СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенно-личные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

сформировать понятие о неопределенно-личных предложениях и умение находить их по значению и структурным особенностям.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением - одним из видов односоставных предложений с главным членом - сказуемым;

метапредметные:

развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия; развивать  логическое  мышление,  память,  речь  учащихся

личностные:

формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: словесные, наглядные.

Технология: исследовательская.

Оборудование: учебник, тексты.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Неопределенно-личные предложения»

Урок № 55-56

от 11.12.

от 12.12.

от 12.12.

2019

12.12.

14.12.

13.12.

Тема

Неопределенно-личные предложения

Цель урока:

сформировать понятие о неопределенно-личных предложениях и умение находить их по значению и структурным особенностям.

Задачи:

предметные:

познакомить учащихся с неопределенно-личным предложением - одним из видов односоставных предложений с главным членом - сказуемым;

метапредметные:

развивать умение находить неопределенно- личные предложения в тексте, сопоставлять с синонимичными двусоставными и определять их различия; развивать логическое мышление, память, речь учащихся

личностные:

формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: словесные, наглядные.

Технология: исследовательская.

Оборудование: учебник, тексты.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие упражнения.

Показывают папки.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Фронтальная беседа:

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)

Анализируют, отвечают

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой урока

Синтаксическая разминка «Найди ошибки»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному селу - задача первостепенной важности.

А) повествовательное Г) двусоставное

Б) восклицательное Д) нераспространенное

В) простое

- Выделите грамматическую основу предложения

- Какой частью речи выражены главные члены предложения?

Один работает у доски.

Работа с текстом.

Схоронили его за Москвой-рекой.

И бугор земли сырой тут насыпали.

И кленовый крест тут поставили.

- Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов)

- Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы.

(односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.)

Наблюдение:

1. Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).

- Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
(В этом предложении главное – действие)

2. В дверь несмело постучали.
- Прочтём предложение и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)

- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
- Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно.- Как можно назвать такое предложение? (неопределённо – личное предложение )     
3. В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.).

- Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
- Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.

4. Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр).

Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным?

Неопределённо-личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения.

Знакомство с теоретическим материалом учебника.

– Ребята, прочтите теоретический материал § 23.

– Какая информация о неопределенно-личных предложениях нам неизвестна?

– Подготовьте устное сообщение о неопределенно-личных предложениях.

вид односоставного предложения.

Форма выражения главного члена.

Что выражают.

Примеры.

Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

Глагол-скаазуемое в форме 3 л., мн.ч., настоящего или прошедшего времени или множ.числа будущего времени.

Действие неопределённого лица.

Весной пашут землю, удобряют поля.

Первичная проверка усвоения знаний.

1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л)

2) Люблю грозу в начале мая! (о-л)

3)Что наряжают зимой? (н-л)

4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л)

5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л)

6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л)

Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)

  1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)

  2. Готовимся к сельским работам. (о-л)

  3. Цыплят по осени считают. (об-л)

  4. В доме шумят. (н-л)

  5. Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)

  6. Травы скашивают рано утром. (н-л)

3. Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное.

1. Герасиму отвели под кухней коморку.

2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.

3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.

4. Зимой свет зажигают рано.

5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

Работа с предложениями, по одному у доски, класс – в тетрадях.

































Запись в тетрадь.





Изучение учебника.





















Работа в парах, трое – у доски.









Работа с учебником: §22.

3 лицо. ед ч.}

Прош.вр. } Неполное двусоставное предложение

Услов.нак. }

Запись в тетрадь.

Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. 

Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер.

Работа с учебником: §23.

  1. Закрепление

Синтаксический разбор предложения:

На  площади  возводят  здание  нового  театра

(Повествовательное, невосклицательное,   простое,  односоставное,  с  главным  членом  -    сказуемым  (  неопределенно  -  личное),  распространенное ,  неосложненное.   

Схема     =

Выборочное  списывание.   Найти  и  выписать  только  неопределенно  -  личные  предложения.

1). За  рекой  косили. 

2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит.  

3).  В поселке  строят  новую  школу.   

4). Люблю  зимний  лес.   

5). Город  и  людей  как  будто  подменили. 

6).  Первые  шаги  весны.    

7). В  клубе  пели  и  плясали. 

8). Мне  не  спится.  

9). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет. 

10).  В  дверь   негромко  постучали.





Один работает у доски.







Ответы:

1), 3), 5), 7),9), 10).


Упражнение Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису. 
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Работа с текстом в парах.

  1. Физминутка

Разминка для спины и рук.

Разминка.

  1. Продолжение работы над темой

Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения.

Творческое задание в парах.

  1. Рефлексия

Что было сложным?

С чем не справились совсем?

Что нужно повторить по теме?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

§23, упр. 154

Подобрать 5 примеров НЛП.

Запись в дневник.





Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте ОП, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 

Выборочное  списывание.   Найти  и  выписать  только  неопределенно  -  личные  предложения.

1). За  рекой  косили. 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит.  

3).  В поселке  строят  новую  школу. 4). Люблю  зимний  лес. 5). Город  и  людей  как  будто  подменили.  6).  Первые  шаги  весны. 7). В  клубе  пели  и  плясали.  8). Мне  не  спится.  

9). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет.  10).  В  дверь   негромко  постучали.

Упражнение Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису. 
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте ОП, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. 
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. 


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя