Неопределенная форма глагола. Лексика «Семья».
Цели:
- познакомимся и научимся определять неопределенную форму глагола;
- научимся определять основу глагола;
- познакомимся со вспомогательными глаголами;
- приступим к изучению лексики, относящейся к «Семье» - «Ройыръын».
Повторение
Мы с вами прошли тему «Основные правила орфографии». Давайте вспомним их. После Л и Ч пишем гласный Е. Например: чеӈыл, левыт. Так как звук Ӆ мягкий в чукотской речи, то всегда в слове пишем гласные йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я. Например: лелют, лылет, ӄымляӄыл (костный мозг), лылялгын.
Ь знак пишется после Ч и Л, когда нужно отметить в слове гортанно-смычный согласный звук, а после остальных согласных Ъ знак. Например: льэлеӈ, чьэчеӈ, чьогыргын (отдушина в пологе).
Неопределенная форма глагола
Мы с вами на прошлом уроке мимоходом знакомились с этой формой глагола.
Правило! Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к . Если основа глагола оканчивается на гласный звук, то присоединяется суффикс –к , если основа глагола оканчивается на согласный, то присоединяется –ык .
Отвечают на вопросы: рэӄык? (что делать?), рырэӄэвык? (что сделать?)
Примеры:
Рэӄык? – что делать?
-у’рэтык (родиться),
-мигчирэтык (работать),
-кэлиткук (учиться),
- тэнмавык (приготовиться).
Рырэӄэвык? – что сделать?
-рытэнмавык (приготовить что то),
-рыкоргавык (расмешить, обрадовать),
-рычимэвык (разрушить или порвать что-то).
Например при словоизменении:
Вывод:
- Вопрос рэӄык? используется в непереходных глаголах, а вопрос рырэӄэвык? в переходных глаголах.
- В вопросе рэӄык? сам предмет делает действие, а в вопросе рырэӄэвык? с предметом делают действие.
Сравним глаголы и поставим вопрос
Рэӄык? - коргавык (обрадоваться)
Рырэӄэвык? - рыкоргавык (обрадовать)
Рэӄык?- чимэтык (поломаться, порваться)
Рырэӄэвык? - рычимэвык (поломать, порвать)
Рэӄык? - мигчирэтык (работать)
Рырэӄэвык? – рымигчирэвык (работать над чем-то).
Прочтем словосочетания (предмет + действие):
Атэ мигчирэт ы-ркын. Ытля ваӈэ -ркын. Экык кэлитку -ркын. Чакыгэт винрэты -ркын.
Атэна рымигчирэв- ы-ркынин ваӈӄыт. Ытлята рыгйюлев -нин ӈээкык калевэтгавык. Ынйивэ рыкэлиткув -нин ӈээкык.
Выпишите выделенные глаголы без окончательных суффиксов, и добавьте к ним суффикс –(ы)к и поставьте к ним вопросы .
Полученные слова- есть неопределенная форма глагола.
Мигчирэт -ык (работать), ваӈэ -к (шить), кэлитку -к (учиться), винрэт -ык (помогать). Все эти глаголы мы превратили в неопределённую форму глагола, и они отвечают на вопрос рэӄык? (что делать?)
Рымигчирэв -ык (работать над чем-то), рыгйюлев -ык (научить кого то), рыкэлиткув -ык (учить кого-то). Все эти глаголы неопределенной формы и отвечают на вопрос рырэӄэвык? (что сделать?)
Вывод: у глагола есть основа.
Вывод:
Правило! Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола.
Примеры глагольных основ:
мигчирэт -ык, основа мигчирэт-(работать), корень –мигчир,
коргав -ык, основа коргав-, корень корг ав (радость),
гырэп -ык (петь), корень гырэп (песня).
у’рэт -ык (родиться), основа у’рэт-, у’рэт-ын (место рождения),
тэнмав- ык (приготовться), корень тэнмав- (готовность),
увичвэт -ык (играть), основа увичвэт-, корень увичв -ын (игрушка).
Примеры глагольных основ:
Мигчирэты-льэт -ык суффикс льэт/льат постоянное действие или усиленное (перевод всегда работать). Основа мигчирэтыльэт -.
Коргав-ы-льат -ык постоянно радоваться, основа коргвыльат-.
Основа глагола жирным шрифтом выделена : гырэпы-льэт -ык много раз петь, а гырэп-ръу -к (всем начать петь), гырап-ы-ӈӈо -к (перед пением)и т.д.
Фонетическая зарядка
Эт-Эт-Эт-Эт - мигчир эт ык
Ав-Ав-Ав-Ав - корг ав ык
Льэт-Льэт-Льэт - мигчирэты- льэт -ык
Льат-Льат-Льат-Льат - ваӈэ- льат -ык
Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо- Ӈӈо - калетко- ӈӈо -к
Текст «Ройыръын»(семья)
Аарон г ’урэт лин Увэлек. Ынин атэ ныныльын Чейвын ынны-ӈытт -ы-льын. Ыммэмы Рагтыӈа, ӄонпы ваӈэ -ркын. Ааронынэн чакыгэт Тыӈэӈӈы, еп ныппылюӄин. Эпэӄэй Ӄоӄой ыпаты -льын. Эпы Нотай тэминӈэт -ы-ркын. Ынйив Ааронынэн ны- мигчирэт -ӄин эрмэну. Ынин ӈэвъэн Пугтыӈэ мигчирэт ы-ркын кэлиткуӈэву калеткорак.
Задание 1
Из текста «Ройыръын» выписать выделенную основу или корень и образовать неопределенную форму глагола.
Проверка:
у’рэтык, ынныӈыттык, ваӈэк, ыпатык, тэминӈэтык, мигчирэтык.
Задание 2.
С этими глаголами образуйте другие однокоренные глаголы с суффиксом - ӈӈо- . Обратите внимание, что словообразовательный суффикс требует всегда гласных сильного ряда.
Проверка:
У ’ рэтык - о’раты-ӈӈо -к (перед рождением),
Ынныӈытты-ӈӈо -к (перед началом рыбалки),
Ваӈэ-ӈӈо -к (перед тем как шить),
Ыпатыӈӈо -к (перед тем как варить),
Тэминӈэт-ык, тамэнӈат-ы-ӈӈо -к (перед тем как работать с инструментами).
Разбор некоторых слов:
Аарон от него произошел глагол т-аароӈ-ык (поклонятся, ублажать, задабривать).
Увэлен название села в восточной Чукотке, (островки черной земли) от прилагательного н ув ӄин и существительного элен –лето.
Чейвын от слова глагола чейв -ык шагать.
Рагтыӈа (идущая домой), от слова рагт -ык (идти домой), ӈэ/ӈа или ӈэв / ӈав или ӈӈы суффиксы обозначающие женщина от слова ӈэв ысӄэт.
Разбор некоторых слов:
Тыӈэ ӈӈы от глагола тыӈэ-к расти, растущая. Ещё для примера женское имя Тэвля ӈӈы от глагола тэвля -к (встряхнуть).
Ӄоӄой и может быть женским и мужским именем от слова «ӄоо» не знаю.
Нотай (земной) звательная форма от имени Нутэ -н от слова нутэ-н земля, полное слово нутэнут. Еще пример Нутэ ӈэв ыт (земная).
Пугт ы ӈэ от существительного пугт ын (чашка, кружка), женщина кружка.
Выпишем однокоренные слова :
Калеткора-н школа, кэлитку- ӈэв учительница оба слова произошли от глагола кэлитку -к. Объясните почему в слове калеткоран основа кэлитку- перешло в калетко-.
Правильно часть слова ра н от слова я-ра-ӈы гласные сильного ряда заставили перейти гласных слабого ряда в сильный ряд. А глагол кэлиткук от слово кэли- кэл книга. И последнее слово разберем:
Ро-йыръ-ын, корень –ро- от слова ё-ро-ӈы(полог),
Йыръ-ын (наполнение) сущ., йыръэт-ык (наполнить) глагол. И так ройыръын дословно наполненный полог, семья.
Задание Запишите лексику относящуюся к «Семья-ройыръын» и переведите по словарю
Атэ, ытлыгын, ымэмы, ытля, экык, ӈээкык, эпэӄэй, ынпыӈэв, ӈэвмиргын, эпы, миргын, ынпыначгын, чакыгэт, чакэттомгын, ынинэльын, ытлеӈи, ытчай, ынйив, ройыръын, чычеткинэт.
Задание
Запишите вспомогательные глаголы:
нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык .
Вспомогательные глаголы сочетаются с существительными, наречиями, глаголами, числительными.
Итоги:
- познакомились и научились определять неопределенную форму глагола. Неопределенная форма глагола образуется с помощью суффикса (ы)к.
- определять основу глагола и еще раз напомню, что Основа глагола – это корень слова со словообразовательными суффиксами глагола.
- получили информацию вспомогательных глаголах нъэлык, итык, вак, лыӈык, рытчык .
- познакомились с лексикой относящейся к «Семье»;
-познакомились с определенной семантикой возникновения чукотских имен.
Домашнее задание
Выучить слова относящиеся к лексике «Семья» и перевести.
Выучить правила.
Повторить темы.
Выучить четверостишия.