Работа с текстом. Схоронили его за Москвой-рекой. И бугор земли сырой тут насыпали. И кленовый крест тут поставили. - Из какого произведения эти строки? («Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов) - Охарактеризовать предложение по составу грамматической основы. (односоставное, н-о , способ выражения сказуемого мн. ч. прош. вр.) Наблюдение: 1. Детей учили рисованию. - Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.). - Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет) (В этом предложении главное – действие) 2. В дверь несмело постучали. - Прочтём предложение и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) - Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет) - Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет) - Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно.- Как можно назвать такое предложение? (неопределённо – личное предложение ) 3. В деревнях и сёлах готовятся к зиме. - Определяем устно форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.). - Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет) - Выводы: В этом предложении тоже главным является действие. 4. Скоро откроют новый спортзал. - Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр). Вывод: Какое предложение называются неопределенно - личным? Неопределённо-личное предложение – это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, или в форме условного наклонения. Знакомство с теоретическим материалом учебника. – Ребята, прочтите теоретический материал § 23. – Какая информация о неопределенно-личных предложениях нам неизвестна? – Подготовьте устное сообщение о неопределенно-личных предложениях. вид односоставного предложения. | Форма выражения главного члена. | Что выражают. | Примеры. | Определённо-личные предложения. | … | … | … | Неопределённо-личные предложения. | Глагол-скаазуемое в форме 3 л., мн.ч., настоящего или прошедшего времени или множ.числа будущего времени. | Действие неопределённого лица. | Весной пашут землю, удобряют поля. | Первичная проверка усвоения знаний. 1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л) 2) Люблю грозу в начале мая! (о-л) 3)Что наряжают зимой? (н-л) 4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л) 5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л) 6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л) Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения) -
Выберите себе книгу по вкусу. (о-л) -
Готовимся к сельским работам. (о-л) -
Цыплят по осени считают. (об-л) -
В доме шумят. (н-л) -
Сегодня рисуем пейзаж. (о-л) -
Травы скашивают рано утром. (н-л) 3. Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. 1. Герасиму отвели под кухней коморку. 2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома. 3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд. 4. Зимой свет зажигают рано. 5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. |