СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного о нетрадиционных методах в коррекционной педагогике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе исторического развития народом накоплен многовековой опыт нетрадиционных методов, что представляет совокупность этнографических знаний о лечебных свойствах растений, веществ животного, минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на профилактику, коррекцию и лечение тех или иных нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Немного о нетрадиционных методах в коррекционной педагогике»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Закаменская СКОШИ»







Немного

о нетрадиционных методах

в коррекционной педагогике





воспитатель Батуева С.Н.











2017 – 2018 учебный год

В процессе исторического развития народом накоплен многовековой опыт нетрадиционных методов, что представляет совокупность этнографических знаний о лечебных свойствах растений, веществ животного, минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на профилактику, коррекцию и лечение тех или иных нарушений.

Нетрадиционная медицина возникла при первобытнообщинном строе. Уже тогда были известны целебные свойства не только растительного и животного происхождения, но и минеральных вод, лечебных грязей, массажа и др.

Эти сведения нашли отражение в трудах крупных ученых древности: Гиппократа, К. Галена, К. Цельса; позже в произведениях Ибн – Сины и других.

Первые фундаментальные труды по фитотерапии появились в I веке до нашей эры. Описано около 1876 лекарственных растений. Около 400 рецептов народной медицины популярны и широко используются в настоящее время.

Известны такие нетрадиционны методы:

- ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Термин «ароматерапия» появился в 30 – х годах прошлого столетия. Его автор – французский химик и парфюмер Рене – Морис Гаттефосс. Самым доступным средством ароматерапии от нервных расстройств, от бессонницы являются успокаивающие травяные подушечки, в которые помещают шишки хмеля, мелиссу, розмарин, хвою, ромашку, донник. Успокаивают перевозбужденную нервную систему фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены. – это особенно важно учитывать в работе с гипреактивными детьми. Пахучие растения, поместив в хлопчатобумажный мешочек, кладут рядом с подушкой. Человек во время сна вдыхает их аромат.

- фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Она имеет глубокие корни как в нашей стране и за рубежом. Сегодня стоит проблема привлечения внимания врачей, педагогов, дефектологов и родителей к использованию лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при разных патологиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения хронической усталости, астенического синдрома, профилактики нарушения мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса. Например, для гиперактивных детей эффективны отвары из смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты.

- садотерапия – говоря о позитивном влиянии растений на здоровье человека, его физическое и интеллектуальное развитие, нельзя не подчеркнуть роль труда на приусадебном участке. Человек, который работает в саду, соприкасаясь с землей или ухаживая за растением, может облегчить состояние стресса и обрести чувство целостности. Садовая терапия укрепляет здоровье и улучшает самочувствие. В садовой терапии растения и работа на земле способствует улучшению социальной, образовательной, психологической и физической адаптации. Выращивание растений способствует развитию познавательных навыков и кругозора. Для детей идеальны растения, соответствующие их росту, т.е цветы. Особенно хорошо подходят герань, бегония, календула, бархатцы.

- диетотерапия – овощетерапия, фруктотерапия. Овощи – непременная составная часть питания человека. Их роль особенно возрастает в рационе людей с ослабленным здоровьем.

- эманотерапия – общение с животными. Много лет назад человек заключил негласный «договор» с кошками и собаками, предложив им кров, пищу в обмен на выполнение ими определенных обязанностей. Для собак это охрана имущества, защита хозяев, уничтожение хищников, охотничьи задачи. Сегодня круг их обязанностей значительно расширился. Они сопровождают слепых, задерживают преступников, ищут наркотики и т.д. У кошек более скромные обязанности. Но тем не менее бессловесное общение с животными, простое наблюдение за кошкой или рыбками в аквариуме вызывают реакцию расслабления, массу положительных эмоций.

- психотерапия – это планомерное использование психического воздействия с лечебными целями. Методы психотерапии пригодны для работы с людьми, имеющими не только функциональные расстройства, но и органические поражения центральной нервной системы. Основным средством является слово. Устная речь представляет собой могучий условный раздражитель второй сигнальной системы. Она должна быть краткой, правильной, доступной пониманию детей и взрослых. Педагоги должны меть мягкую манеру общения, быть уравновешенными, жизнерадостными, терпеливыми. Важно, чтобы человек чувствовал искреннее, теплое отношение к себе. Особенно важно быть справедливым по отношению к детям и не допускать конфликтных ситуаций. Педагог проводит беседы, дает разъяснения, убеждает, внушает. Внушением приходится пользоваться почти всем педагогам. Замкнутый, стеснительный, нерешительный ребенок всегда нуждается в поощрении, поэтому следует опираться на положительные поступки, что благотворно действует на ребенка, укрепляет его волю и характер.

- куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия взрослого и ребенка. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Все игрушки и материалы разделены на три группы:

1. игрушки из реальной жизни: кукольное семейство, кукольный дом с мебелью, машинки и т.д.

2. игрушки, помогающие снять агрессию: кукла «би – ба =- бо», солдатики, ружья, фигурки животных.

3. игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций: песок и вода.

- сказкотерапия – метод, использующий форму сказок для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип – целостное развитие личности, забота о душе (с греческого забота о душе и есть терапия).

- музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно – психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятия фактора напряжения; тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развития и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживания речевой функции.

- цветотерапия (хромотерапия) - научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей путем восстановления индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.





Методическое обеспечение:

  1. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике –Ростов н/Д; Феникс,2006

  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М. ТЦ Сфера, 2002.