СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немецкий проект.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Немецкий проект.»

  1. Проект как метод обучения.  Основные виды проектов  

Что имеется в виду под технологиями обучения. В последнее время этот термин прочно вошел, как в теоретическую, так и в практическую методику и в дидактику. Существует много определений педагогической технологии. Нас в данном случае интересует соотношение данного термина с методом обучения. Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода, реализовать данный метод на практике.

 Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия, пр. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации: сметы, материалов, условий эксплуатации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта, даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина. Думается, поэтому некоторые школьные мероприятия (неделя английского языка в школе, создание общешкольного альманаха, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом проект. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о  проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Метод проектов - это  из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемымпрактическим результатом, оформленным тем или иным образом.   В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. 

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик, др. обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Решение такой проблемы требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально этот метод назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичная. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер). Однако, у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. А главное, как это часто бывает в дидактике, он не был технологически проработан. Если метод - это совокупность операций и действий при выполнении какого-то вида деятельности, то технологии (имеются в виду педагогические технологии) - это четкая проработка этих операций и действий, определенная логика их выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и главное корректное применение на практике. Педагогические технологии вовсе не предполагают жесткой алгоритмизации действий. Они не исключают творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии корректного следования логике и принципам, заложенным в том или ином методе. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. 

  Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?  

    Мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку.   Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова). Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

  •        Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

  •         Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативнымиупражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

  •         Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям  стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка.

Метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Конечно, наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время в школах, гимназиях, работающих по второй - четвертой моделям обучения. Но он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблеме, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.  

  1. Основные виды проектов

 Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

 1. Доминирующий  в  проекте  метод или вид деятельности:  исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, пр.

- исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности  предмета исследования  для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

     - творческие

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.0 она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности,  интересам участников проекта.  В данном случае  следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа,  дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

     -ролево-  игровые

В таких проектах структура также только намечается и  остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является  ролево-игровая, приключенческая;

     - информационные проекты

Этот тип  проектов  изначально  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении  ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории.  Такие  проекты  так же,  как  и  исследовательские, требуют  хорошо  продуманной структуры,  возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.  Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, предмет информационного  поиска, источники информации (средства  СМИ,  базы данных,  в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные  выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.),  презентация (публикация,  в том числе  в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

     - практико-ориентированные

Эти проекты  отличает  четко  обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих  участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

            Такой проект  требует хорошо продуманной структуры,  даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.  Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений,  корректировки совместных и индивидуальных усилий,  в  организации презентации  полученных  результатов  и  возможных способов их внедрения  в  практику,  организация  систематической  внешней оценки проекта.

     2. Предметно-содержательная область

  • монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются  наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической пр.). Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний  из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания, т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется  логика работы на каждом уроке по группам ( роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся);

  • межпредметный проект

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие  проекты, как: “Единое речевое пространство”, “Культура общения “, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков”, "На рубеже веков", пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

     3. Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),  скрытый (неявный,  имитирующий участника проекта).

     - с открытой,  явной координацией

В таких  проектах  координатор  проекта  участвует в проекте в собственной своей функции,  ненавязчиво направляя  работу  его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно  договориться  о встрече в каком-то официальном учреждении,  провести анкетирование,  интервью специалистов,  собрать репрезентативные данные, пр.);

     - со  скрытой координацией ( это относится, главным образом,  к телекоммуникационным проектам )

В таких  проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.  Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).  Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель  выступал как  участник проекта,  стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным  поводам. В  конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок.  В другом случае в качестве такого  скрытого  координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский  бизнесмен,  который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других  сделок.  В  третьем  случае  для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который,  выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта  в разные регионы планеты и  просил  их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему. О телекоммуникационных проектах мы поговорим позже, здесь же нам важно разобраться в самом методе и в возможных типах проектов.

     4.Характер контактов  (среди  участников   одной   школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

     - внутришкольные  или региональными (т.е.  в пределах одной  страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

     - международными (участники проекта являются представителями разных стран)

Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий

     5.Количество участников проекта.

 - личностные  (  между двумя партнерами,  находящимися в разных школах, регионах, странах) ;

      - парные (между парами участников);

      - групповые (между группами  участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения,  организовать эту  групповую  деятельность  участников проекта  (как  в  группе своих учеников,  так и в объединенной группе участников проекта различных  школ,  стран, т.д.).  Роль педагога - координатора в этом случае особенно велика.

     6.Продолжительность  проекта.

     -  краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

 Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;

   - средней продолжительности (один - два месяца);

   -  долгосрочные (до года).

            Как правило, краткосрочные проекты  проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные  являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу(совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

  1. Основные требования к использованию метода проектов:

 

     1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования  различных праздников в англо-говорящих странах  - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

     3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

     4. Структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

     5. Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола",

творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

 

  1. Основные виды проектов для обучения языку

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон  различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".

  2. Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью".

  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана , который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

  1. Метод проектов в обучении языку

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986)  - в настоящее время готовится к переизданию. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата.

  1. Этапы работы над проектом

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

  1. Определение темы проекта.

  2. Определение проблемы и цели проекта.

  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

  6. Работа в группах.

  7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

  8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

  9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

  10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

  11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

 Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.  

  1. Интеграция проектов в процесс обучения языку

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

  • использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,

  • служить альтернативным способом организации учебного курса,

  • интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Прежде, чем показать на конкретном примере, обратимся еще к одному важному вопросу - типологии проектов. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.

  1. Роль учителя в проектной деятельности.  

       В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением.        При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Одна из них – организация работы. Проекты, несомненно, создают дополнительную работу для учителя. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать просчитать, четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает  этапность  проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах.       При подготовке проекта учитель должен убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Нужно подробно объяснить каждому, что и как следует делать. Учителю следует терпимо относиться к рабочему шуму, без которого не обойтись в процессе работы.        Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика,  например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе – 3-4 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.         Основной отличительный момент в роли учителя в проектной методике от традиционных уроков заключается в том, что хотя учитель очень тщательно подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения учащимися заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора. Тогда как на традиционных уроках учитель в большей степени чем учащиеся задействован в учебном процессе.                                                                     

8). Роль ученика в проектной деятельности.       

  В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в  процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. В ходе выполнения проектных заданий, каждый из учеников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей учащихся.        Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик включается в поиск информации. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.        Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.         В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.                   

  

   III Практическая часть.

 У каждого учителя рано или поздно возникают вопросы: «Как повысить мотивацию ученика? Как научить ребенка самостоятельно добывать знания?»

          Проработав несколько лет в школе, педагоги приходят к выводу, что нужно дополнять традиционную систему уроков,  используя на каждом занятии элементы информационно- коммуникационных технологий.         Современная молодежь разбирается лучше в компьютерах, чем их родители и учителя. Они быстро схватывают полученную информацию, умеют ее применять. Поэтому использование информационных образовательных программ соответствует интересам ребят.

Велика роль проектов на уроках английского языка. Именно они помогают развивать самостоятельность детей, учат находить информацию, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Это способствует развитию мыслительных умений.

Работа с проектом подразумевает умение работать в команде, стараться стать лидером. Возрастает уверенность учащихся в собственных силах и улучшение отношения к учебе. В работе над проектами учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение. В результате повышается качество обучения.

Проектная деятельность занимает  много времени и на уроке и во внеурочное время. Она позволяет использовать современные методы обучения. Это делает урок насыщенным, интересным, увлекательным, познавательным, что повышает мотивацию к учению.

В результате работы над проектом учащиеся развивают повседневные умения и навыки, а также умения успешно работать с группой учащихся, принимать обдуманные  решения, эффективно общаться.

           Считаю, что использование метода проектов – это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.        Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, т.к. коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальных способностей, потребностей,  интересов.        Следует заметить, что дети сами решают, какой проект они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.                  В качестве примера использования проектной методики на уроках английского языка предлагаю следующие разработки проектов "  М.Ю.)      Приступая к изучению темы, мне необходимо тщательно все продумать, определить тип проекта, определиться с целью и задачами,  как спланировать всю серию уроков.      

  Разработка проекта по учебнику "New Millennium English-5” Категория проекта – творческий, краткосрочный . Возрастная категория учащихся – ученики 5 классов. Учебник – "New Millennium” – 5, Деревянко Н.Н. и др. Изд-во «Титул» г.Обнинск, 2008 г. Цель:  развитие коммуникативной компетенции по теме «Семья», «Семейные отношения». Задачи:  1) совершенствование речевых умений по теме;                 2) совершенствование умения аудировать с целью извлечения необходимой информации;                 3) совершенствование умений читать текст про себя и вслух;                     4) обобщение и систематизация полученных знаний. Тип проекта:  творческий Планируемые результаты:  учащиеся собирают сведения о своих близких и дальних родственниках, составляют свою родословную, определяют тип отношений в семье, составляют «Правила для детей» и «Правила для родителей», пишут страницы для журнала и презентуют его Техническое оснащение:  магнитофон, аудиозапись,  раздаточный материал, учебник.

Работа над проектом. Первый этап:  учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют грамматический материал: степени сравнения прилагательных (mу elder brother, my younger sister); притяжательный падеж (my  mother’s name is Mary; my cousins’ names are Peter & Ann), закрепляют изученный материал. Дополнительное задание: подготовить картинку о семье, подписать всех членов семьи. На данном этапе учитель объясняет цель и план работы над темой.

 Второй этап:  беседа по теме, выявление интересов учащихся, дети рассказывают о своих родственниках, знакомятся с английской семьей, читая текст (аудирование  - чтение). Дополнительное задание: нарисовать свою родословную. (A Family Tree).

Третий этап:  работа над лексикой по теме «Работа по дому», отработка грамматического материала Present Simple Tense. Дополнительное задание: написать о том, что ученик делает, помогая родителям, что он любит делать по дому, a что не любит. Четвертый этап: парная и групповая работа, учащиеся беседуют по теме «Семья» На протяжении всего проекта учащиеся выполняют рисунки, коллажи, учат стихи и песни о семье.

Пятый этап:  презентация.                                                           

              IV. Заключение.    

      Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется  деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения творческих заданий.        Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности, я отдаю предпочтение тем темам, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка. Я также выбираю темы, содержащие общечеловеческие проблемы. Эти темы дают школьникам возможность задуматься о явлениях и событиях, позволяют приблизить учащихся к другим культурам.        Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. В поисках информации мои ученики активно используют журналы для изучающих английский язык "Speak Out” и др.мПри подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект. Для оценки можно выбрать следующие критерии: «самый смелый проект», «самый красивый проект», «самый обоснованный», «самый юмористический» и т.д.        При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Я стараюсь не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (по крайней мере, не делать это чернилами). Проект представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом.                      Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Как же лучше работать над ошибками? Я советую ученикам сделать  черновой вариант проектной работы, затем проверяю его. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет. Если все-таки есть ошибки в конечном варианте проекта, можно исправить их карандашом или записать замечания на отдельном листе. Тогда учащиеся сами решат, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Но не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше.  Грамотность ученика учитель может оценить в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.        Проектная работа – это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых  знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. При выполнении работы учащиеся расширяют свой кругозор, повторяют пройденный материал по истории, географии, биологии и другим предметам.            Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в связи со стремительным изменением жизни, меняются и требования к обучению учащихся в школе. Проект – это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении.

 

V. Библиография.

  1. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987.

  2. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

  3. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. - М.: Русский язык, 1990.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

  2. Биятенко-Колоскова С.Е., Дядиченко О.В. Русская версия международной программы e-mail тандем. Изучение иностранных языков через Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. - http:// iol.spb.osi.ru

  3. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.

  4. Лукьянчикова М.Е. Опыт литературного e-mail проекта // Иностранные языки в школе. - 2003 - № 1.

  5. Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного прое кта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.

  6. Пахмутова Е.Д. E-mail-проект как средство межкультурного обучения немецкому языку в сети Интернет // Материалы всероссийской конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб, 2000. http:// iol.spb.osi.ru

  7. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

  2. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003.

  3. Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур. Тюмень, 2003.

  4. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4.

      

     

 











Проект “Издание книги "Unsere Klasse"”

Проект долгосрочный. В проекте используется учебный материал следующих тем: "Schulanfang. Jst er ьberall gleich?", "Deutsche Schulen/ Wie sind sie?", "Was unsere dentschen Freunde alles in der Schule machen?", "Freunde. Was gibt's da alles?".

Цель: привлечение внимания к своим одноклассникам, к их жизни в школе и вне школы.

Задачи:

  • развитие речевых способностей школьников в сфере иноязычного общения благодаря освоению языкового и речевого материала и практики в его использовании;

  • расширение словарного запаса;

  • расширение общего кругозора школьников;

  • развитие умения систематизировать свои знания, самостоятельно работать;

  • развитие ценностных ориентации, мышления, памяти, чувств, эмоций;

  • развитие наблюдательности, умения слушать, делать выводы и сообщения;

  • развитие фантазии, воображения, художественных способностей.

Ожидаемый результат: укрепление дружбы и взаимопонимания между одноклассниками, сплоченности классного коллектива, развитие умения и желания работать вместе.

I ЭТАП

Объявление темы. Вступительная беседа

1. Welche Gedanken und Gefьhle ruft bei euch eure Schulleben hervor?
2. Was kennt ihr von euren Schulkameraden, von ihrem Leben nach der Schule?
3. Was meint ihr ьber eure Klasse, ьber die Verhдltnisse zwischen den Mitschьlern?
4. Seid ihr eng befreundet?
5. Ist euer Schulleben interessant?
6. Verbringt ihr zusammen viel Zeit nach der Schule?
7. Berichtet kurz ьber die bedeutsame Ereignisse im Leben eurer Klasse?
8. Was mцchtet ihr im Leben eurer Klasse verдndern?
9. Welchen Platz in eurem Leben nehmen eure Schulfreunde ein?
10. Mцchtet ihr etwas Neues und Interessantes voneinander erfahren und dann ein Buch schreiben?

|
v

Выдвижение идей учащимися на тему: "Welche Information aus dem Leben eurer Schulkameraden mцchtet ihr sammeln?" и их обоснование.

|
v

Обсуждение в парах или в группах следующих моментов:

1. Welche Ideen sind eurer Meinung nach besonders interessant und kцnnen in unserem Buch Platz finden?

2. Wieviel und welche Teile soll das Buch haben?

3. Wie kann man die Information zu diesem Thema sammeln? (Школьники предложили анкетирование для сбора информации).

II ЭТАП

Деление учащихся на группы.

|
v

Выбор тем, над которыми будет работать группа.

|
v

Составление плана работы, обсуждение путей и методов выполнения заданий, распределение заданий между членами группы.

Сбор информации:

Анкетирование (опрос учащихся всего класса):

1. Vorname, Name
2. Geburtsdatum
3. Augen-und Haarfarbe
4. Dein bester Freund (deine beste Freundin)
5. Dein Hobby
6. Welche Arbeitsgemeinschaften besuchst du?
7. Dein Lieblingssportart
8. Deine Lieblings stunden

 

 

9. Deine Lieblingslehrer
10. Welche Speisen magst du besonders gern?
11 .Vorname, Name deiner Mutter, ihr Beruf, ihre Bildung
12. Vorname, Name deines Vaters, sein Beruf, seine Bildung
13. Von welchem Beruf trдumst du?
14. Weiche Charaktereigenschaften findest du besonders wichtig?
15. Was meinst du ьber unsere Klasse?
16. Male unsere Klasse, wie du sie dir vorstellst.

|
v

Беседа с классным руководителем, школьным врачом, родителями.

|
v

Сбор рассказов об интересных событиях в жизни класса.

|
v

Сбор наглядных материалов для оформления книги: рисунки, фотографии и т.п.

|
v

 

Заполнение таблицы

 

Wer ist in der Klasse ...?
die (der) bescheidenste
die (der) lustigste

die (der) klьgste
die (der) hilfsbereiteste
die (der) schцnste

die (der) sportlichste
die (der) humorvollste
der strдrkste

|
v

Оформление книги.

|
v

Подготовка к демонстрации.

III ЭТАП

Презентация книги всему классу, родителям, учителям

|
v

Подведение итогов работы.
Оценка деятельности каждого школьника на всех этапах работы.
Обсуждение путей исследования материалов книги.

IV ЭТАП

Использование материалов книги для изготовления раздаточного материала для уроков немецкого языка.

|
v

Выступление в других классах с целью рекламы данного проекта.

|
v

Использование материалов книги учителем для планирования работы в классе.

Сборник проектов для 8-го класса

Большинство проектов, предложенных учащимися, относятся к теме “Школа”, так как скоро мы отмечаем 25-летие нашей школы.

Тема

Проекты

Практическое применение

1. Прекрасно было летом!

1. Коллаж “Unsere Sommererlebnisse” (рисунки, фотографии, стихотворения, статьи)
2. Конкурс на лучший рассказ о летних каникулах
3. Рисованный фильм о летних каникулах с заданиями к рисункам
4. Рекламный проспект “Die Erholungsorte in der Stadt Tscheljabinsk”

На уроках в качестве наглядных пособий.

Для изготовления раздаточного материала.

Наглядное пособие для уроков по данной теме.

Для туристов и гостей города.

2. А теперь снова школа!

1. Снять видеофильм “Смешные случаи из школьной жизни”

Озвучить на немецком языке и использовать для развития навыков аудирования. Наиболее интересные фрагменты можно послать на передачу “Сам себе режиссер”.

 

2. Проект школы будущего (включить все лучшее, что есть в нашей школе)

3. Сборник крылатых фраз учителей школы

4. Фотоальбом о жизни школы с комментариями (занятия в кружках и на факультативах, внеклассные мероприятия, жизнь на уроках, интервью учащихся об их отношении к школе)

Выставка для родителей, учителей, школьников других классов.

Для выпускного вечера.

Для написания книги о школе.

Наглядное пособие для книги о школе. На праздновании Дня Гимназии.

Для гостей школы и родителей будущих первоклассников.

 

5. Составление идеального расписания с комментариями

6. Видеофильм “Путеводитель по школе”

7. Портрет учеников школы

8. Сбор материалов по темам:

“Die Geschichte der Schule”, “Unsere Hobbys”, “Wie sehen wir aus”, “Probleme der Jugend”, “Die Errungensehaften unserer Absolventen”, “Die Lehrer, die in unserer Schule mehr als 20 lahre arbeiten”

В помощь завучу школы.

На уроках. Для родителей и гостей школы.

Для книги о школе. В День Гимназии.

Для оформления школьных стендов. Ко дню гимназии. Для книги о школе.

3. Мы готовимся к путешествию

1. Описание придуманных (и изготовленных) учащимися моделей одежды

2. Сборник пословиц о путешествии

3. Дискуссия Die Reise: “Fьr” und “gegen”

4. Интервью и советы людей, побывавших в Германии

5. Знакомство с проспектами фирм города, предлагающих поездку в Германию

Показ мод на школьном празднике, на родительских собраниях

Учебный материал для уроков

Для развития навыков устной речи

Для обсуждения на уроках

Составить маршруты возможных путешествий. Оформить стенд “Популярные цели путешествия в Германию”

4. Путешествие по Германии

1. Страноведческий альбом (карта, иллюстрации, рисунки, фотографии, открытки с видами)

2. Викторина

3. Экскурсия на вокзал: интервью у отъезжающих и прибывших пассажиров; выяснить номера и маршруты движения поездов, на которых можно доехать до Германии; послушать и коротко записать объявления по радио;

узнать месторасположение различных служб вокзала.

Наглядное пособие по страноведению

 

Конкурс на лучшего знатока Германии

Ролевая игра на немецком языке

5. Краеведение

1. Портрет района (карта, территория, население. Витрины района. Достопримечательности)

2. Рассказ о малой Родине “Почему я люблю свой город”

3. Видеорепортаж “По улицам города”. Интервью с горожанами.

Создание учебного пособия по краеведению

- " -

- " -





Заключение

 При подготовке проекта учащиеся в большей степени самостоятельно находили нужную информацию, иногда прибегая к помощи учителя. 
• Подготовка проекта не повлияла отрицательно на более важные дела учеников, так как было достаточно времени на работу, которую они выполняли с интересом. 
• Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами немецкого языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые, коммуникативные, интеллектуальные и т.д. 
• Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального творческого результата за определенный промежуток времени. 
• Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее индивидуальных способностей, склонностей, интересов. 
• При работе над проектами у учащихся повышается учебно- познавательная мотивация, формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, в том числе и с различными источниками информации. 
Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности. 
Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самогоучителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания. 
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство привлечения учащихся к интересной увлекательной деятельности. Оно способствует развитию у ребят осознания себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка. 
В заключении небольшое лирическое отступление, навеянное некоторыми проблемными моментами в ходе работы над проектами. Хотелось бы представить, как это все может быть в недалеком будущем. Школа для ребенка - активная школа, предполагающая выполнение многочисленных заданий, которые часто придумываются на ходу, потому что их нет ни в одной книге. Для этого, естественно, учителю и ребенку необходим доступ к ИКТ в любое время (к сожалению не все еще дети имеют дома компьютерную технику и доступ к Интернет, не у всех дома есть библиотека). 
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации 
. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. 
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса. 
Список использованной литературы. 
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в сиетеме образования М., 2000 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя