1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Эпиграф «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» Антуан Сент-Экзюпери - О чем пойдет речь на уроке? Как вы понимаете высказывание? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | - Вы, наверное, слышали о древнегреческом философе Сократе и его знаменитом «сократовском методе». А знаете ли вы, как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа Ксенофонта. Он встретился с ним на узкой улице Афин и, тронув, палкой спросил: - Где покупают муку? - На базаре – последовал ответ. - А масло? - Там же. - А куда идти, чтобы сделаться мудрым? Юноша был поражён смыслом противопоставления и не мог дать ответ. «Следуй за мной» - сказал Сократ, - «Ты должен это узнать!» Вопросы: 1. Как же Сократ помогал своим слушателям рождать из себя знание? 2. В чем суть Сократовского метода? | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Слово учителя. Впервые чутко разграничил понятия язык и речь швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой. -Что такое язык? Что такое речь? Под запись:Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений служащая важнейшим средством общения людей. Речь – деятельность говорящего, использующего средства общения с другими членами данного языкового коллектива и обращения к самому себе. Речевое общение – это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка. Речевое общение для человека – это среда его обитания, так как оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить плану, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, подняться в космос, проникнуть в недра земли. Без речевого общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. Речевое общение – это форма взаимодействия двух и более людей посредством языка. Для обеспечения взаимодействия между людьми в процессе общения, эффективного, конструктивного, а порой и компромиссного разрешения конфликтов нужно знать условия и компоненты процесса речевого общения. Условиями эффективного общения являются: потребность в коммуникации; настроенность на тему общения; знание фактического материала обсуждаемой темы; знание норм речевого этикета и правил речевого общения; умение слушать, вникать в замысел говорящего и прогнозировать ситуацию результативного общения. Компоненты процесса речевого общения: речевая ситуация – речевое общение происходит вопределенных ситуациях, между определенными участниками и с обозначенной целью; речевое действие – участник (адресант) общения, произнося речь, совершает определенное действие, направленное на второго участника общения (адресанта). Например, фразой «Благодарю вас» участник совершает действие – выражает благодарность; фразой «Обещаю больше так не поступать» - речевое действие «обещание»; виды речи – монологические виды речи в устной и письменной формах, которые выделяются в соответствии с речевыми целями говорящего (пишущего): информировать (информационная речь); убедить (убеждающая речь); призвать (речь, призывающая к действию); воодушевить (воодушевляющая речь); развлечь (развлекательная речь) и др.; средства организации речевого общения – языковые и речевые выразительные средства; нормы и качества речи; правила речевого этикета, речевого общения; коммуникативные умения (составлять план содержания общения; отбирать фактический материал к каждому пункту плана; определять способы перехода от одной части к другой и связи между всеми частями содержания; отбирать необходимые контактные приемы и т.д.) | Внимательно слушают. Запись в тетрадь. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Чтение и анализ текста ( упр. 30) Чтение теоретического материала, данного в учебнике на с. 20-21; составление тезисного плана. | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Первичное закрепление | -Какова основная мысль текста? -Что такое речевое общение? -С какой целью оно происходит? | Выполняют задание. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |