве́йн (от нем. Portwein — вино из Порту), по́рто (от порт. Porto ) — креплёное вино , производимое на северо-востоке
Португалии в долине реки Дору . Согласно международному маркетинговому праву, название «портвейн» имеют право носить только напитки, произведенные в обозначенном регионе долины Дору по установленной технологии [1] .
Слово «портвейн» происходит от названия одного из главных портов Португалии — Порту . Через данный порт экспортировали крепкие вина, изготавливаемые из винограда , растущего в долине реки Дору. В Англии их называли «вино-порто» или «порто-вино».
Указание происхождения товара
Портвейн имеет категорию «названия, контролируемого по происхождению» — Região Demarcada do Douro , закреплённую законодательными актами Португалии и Евросоюза . Для гарантирования и подтверждения подлинности на горлышко каждой бутылки портвейна, под термоусадочным колпачком, наклеивается специальная марка, разработан ная Институтом вин Дору и Порту .
Специальная гарантийная марка
Гудвил
Гудвил — это основной капитал предприятия или фирмы, способный приносить дополнительные прибыли благодаря повышению конкурентоспособности (с использованием имиджа, опыта, деловых связей, престижа товарных знаков, постоянной клиентуры, благосклонности потребителей).
Интеллектуальная собственность -
это результаты интеллектуальной творческой деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг
Основными поборниками прав интеллектуальной собственности являются США, Европа и Япония , на которые приходится 2/3 всех выданных в мире патентов
В США на 1 млн. населения этой страны приходится до 500 изобретений в год, в Японии - не менее 1000
Интеллектуальная собственность делится на два типа:
1) это произведения искусства, творческие и научные разработки, ноу-хау;
2) включает в себя то, чем компания или лицо может отличаться от остальных (товарные знаки, логотип, слоган и пр.)
Казахстан по количеству регистрируемых патентов на изобретения входит в тройку лидеров среди стран СНГ наряду с Россией и Украиной
В этих государствах в среднем на 1 млн. населения приходится до 100 изобретений в год
В Кыргызстане и других центральноазиатских республиках патентов на изобретения выдается значительно меньше Казахстан может стать региональным лидером в научных достижениях и создании принципиально новых технологий
И, хотя Казахстан уже является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений и конвенций, действующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности , в т.ч.:
- Парижской конвенции по охране промышленной собственности;
- Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков;
- Договора о патентной кооперации и др.
тем не менее, в нашей стране права авторов не защищены в полной мере
Поэтому США, являющиеся ведущим в мире государством-экспортером передовых технологий, в 1999г. внесли Казахстан в ежегодный перечень стран («специальный обзор - 301» ), не обеспечивающих охрану интеллектуальной собственности
Казахстан был включен в этот список по ряду причин:
- неадекватное обеспечение прав авторов;
- отсутствие ретроактивной охраны авторских прав в республике;
- неприсоединение РК к договорам ВОИС по авторскому праву по исполнениям и фонограммам;
- неэффективность норм уголовного законодательства, предусматривающих наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности
Неадекватность
обеспечения авторских прав означает три момента:
1. Своеобразную «оторванность» автора от прав на свое изобретение, когда автор не может полноценно пользоваться плодами своего труда;
2. Неполноту охвата случаев нарушения авторских прав;
3. Несоответствия наказания за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности
Ретроактивность охраны авторских прав
предусматривает распространение норм закона на юридические факты, имевшие место до вступления закона в юридическую силу (защита прав на уже существующую интеллектуальную собственность)
Неприсоединение
Казахстана к договорам ВОИС
Например, по авторскому праву по исполнениям и фонограммам не проходит незамеченным заинтересованными в этом субъектами - как отдельными исполнителями, производителями записей, так и государственными органами ряда стран
По самым осторожным оценкам потери от интеллектуального пиратства в мире оцениваются в 20 миллиардов долларов в год!
Не случайно поэтому министры внутренних дел ведущих стран мира преступления в сфере новых технологий относят, наряду с терроризмом и экстремизмом , к числу наиболее опасных, которыми занимается транснациональная организованная преступность, и ставят приоритетом борьбу с этими преступлениями
Количество фальсифицированной, поддельной продукции в мире достигает 5-7 % от объема всей мировой торговли
Объем теневого товарооборота контрафактной продукции в России , по приблизительным оценкам экспертов, составляет от 1 до 4 миллиардов долларов
В Казахстане подобная ситуация.
Сколько составят убытки государства от продаж нелегально произведенной минеральной воды?
Когда обычный городской водопровод и нехитрое приспособление для закрутки крышек на бутылки делает миллионерами людей, даже ни разу не бывавших в Сары-Агаше
Казахстанские власти, по данным Генерального директората торговли ЕС, не могут справиться с пиратством из-за отсутствия достаточных ресурсов и необходимого опыта, а также из-за коррупции
Неэффективность норм уголовного законодательства, предусматривающих наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности сказывается в том, что в Уголовном кодексе РК имеется только одна (184) статья, прямо связанная с нарушением прав интеллектуальной собственности
Таким образом, эффективность защиты авторских прав зависит от целого комплекса мероприятий, решаемых на государственном уровне:
- совершенствование работы судов;
- борьба с коррупцией;
- совершенствование норм действующего законодательства
Во Франции объем рынка контрафакта составляет около 5% от объема мировой экономики
Данное положение вынудило правительство этой страны принять достаточно жесткие меры противодействия данному виду преступления
Уголовную и административную ответственность, по законодательству Франции, несут не только "пираты", но и потребители, приобретающие контрафактную продукции
В России , например, под охраной действующего уголовного закона находятся практически все объекты интеллектуальной собственности, а именно:
а) авторское и смежное право (ст. 146 УК);
б ) изобретательское и патентное право (ст.147 УК);
в) товарные знаки и знаки обслуживания, наименование места происхождения товара (ст.180 УК);
г) права потребителей на достоверную информацию (ст. 182 УК);
д) ноу-хау, охраняемое в режиме коммерческой тайны ( ст.183 УК)
Китай может приравнять некоторые нарушения права на интеллектуальную собственность к уголовным преступлениям, хотя сейчас именно на эту страну многие мировые производители указывают как на массового нарушителя авторских прав
- Каждый продукт человеческой мысли и деятельности имеет свою ценность
- Каждый гражданин имеет законное право на защиту собственного изобретения, произведения науки, литературы и искусства, иные результаты интеллектуальной деятельности (статья 14 Гражданского Кодекса РК)
К объектам интеллектуальной собственности предприятия относятся:
- программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ);
- банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации);
- база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ)
Промышленная собственность –
понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности:
- изобретения, промышленные образцы;
- полезные модели;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара;
- право по пресечению недоброкачественной конкуренции
Характеристика объектов промышленной собственности:
1) изобретение;
2) промышленный образец;
3) полезные модели;
4) товарные знаки
1) изобретение -
это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области национальной экономики, дающее положительный эффект
Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом
2) промышленный образец -
новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент
Не подлежат охране:
- промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.);
- галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы
3) полезные модели -
это новые по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели
Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений, даже в пространственном компоновании модели
4) товарные знаки -
обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его упаковке для идентификации его и производителя
Если под товарным знаком предоставляются услуги, то он называется знаком обслуживания
Основными требованиями к товарным знакам являются их:
- индивидуальность;
- узнаваемость;
- привлекательность для потребителей;
- охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации
Другие нематериальные ресурсы:
1) «ноу-хау»;
2) рационализаторское предложение;
3) наименование места происхождения товара;
4) «гуд-вилл»
1) «ноу-хау» -
- технология производства;
- научно-технические, коммерческие, организационные и управленческие знания, необходимые для функционирования производства
В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п.
Распространение «ноу-хау» осуществляется посредством заключения лицензионных договоров
2) рационализаторское предложение -
это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала
Его автору выдается специальное удостоверение - основание права на авторство и вознаграждение;
3) наименование места происхождения товара
отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных:
- природными условиями;
- человеческими факторами;
- национальными особенностями, характерными для данного региона;
4) «гуд-вилл» -
определяет имидж (репутацию) предприятия
Гудвилл
- нематериальный актив, учитываемый только в случае продажи (покупки) компании в целом;
- превышение рыночной оценки совокупных активов компании над суммой индивидуальных рыночных цен этих же активов, рассматриваемых порознь;
- цена, уплачиваемая за репутацию приобретаемой компании, ее связи, благоприятное месторасположение;
- обычно связывается с максимальным потенциалом рентабельности активов;
- (обычно счет с дебетовым сальдо), показывают в балансе приобретенного предприятия и амортизируют за счет будущих экономических преимуществ;
- амортизируется за период, не превышающий 40 лет.
2. Нематериальные активы
Нематериальные активы -
это права на пользование нематериальными ресурсами
Собственники объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование с помощью патентов
Патент -
документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение
Патент включает патентную грамоту единого образца с раскрытием названия изобретения и даты его приоритета, фамилии автора, а также патентную опись - характеристику технического решения
Срок действия патента составляет в среднем 15-20 лет
В это время исключается доступ фирм-конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника не станет достоянием многих предприятий отрасли
На полезные модели не выдается патентная грамота
Модель заносят в специальный реестр , о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет
Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации
На продукт интеллектуальной собственности устанавливается авторское право - система правовых норм, определяющих положение авторов: научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения для ЭВМ и их взаимоотношений с другими контрагентами
Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации
Ноу-хау, рационализаторские предложения, гуд-вилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью коммерческой тайны предприятия
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения
Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак), выдаваемое другому лицу (лицензиату ) на определенных условиях
Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения
На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:
1) периодические процентные отчисления («роялти») от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции;
2) одноразовые вознаграждения – выплаты твердо установленных сумм;
3) в виде взаимного обмена лицензиями