СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость включения понятия "речевая ситуация" в число риторических понятий профессионально-необходимых преподавателю

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Необходимость включения понятия "речевая ситуация" в число риторических понятий профессионально-необходимых преподавателю»

Шевченко Анастасия ФИИД гр.11 Практическая №4



  1. Почему необходимо включение понятия речевая ситуация в число риторических понятий профессионально-необходимых преподавателю?




Речевая ситуация - реальная или воображаемая ситуация, провоцирующая речь. Мы говорим о речевой ситуации тогда, когда есть в наличии два обязательных фактора:

  • две общающиеся стороны – адресант (инициатор общения) и адресат (тот, кому адресовано сообщение);

  • обстоятельства, при которых происходит общение (место, время, специфические условия).

Кроме этих двух факторов, также важны:

  • тема общения (она может инициировать* общение и оставаться неизменной в процессе общения, но может и меняться неоднократно в ходе общения, например, в дружеской беседе);

  • цель общения (она может быть осознанной, может и не осознаваться участниками общения, но именно цель обычно и заставляет нас вступать в коммуникацию и вызывает к жизни дискурс.

Итак, прежде чем вступить в коммуникацию, есть смысл проанализировать речевую ситуацию, т. е. обратить внимание на

  • отношение «адресат – адресант»;

  • обстоятельства (место, время, условия);

  • цель (осознанная или неосознанная);

  • тему (проблема).

Другими словами, обратить внимание на того, кто выступает инициатором речи (т. е. на адресанта), к кому он обращается с речью (на адресата), когда (в какое время?) где (в каком месте?) происходит или планируется общение, о чем ведётся речь (тема), зачем? (с какой целью?).


Всякая ситуация, на которую человек реагирует вербальным действием, называется речевой ситуацией. 

Ситуация общения рождает цели и мотивы, которые направляют деятельность, определяя смысл действий и тему сообщения. Всякое речевое действие воплощается в определенном виде сообщений, каждый из которых характеризуется только ему присущими структурными компонентами. Собственно, ситуация создается для того, чтобы побудить участников процесса к высказыванию. 
Это побуждение может быть внутренним, связанным с объективным желанием высказаться, или внешним, исходящим от педагога.

 Во время урока возможен калейдоскоп непредвиденных речевых ситуаций, и если ваш мозг способен на быстрое и эффективное речевое реагирование – ваш профессионализм в области коммуникации вне всякого сомнения.

В целом, урок – это сложно организованное речевое событие.
Главная задача, реализуемая на занятиях, - уточнение и накопление представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развитие понимания речи и активизация словаря. На начальных этапах работы над пониманием речи необходимо организовать определенные ситуации , требующие от участников действий на основе словесной инструкции. Эта работа ведется на всех этапах обучения, предшествуя работе по развитию экспрессивной речи, а затем – протекая параллельно ей. 
В некоторых случаях в речевую ситуацию закладывается противоречие, которое должно быть разрешено в процессе деятельности. Такие ситуации, называемые проблемными, в наибольшей степени способствуют развитию речи. 
Динамичность процесса зависит от активности участников и их заинтересованности в общении. Кроме этого, существенную роль играет информированность в данной теме и общность интересов участников общения.