СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределённая форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неопределённая форма глагола»

Русский язык

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Урок 109.

Тип урока: Урок развития умений и навыков.

Тема: Разбор глагола как части речи.

Цель как деятельность учеников:

– Развитие умений производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком.

– Овладение навыками культуры устной речи – правильного употребления паронимов надеть и одеть.

Задачи:

  1. Учить выделять грамматические признаки глаголов как части речи, употреблять их в речи.

2. Формировать умение употреблять глаголы в речи. 

3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

УУД.

Познавательные:  

- анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать   и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации;

- адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, слышать и быть услышанным. 

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










1.Оргмомент.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3 4

2. Словарная работа.

Сирень, свободный, сочинять, ягодный, мечта, длина, календарный, длинный, коричневый, стакан, помечтать.

– Укажите части речи.

3. Проверка домашнего задания.

1. По упр.5 с 132 учебника.

– Назовите глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

– Какие формы времени образуются от него? Образуйте форму прошедшего времени. Как вы её образовали, с помощью какого суффикса? У вас получилось новое слово?(Нет.)

Запомните: суффикс -л- образует не новые слова, а форму прошедшего времени.

2. Ученики, которые выполняли задание № 10, тема 10 в рабочей тетради, представляют свои варианты выполнения: читают текст, называют глаголы в настоящем времени и неопределённой форме, один ученик читает далее по заданиям, остальные слушают.

– Чем отличаются глаголы лететь и летать?

– Сколько форм времени можно образовать от этих глаголов? (3).

Почему?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.








1 3 3

– Сегодня на уроке мы вспомним все признаки глагола (постоянные, непостоянные), но будем располагать их на «полочках». Как вы думаете, что это за «полочки»?(Порядок разбора слова как части речи.)

– Запишите тему урока: «Разбор глагола как части речи».


– Составим план урока.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

3 4

1. Ознакомление с порядком разбора глагола как части речи.

а) Перед чтением.

– Какие три пункта будут в начале разбора?

б) Чтение по учебнику (с. 126).

Уточнение: если глагол в прошедшем времени и в ед. числе, можно определить род.

в) После чтения.

Анализируется образец записи, учитель обращает внимание на сокращения.


– Почему при разборе глагола доплеснуть указана только неопределённая форма? (Нельзя определить ни время, ни число.)

2. Выполнение задания по карточке, тема «Глагол как часть речи». Проверка в парах. Проверка на компьютере. 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Вопросы к ученикам:

– Удалось… (имя ученика) выполнить задание? (класс показывает карточки зелёный цвет «Да» или красный «Нет»)

- Почему?

- Какую отметку вы ему поставите?


П. – Почему у глаголов настоящего времени нет рода? Проверьте, подставив к глаголу смеётся слова она или он. Что наблюдается?

(Можно отнести и к мужскому, и к женскому роду, т.е. не различаются по роду.)

3. Физминутка: «Панда»

(Упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)



IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 381 – развивается умение разбирать глагол как часть речи по образцу.

Делали (что делали?) гл., н.ф. делать, прош.вр., мн.ч.

Положили (что сделали?) гл., н.ф. положить, прош.вр., мн.ч.

Рассказывал (что делал?) гл., н.ф. рассказывать, прош.вр., ед.ч., муж.р.

Говорит (что делает?) гл., н.ф. говорить, наст.вр., ед.ч.

Написал (что сделал?) гл., н.ф. написать, прош.вр., ед.ч., муж.р.

2. Упр. 382 – развиваются умения в области культуры речи – правильное употребление (сочетаемость) в речи паронимов одеть и надеть.

– Прочитайте два текста.

– О чём эти тексты? (О словах надеть и одеть.)

– Какая в них главная мысль? (О правильном употреблении слов надеть и одеть.)

– Как об этом говорится в стихотворении?

3. Упр. 383 – предлагается приём разграничения значений паронимов одевать (одеть) – надевать (надеть) с опорой на антонимы.

4. Проверка понимания материала, изложенного в упр. 382–383.

Выполнение задания № 9, тема 10 в рабочей тетради.

Проверка коллективная. Самооценка.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Вопросы к ученикам:

– Удалось… (имя ученика) выполнить задание? (класс показывает карточки зелёный цвет «Да» или красный «Нет»)

- Почему?

- Какую отметку вы ему поставите?

5. Игра «Две шкатулочки»

У варианта I шкатулочка с вопросом что сделать? что сделал? и т.д., у варианта II– что делать? что делает? и т.д.

- Соберите правильно глаголы.

Учитель читает слова:

Помог, думать, нарисую, бормочет, мыть, завизжать, буду нырять, заснял, побелю, зевать.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

– Кто сказал правильно?

Миша сказал:

– Надевай пальто – пойдём на коньках кататься.

Серёжа сказал:

– Одевай пальто – пойдём на коньках кататься.

– Кто сказал правильно? Исправьте речевую ошибку.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







VI. Домашнее задание.



1 Упр. 4 с. 130.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!