СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола. Лексика семья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой теме изучается неопределенная форма глагола (инфинитив) с некоторыми словообразующими суффиксами. Лексика семья содержит основные слова, относящиеся к близким родственникам. 

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола. Лексика семья.»

Неопределенная форма глагола. Лексика «Семья».

Неопределенная форма глагола. Лексика «Семья».

Цели:   - познакомимся и научимся определять неопределенную форму глагола; - научимся определять основу глагола; - познакомимся со вспомогательными глаголами; - приступим к изучению лексики, относящейся к «Семье» - «Ройыръын».

Цели:

- познакомимся и научимся определять неопределенную форму глагола;

- научимся определять основу глагола;

- познакомимся со вспомогательными глаголами;

- приступим к изучению лексики, относящейся к «Семье» - «Ройыръын».

Повторение Мы с вами прошли тему «Основные правила орфографии». Давайте вспомним их. После Л и Ч пишем гласный Е. Например: чеӈыл, левыт. Так как звук Ӆ мягкий в чукотской речи, то всегда в слове пишем гласные йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я. Например: лелют, лылет, ӄымляӄыл (костный мозг), лылялгын. Ь знак пишется после Ч и Л, когда нужно отметить в слове гортанно-смычный согласный звук, а после остальных согласных Ъ знак. Например: льэлеӈ, чьэчеӈ, чьогыргын (отдушина в пологе).

Повторение

Мы с вами прошли тему «Основные правила орфографии». Давайте вспомним их. После Л и Ч пишем гласный Е. Например: чеӈыл, левыт. Так как звук Ӆ мягкий в чукотской речи, то всегда в слове пишем гласные йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я. Например: лелют, лылет, ӄымляӄыл (костный мозг), лылялгын.

Ь знак пишется после Ч и Л, когда нужно отметить в слове гортанно-смычный согласный звук, а после остальных согласных Ъ знак. Например: льэлеӈ, чьэчеӈ, чьогыргын (отдушина в пологе).

Неопределенная форма глагола Мы с вами на прошлом уроке мимоходом знакомились с этой формой глагола. Правило!  Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к . Если основа глагола оканчивается на гласный звук, то присоединяется суффикс  –к , если основа глагола оканчивается на согласный, то присоединяется –ык . Отвечают на вопросы: рэӄык? (что делать?), рырэӄэвык? (что сделать?)

Неопределенная форма глагола

Мы с вами на прошлом уроке мимоходом знакомились с этой формой глагола.

Правило! Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к . Если основа глагола оканчивается на гласный звук, то присоединяется суффикс –к , если основа глагола оканчивается на согласный, то присоединяется –ык .

Отвечают на вопросы: рэӄык? (что делать?), рырэӄэвык? (что сделать?)

Примеры: Рэӄык? – что делать? -у’рэтык (родиться), -мигчирэтык (работать), -кэлиткук (учиться), - тэнмавык (приготовиться). Рырэӄэвык? – что сделать? -рытэнмавык (приготовить что то), -рыкоргавык (расмешить, обрадовать), -рычимэвык (разрушить или порвать что-то).

Примеры:

Рэӄык? – что делать?

-у’рэтык (родиться),

-мигчирэтык (работать),

-кэлиткук (учиться),

- тэнмавык (приготовиться).

Рырэӄэвык? – что сделать?

-рытэнмавык (приготовить что то),

-рыкоргавык (расмешить, обрадовать),

-рычимэвык (разрушить или порвать что-то).

Например при словоизменении: Вывод: - Вопрос рэӄык? используется в непереходных глаголах, а вопрос рырэӄэвык? в переходных глаголах. В вопросе рэӄык? сам предмет делает действие, а в вопросе рырэӄэвык? с предметом делают действие.

Например при словоизменении:

Вывод:

- Вопрос рэӄык? используется в непереходных глаголах, а вопрос рырэӄэвык? в переходных глаголах.

  • В вопросе рэӄык? сам предмет делает действие, а в вопросе рырэӄэвык? с предметом делают действие.
Сравним глаголы и поставим вопрос Рэӄык? - коргавык (обрадоваться) Рырэӄэвык? - рыкоргавык (обрадовать) Рэӄык?- чимэтык (поломаться, порваться) Рырэӄэвык? - рычимэвык (поломать, порвать) Рэӄык? - мигчирэтык (работать) Рырэӄэвык? – рымигчирэвык (работать над чем-то).

Сравним глаголы и поставим вопрос

Рэӄык? - коргавык (обрадоваться)

Рырэӄэвык? - рыкоргавык (обрадовать)

Рэӄык?- чимэтык (поломаться, порваться)

Рырэӄэвык? - рычимэвык (поломать, порвать)

Рэӄык? - мигчирэтык (работать)

Рырэӄэвык? – рымигчирэвык (работать над чем-то).

Прочтем словосочетания (предмет + действие): Атэ мигчирэт ы-ркын. Ытля ваӈэ -ркын. Экык кэлитку -ркын. Чакыгэт винрэты -ркын. Атэна рымигчирэв- ы-ркынин ваӈӄыт. Ытлята рыгйюлев -нин ӈээкык калевэтгавык. Ынйивэ рыкэлиткув -нин ӈээкык.   Выпишите выделенные глаголы без окончательных суффиксов, и добавьте к ним суффикс –(ы)к и поставьте к ним вопросы .

Прочтем словосочетания (предмет + действие):

Атэ мигчирэт ы-ркын. Ытля ваӈэ -ркын. Экык кэлитку -ркын. Чакыгэт винрэты -ркын.

Атэна рымигчирэв- ы-ркынин ваӈӄыт. Ытлята рыгйюлев -нин ӈээкык калевэтгавык. Ынйивэ рыкэлиткув -нин ӈээкык.

Выпишите выделенные глаголы без окончательных суффиксов, и добавьте к ним суффикс –(ы)к и поставьте к ним вопросы .

Полученные слова- есть неопределенная форма глагола. Мигчирэт -ык (работать), ваӈэ -к (шить), кэлитку -к (учиться), винрэт -ык (помогать). Все эти глаголы мы превратили в неопределённую форму глагола, и они отвечают на вопрос рэӄык? (что делать?) Рымигчирэв -ык (работать над чем-то), рыгйюлев -ык (научить кого то), рыкэлиткув -ык (учить кого-то). Все эти глаголы неопределенной формы и отвечают на вопрос рырэӄэвык? (что сделать?) Вывод: у глагола есть основа.

Полученные слова- есть неопределенная форма глагола.

Мигчирэт -ык (работать), ваӈэ -к (шить), кэлитку -к (учиться), винрэт -ык (помогать). Все эти глаголы мы превратили в неопределённую форму глагола, и они отвечают на вопрос рэӄык? (что делать?)

Рымигчирэв -ык (работать над чем-то), рыгйюлев -ык (научить кого то), рыкэлиткув -ык (учить кого-то). Все эти глаголы неопределенной формы и отвечают на вопрос рырэӄэвык? (что сделать?)

Вывод: у глагола есть основа.

Вывод: Правило!  Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола.

Вывод:

Правило! Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола.

Примеры глагольных основ:   мигчирэт -ык, основа мигчирэт-(работать), корень –мигчир, коргав -ык, основа коргав-, корень корг ав (радость), гырэп -ык (петь), корень гырэп (песня). у’рэт -ык (родиться), основа у’рэт-, у’рэт-ын (место рождения), тэнмав- ык (приготовться), корень тэнмав- (готовность), увичвэт -ык (играть), основа увичвэт-, корень увичв -ын (игрушка).

Примеры глагольных основ:

мигчирэт -ык, основа мигчирэт-(работать), корень –мигчир,

коргав -ык, основа коргав-, корень корг ав (радость),

гырэп -ык (петь), корень гырэп (песня).

у’рэт -ык (родиться), основа у’рэт-, у’рэт-ын (место рождения),

тэнмав- ык (приготовться), корень тэнмав- (готовность),

увичвэт -ык (играть), основа увичвэт-, корень увичв -ын (игрушка).

Примеры глагольных основ: Мигчирэты-льэт -ык суффикс льэт/льат постоянное действие или усиленное (перевод всегда работать). Основа мигчирэтыльэт -. Коргав-ы-льат -ык постоянно радоваться, основа коргвыльат-. Основа глагола  жирным шрифтом  выделена : гырэпы-льэт -ык много раз петь, а гырэп-ръу -к (всем начать петь), гырап-ы-ӈӈо -к (перед пением)и т.д.

Примеры глагольных основ:

Мигчирэты-льэт -ык суффикс льэт/льат постоянное действие или усиленное (перевод всегда работать). Основа мигчирэтыльэт -.

Коргав-ы-льат -ык постоянно радоваться, основа коргвыльат-.

Основа глагола жирным шрифтом выделена : гырэпы-льэт -ык много раз петь, а гырэп-ръу -к (всем начать петь), гырап-ы-ӈӈо -к (перед пением)и т.д.

Фонетическая зарядка Эт-Эт-Эт-Эт - мигчир эт ык Ав-Ав-Ав-Ав - корг ав ык Льэт-Льэт-Льэт - мигчирэты- льэт -ык Льат-Льат-Льат-Льат - ваӈэ- льат -ык Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо - калетко- ӈӈо -к

Фонетическая зарядка

Эт-Эт-Эт-Эт - мигчир эт ык

Ав-Ав-Ав-Ав - корг ав ык

Льэт-Льэт-Льэт - мигчирэты- льэт -ык

Льат-Льат-Льат-Льат - ваӈэ- льат -ык

Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо - калетко- ӈӈо

Текст «Ройыръын»(семья)  Аарон г ’урэт лин Увэлек. Ынин атэ ныныльын Чейвын ынны-ӈытт -ы-льын. Ыммэмы Рагтыӈа, ӄонпы ваӈэ -ркын. Ааронынэн чакыгэт Тыӈэӈӈы, еп ныппылюӄин. Эпэӄэй Ӄоӄой ыпаты -льын. Эпы Нотай тэминӈэт -ы-ркын. Ынйив Ааронынэн ны- мигчирэт -ӄин эрмэну. Ынин ӈэвъэн Пугтыӈэ мигчирэт ы-ркын кэлиткуӈэву калеткорак.

Текст «Ройыръын»(семья)

Аарон г ’урэт лин Увэлек. Ынин атэ ныныльын Чейвын ынны-ӈытт -ы-льын. Ыммэмы Рагтыӈа, ӄонпы ваӈэ -ркын. Ааронынэн чакыгэт Тыӈэӈӈы, еп ныппылюӄин. Эпэӄэй Ӄоӄой ыпаты -льын. Эпы Нотай тэминӈэт -ы-ркын. Ынйив Ааронынэн ны- мигчирэт -ӄин эрмэну. Ынин ӈэвъэн Пугтыӈэ мигчирэт ы-ркын кэлиткуӈэву калеткорак.

Задание 1   Из текста «Ройыръын» выписать выделенную основу или корень и образовать неопределенную форму глагола.

Задание 1

Из текста «Ройыръын» выписать выделенную основу или корень и образовать неопределенную форму глагола.

Проверка: у’рэтык, ынныӈыттык, ваӈэк, ыпатык, тэминӈэтык, мигчирэтык.

Проверка:

у’рэтык, ынныӈыттык, ваӈэк, ыпатык, тэминӈэтык, мигчирэтык.

Задание 2. С этими глаголами образуйте другие однокоренные глаголы с суффиксом - ӈӈо- . Обратите внимание, что словообразовательный суффикс требует всегда гласных сильного ряда.

Задание 2.

С этими глаголами образуйте другие однокоренные глаголы с суффиксом - ӈӈо- . Обратите внимание, что словообразовательный суффикс требует всегда гласных сильного ряда.

Проверка: У ’ рэтык - о’раты-ӈӈо -к (перед рождением), Ынныӈытты-ӈӈо -к (перед началом рыбалки), Ваӈэ-ӈӈо -к (перед тем как шить), Ыпатыӈӈо -к (перед тем как варить), Тэминӈэт-ык, тамэнӈат-ы-ӈӈо -к (перед тем как работать с инструментами).

Проверка:

У рэтык - о’раты-ӈӈо -к (перед рождением),

Ынныӈытты-ӈӈо -к (перед началом рыбалки),

Ваӈэ-ӈӈо -к (перед тем как шить),

Ыпатыӈӈо -к (перед тем как варить),

Тэминӈэт-ык, тамэнӈат-ы-ӈӈо -к (перед тем как работать с инструментами).

Разбор некоторых слов: Аарон от него произошел глагол т-аароӈ-ык (поклонятся, ублажать, задабривать). Увэлен название села в восточной Чукотке, (островки черной земли) от прилагательного н ув ӄин и существительного элен –лето. Чейвын от слова глагола чейв -ык шагать. Рагтыӈа (идущая домой), от слова рагт -ык (идти домой), ӈэ/ӈа или ӈэв / ӈав или ӈӈы суффиксы обозначающие женщина от слова ӈэв ысӄэт.

Разбор некоторых слов:

Аарон от него произошел глагол т-аароӈ-ык (поклонятся, ублажать, задабривать).

Увэлен название села в восточной Чукотке, (островки черной земли) от прилагательного н ув ӄин и существительного элен –лето.

Чейвын от слова глагола чейв -ык шагать.

Рагтыӈа (идущая домой), от слова рагт -ык (идти домой), ӈэ/ӈа или ӈэв / ӈав или ӈӈы суффиксы обозначающие женщина от слова ӈэв ысӄэт.

Разбор некоторых слов: Тыӈэ ӈӈы от глагола тыӈэ-к расти, растущая. Ещё для примера женское имя Тэвля ӈӈы от глагола тэвля -к (встряхнуть). Ӄоӄой и может быть женским и мужским именем от слова «ӄоо» не знаю. Нотай (земной) звательная форма от имени Нутэ -н от слова нутэ-н земля, полное слово нутэнут. Еще пример Нутэ ӈэв ыт (земная). Пугт ы ӈэ от существительного пугт ын (чашка, кружка), женщина кружка.

Разбор некоторых слов:

Тыӈэ ӈӈы от глагола тыӈэ-к расти, растущая. Ещё для примера женское имя Тэвля ӈӈы от глагола тэвля -к (встряхнуть).

Ӄоӄой и может быть женским и мужским именем от слова «ӄоо» не знаю.

Нотай (земной) звательная форма от имени Нутэ -н от слова нутэ-н земля, полное слово нутэнут. Еще пример Нутэ ӈэв ыт (земная).

Пугт ы ӈэ от существительного пугт ын (чашка, кружка), женщина кружка.

Выпишем однокоренные слова :   Калеткора-н школа, кэлитку- ӈэв учительница оба слова произошли от глагола кэлитку -к. Объясните почему в слове калеткоран основа кэлитку- перешло в калетко-. Правильно часть слова ра н от слова я-ра-ӈы гласные сильного ряда заставили перейти гласных слабого ряда в сильный ряд. А глагол кэлиткук от слово кэли- кэл книга. И последнее слово разберем: Ро-йыръ-ын, корень –ро- от слова ё-ро-ӈы(полог), Йыръ-ын (наполнение) сущ., йыръэт-ык (наполнить) глагол. И так ройыръын дословно наполненный полог, семья.

Выпишем однокоренные слова :

Калеткора-н школа, кэлитку- ӈэв учительница оба слова произошли от глагола кэлитку -к. Объясните почему в слове калеткоран основа кэлитку- перешло в калетко-.

Правильно часть слова ра н от слова я-ра-ӈы гласные сильного ряда заставили перейти гласных слабого ряда в сильный ряд. А глагол кэлиткук от слово кэли- кэл книга. И последнее слово разберем:

Ро-йыръ-ын, корень –ро- от слова ё-ро-ӈы(полог),

Йыръ-ын (наполнение) сущ., йыръэт-ык (наполнить) глагол. И так ройыръын дословно наполненный полог, семья.

Задание Запишите лексику относящуюся к «Семья-ройыръын» и переведите по словарю Атэ, ытлыгын, ымэмы, ытля, экык, ӈээкык, эпэӄэй, ынпыӈэв, ӈэвмиргын, эпы, миргын, ынпыначгын, чакыгэт, чакэттомгын, ынинэльын, ытлеӈи, ытчай, ынйив, ройыръын, чычеткинэт.

Задание Запишите лексику относящуюся к «Семья-ройыръын» и переведите по словарю

Атэ, ытлыгын, ымэмы, ытля, экык, ӈээкык, эпэӄэй, ынпыӈэв, ӈэвмиргын, эпы, миргын, ынпыначгын, чакыгэт, чакэттомгын, ынинэльын, ытлеӈи, ытчай, ынйив, ройыръын, чычеткинэт.

Задание Запишите вспомогательные глаголы: нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык . Вспомогательные глаголы сочетаются с существительными, наречиями, глаголами, числительными.

Задание

Запишите вспомогательные глаголы:

нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык .

Вспомогательные глаголы сочетаются с существительными, наречиями, глаголами, числительными.

Итоги: - познакомились и научились определять неопределенную форму глагола. Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к. - определять основу глагола и еще раз напомню, что Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола. - получили информацию вспомогательных глаголах нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык . - познакомились с лексикой относящейся к «Семье»; -познакомились с определенной семантикой возникновения чукотских имен.

Итоги:

- познакомились и научились определять неопределенную форму глагола. Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к.

- определять основу глагола и еще раз напомню, что Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола.

- получили информацию вспомогательных глаголах нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык .

- познакомились с лексикой относящейся к «Семье»;

-познакомились с определенной семантикой возникновения чукотских имен.

Домашнее задание Выучить слова относящиеся к лексике «Семья» и перевести. Выучить правила. Повторить темы. Выучить четверостишия.

Домашнее задание

Выучить слова относящиеся к лексике «Семья» и перевести.

Выучить правила.

Повторить темы.

Выучить четверостишия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!